Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
материал по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №2
«Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
Котовск
30.11.2017 г.
Цель:
совершенствовать работу ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
Задачи:
- стимулировать потребность педагогов в познании комплекса искусств и методологических основ художественно-эстетического развития дошкольников;
- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОУ;
- познакомиться с инновационными формами художественно-эстетического развития дошкольников;
- способствовать сплочению педагогического коллектива.
Подготовка к педсовету:
1. Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.
2. Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».
3. Проведение смотра - конкурса уголков художественного творчества.
Повестка дня:
1. Вступительное слово заведующего ДОУ (Заведующий Романова Л.В.)
2. Презентация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
(старший воспитатель Галушина Н.М.)
3.Итоги тематического контроля - (аналитическая справка по результатам тематической проверки) старший воспитатель
4. Деловая игра «Путешествие в художественно-эстетический мир».
5. Результаты смотра – конкурса центров художественного творчества.
(заведующий ДОУ)
6. Решение педсовета.
Ход педсовета:
Слайд №1
1. Уважаемые коллеги!
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить некоторые вопросы по организации художественно- эстетического воспитания в ДОУ. Тема нашего педсовета «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников».
Художественно-эстетическое развитие в соответствии с ФГОС это-
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Слайд №2
Ключевая роль ДОУ – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Именно поэтому и наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Слайд №3
2. Презентация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
Слайд №4
Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.
Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Слайд №5
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
Многие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Слайд №6
Сущность данного процесса можно определить следующим образом:
- Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
- Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
- В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
- И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества.
Слайд №7
Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Слайд №8
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Слайд №9
Взаимодействие педагогов и детей включает разнообразные формы работы:
групповые и подгрупповые занятия,
- праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера;
- недели творчества;
- дидактические игры;
- выставки рисунков и поделок;
- создание книг – самоделок;
- кружковую и студийную работу;
- свободную художественную деятельность;
- организацию спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников;
- музейную педагогику;
- эстетическое оформление интерьеров;
- участие в городских мероприятиях, и т.д.
Слайд №10
Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
• Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.
• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
- Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.
Слайд №11
Среди методов художественно-эстетического воспитания можно выделить следующие:
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение педагогом текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;
• метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;
• метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;
• метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, педагог предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.
Слайд №12
3. Итоги тематического контроля
Цель: определение эффективности воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами изобразительной деятельности.
В ходе тематической проверки членами комиссии были изучены следующие направления:
• Обследование уровня развития детей;
• Оценка профессиональных умений педагога;
• Оценка создания условий в дошкольном учреждении;
• Планирование воспитательно – образовательной работы;
• Анализ взаимодействия с семьями воспитанников.
1. Обследование уровня развития детей
Проведя детальный анализ таблиц, можно сделать вывод о том, что общие показатели развития изобразительных навыков и умений соответствуют возрастным особенностям, дети эмоционально реагируют на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства, видят характерные эстетические признаки окружающих предметов, могут сравнивать их, знакомы с изделиями русского декоративно – прикладного искусства. Однако не все владеют основными техническими приемами рисования, могут передать сюжетную композицию, создавать декоративные композиции.
У 43% детей старшего дошкольного возраста навыки сформированы полностью, 56% -находятся в стадии формирования и 1% -навыки не сформированы.
2. Оценка профессиональных умений педагога
Для оценки профессиональных умений педагогов были просмотрены ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация, музыка). Как показал просмотр организованной образовательной деятельности, педагоги учитывают индивидуальные особенности развития детей, с опорой на уже имеющиеся умения и навыки в художественно - продуктивной деятельности. Методически правильно подбирают и размещают демонстрационный и раздаточный материал.
Педагоги знают программные задачи, но не всегда могут правильно руководить детским творчеством. Мало внимания уделяют анализу детских работ и организации дежурства и размещению детей во время ООД.
3. Оценка создания условий в дошкольном учреждении
Анализ создания условий в ДОУ по художественно – эстетическому направлению был сделан на основе заполненных педагогами карт самообследования условий по художественно-эстетическому развитию дошкольников
По результатам мониторинга развивающей предметно – пространственной среды можно сделать следующий вывод:
- во всех группах дошкольного отделения созданы центры «Художественного творчества» с учетом возрастных особенностей детей;
- не достаточное количество методической литературы по художественно-эстетическому развитию детей;
- не всегда организуются выставки детского творчества, которые кроме воспитательного значения несут и эстетическую функцию.
- в центрах «Художественного творчества» достаточно оборудования для изобразительной деятельности, нехватка в бумаге разной фактуры, бросовом материале, тканевых салфеток, альбомах–раскрасках и изделиях художественных промыслов;
- более 64% педагогов оформляют и хранят детские работы;
- имеются не в полном объеме дидактические игры по художественно-эстетическому развитию детей.
4. Планирование воспитательно – образовательной работы
В ходе тематической проверке были проанализированы планы воспитательно – образовательной работы, планирование изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность планируется педагогами, как в ходе проведения организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей и воспитателей.
Анализ планов воспитательно-образовательной работы позволил выявить недостатки планирования:
- недостаточно планируется педагогами ООД по ознакомлению детей с творчеством художников, художников иллюстраторов; досугов и выставок детских работ;
- не в полном объеме планируется декоративное рисование;
- в планировании работы с родителями не достаточно освящены совместные мероприятия по данной теме и размещение наглядной информации.
5. Анализ взаимодействия с семьями воспитанников
Для оценки форм взаимодействия с родителями по изобразительной деятельности им было предложено ответить на вопросы анкеты, целью которой было узнать мнение родителей о работе дошкольного отделения по изобразительной деятельности и о том какая работа проводится с детьми дома.
Анализ анкет позволил сделать следующие выводы:
- 98% родителей считают, что все группы дошкольного отделения эстетично оформлены;
- 88% знают, какие занятия по изобразительной деятельности есть в детском саду;
- 93% респондентов считают, что в ДОУ созданы условия для творческого развития детей;
- 81% родителей ответили, что дома ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности;
- на вопрос, что вы делаете для того, чтобы поддержать интерес к изодеятельности, большинство родителей ответили, что покупают все необходимое (66%), вместе делают поделки, рисуют (21%), 4% водят в кружки эстетической направленности, 5%-покупают яркие книги для самообразования ребенка;
- 86% респондентов хранят детские рисунки;
- более 77% родителей считают, что в группах ДОУ оформляется наглядная информация, 13% -затруднились ответить;
- на вопрос, какая помощь от педагога детского сада Вам требуется по проблеме художественно-эстетического развития: 61%-все устраивает, 4%-ответили научить рисовать, 9%-требуется консультация, 5%-организовывать конкурсы среди воспитанников и мастер-классы.
Вывод:
Эффективность работы педагогов по художественно-эстетическому развитию детей в ДОУ можно считать удовлетворительной, при выполнении следующих рекомендаций.
1. Продолжать пополнять центры художественного творчества, создавая доступную насыщенную развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми, пособиями, бросовым материалом, альбомами-раскрасками, изделиями народных промыслов.
2. Более творчески подходить к организации ООД по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы.
3. Старшему воспитателю Галушиной Н.М. провести для педагогов семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».
4. Пополнить группы необходимой методической литературой по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
5. Продолжать использовать в работе инновационные технологии, проектную деятельность по художественно – эстетическому направлению.
6. При планировании воспитательно-образовательной деятельности обратить внимание на приобщение детей к народному и профессиональному искусству, через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.
7. Разнообразить формы взаимодействия с родителями. Проводить индивидуальные и подгрупповые консультации, регулярно размещать наглядную информацию и обращать внимание родителей на новый материал, в доступном месте организовать библиотеку для родителей по художественно-эстетическому развитию детей, проводить творческие гостиные в рамках школы искусств «Интеллект», тематические и персональные выставки детского творчества, выставки совестных работ детей и родителей, творческие выставки родителей.
8. Организовать выставки кружков художественно-эстетической направленности ДОУ «Акварелька», «Волшебный завиток», «Волшебная нитка», «Пластилинография», «Семицветик», «Веселые нотки».
Ответственные: воспитатели кружков.
Срок: январь 2018 г.
9. Размещать фото и видео материал на официальном сайте и персональных сайтах педагогов с творческими работами воспитанников.
4. Деловая игра «Путешествие в художественно-эстетический мир».
Слайд №13
Станция «Разминка»
Вопросы задаются одновременно двум командам, кто первый даст ответ, получает оценочную фишку.
- Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
- Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
- Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
- Назовите виды традиционного рисования. (относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами)
- Назовите виды нетрадиционного рисования (нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
- Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
- Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
- Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
- Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)
Слайд №14, 15
Вторая остановка «Угадай-ка».
Педагоги разгадывают кроссворд.
1. Прием рисования (примакивание)
2. Этим мы рисуем (кисть)
3. Городенская, гжель, хохлома, жостово, мезинкая – как это назвать одним словом (роспись)
4. Как с латинского переводится словосочетание – декоративно – прикладное искусство (украшаю)
5. Это воспитание способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, формирует сенсорную культуру речи ребёнка, формирует представление о поступках, манерах поведения (эстетическое).
1 | П | |||||||||||
2 | К | |||||||||||
3 | Р | |||||||||||
4 | У | |||||||||||
6 | Э |
Слайд №16
Ответы кроссворда
Слайд №17
Третья остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»
Первая команда
- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? (маринисты художники пейзажисты)
Человека? (натуралисты)
Военных действий? (документалисты)
Вторая команда
- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? (пейзажисты)
Животных? (анималисты)
Цветов, фруктов, неодушевленных предметов? (натюрморт)
Слайд №18
Станция «Шедевры музыкального искусства»
Музыка, особенно классическая, оказывает огромное влияние на организм человека.
Мы с вами педагоги, сами должны знать шедевры музыкального искусства и сейчас мы послушаем классическую музыку и проведем с вами небольшую викторину.
Викторина «Шедевры музыкального искусства»
1. Бах - Органная токката и фуга ре-минор
2. Николай Римский-Корсаков - Полёт шмеля
3. Бетховен - Лунная соната
4. Бетховен к Элизе
5. Моцарт Реквием
6. Моцарт Турецкое рондо
7. Чайковский Щелкунчик Вальс цветов
Слайд №19
Станция «Шедевры литературного искусства»
Сейчас мы окунемся с вами в шедевры литературного искусства и проверим ваши знания о произведениях классической литературы и поэзии.
Перевертыши
1 команда:
Синяя бейсболка – «Красная Шапочка» Ш. Перро
Квадратик – «Колобок» фолькл.
Счастье от глупости – «Горе от ума» Грибоедов
Летний вечер – «Зимнее утро» Пушкин
2 команда
Кар-кар – «Му-му» Тургенев
Ручные утята – «Дикие лебеди» Андерсен
Черненький лопух – «Аленький цветочек» Аксаков
Солдатский сынок – «Капитанская дочка» Пушкин.
Слайд №20
Заменить пословицы или поговорки на русские:
1 команда
Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.
Рус.: Язык до Киева доведёт.
2 команда
Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.
Рус. Тише едешь – дальше будешь.
Слайд №21
Эрудит
- Кто в половодье спасал зайцев? Дед Мазай
- Детей приносит аист или их находят в капусте, а кого можно найти в апельсинах? Чебурашку
- Сюжет: во время прогулки найден клад, с радости сделана ценная покупка и устроена вечеринка, в разгар которой является кровожадный убийца, угрожающий хозяйке дома. Но внезапно появляется герой и спасает хозяйку. Всё завершается свадьбой. Назовите имя гл. героини. МУХА-цокотуха
- Самая издаваемая книга в мире? Библия
- Кто был по профессии Гулливер? Корабельный врач, хирург
- Как называлась харчевня, где обедали Буратино, лиса, кот и Карабас? «Три пескаря»
- Любимый напиток пиратов? Ром
- Сказочный конь, который вставал перед Иваном, как лист перед травой. Сивка-бурка.
- Сколько лет лежал без движения Илья Муромец? 33
- Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.
Слайд №22
Станция «Шедевры танцевального искусства»
Мне нужны по 3 педагога с каждой команды. Ваша задача выбрать себе элемент одежды и определить какой танец вы будете нам исполнять.
Звучат фрагменты:
- «Восточная»
- «Цыганочка»
- «Русская народная пляска»
- «Ламбада»
- «Сомбреро»
Оборудование: русский платок, восточный убор, очки, юбка цыганская, сомбреро с гитарой, юбка для ламбады)
Слайд №23
5. Результаты смотра – конкурса центров художественного творчества.
6. Проект решение педсовета.
1. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию приёмы по возрастным особенностям детей. Ответственные: воспитатели.
2. Регулярно пополнять центры художественного творчества. Ответственные: воспитатели.
3. Продолжить проводить выставки детских творческих работ. Ответственные: воспитатели.
4. Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ. Ответственные: все педагоги .
5. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста».
Ответственные: воспитатели групп
6. Провести семинар-практикум по теме «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
Ответственные: старший воспитатель
Срок исполнения: декабрь 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО...
«Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников из опыта работы...
Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Педагогический совет на тему: Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников...
Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
Педсовет на тему: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспи...
Сообщение из опыта работы Тема: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников».
Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания.Система художественно – эстетического в...
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»
Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству....
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...