Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Люби и знай родной свой край"
рабочая программа (старшая группа)

Долгих Наталья Юрьевна

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию "Люби и  знай родной свой край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1.1_proekt_lyubi_i_znay_rodnoy_svoy_kray_2022.docx351.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

 ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ»

C:\Users\Тополек\Desktop\РАБОТА\SDC19304.JPG

с. Ухтуй,  2020

АВТОРЫ:

Долгих Наталья Юрьевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения Ухтуйский детский сад «Тополёк»,

Евланова Татьяна Ивановна, старший воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения Ухтуйский детский сад «Тополёк»,

Малоземова Алена Анатольевна,  воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения Ухтуйский детский сад «Тополёк».

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ:

        Программа  по гражданско-патриотическому воспитанию «Люби и знай родной свой край»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Пришло время, когда остро встала проблема воспитания граждан России. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества на бедных и богатых, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия.

Угрожающие масштабы приобрели безнадзорность и беспризорность детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек подростков среди несовершеннолетних правонарушителей.

Программа ориентирована на решение проблемы гражданско-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. В программе представлены пути реализации системы работы по формированию гражданско-патриотическихчувств и отношений детей дошкольного возраста, раскрывается содержание образовательной работы, основные методические требования к ее организации, обозначены условия реализации образовательного процесса для достижения максимально эффективного результата.Работа по проекту предусматривает усвоение сведений об окружающем мире, нравственных ценностей, моральных представлений, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Цель: формирование гражданско-патриотических отношений к семье, селу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу.
  • Формировать бережное отношение к родной природе и всему живому. Формировать толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
  • Развивать чувство ответственности и гордость за достижения Родины, интерес к русским традициям и промыслам.
  • Расширять представления о нашем крае.
  • Повышать уровень педагогических знаний родителей в области гражданско – патриотического воспитания дошкольников.
  • Применять формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на формирование гражданско-патриотических чувств.

Объект:гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников.

Предмет: формирование гражданско-патриотических чувств через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Актуальность

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Одной из важнейших задач дошкольного образования является развитие культуры личности ребенка, социализация его в обществе.

Задача всей нашей страны - вырастить людей высоконравственных, образованных, обладающих чувством гражданского долга и любовью к людям разных национальностей. И все это в первую очередь воспитывается под влиянием родителей и педагогов. Это особенно актуально для нашего многонационального города. В детском саду особенно важно поддерживать и направлять интерес ребенка к людям других национальностей, особенностей культуры.

Нормативной базой программы  являются:

  • Закон Российской Федерации “Об образовании” от 29. 12. 2012 года №273-ФЗ;
  • Национальная доктрина образования РФ до 2025 года.
  • Стратегия развития воспитанияв Российской Федерации на периоддо 2025 года.
  • Устав дошкольного учреждения;

  1. Содержание

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет, окружающий его мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному селу у него проявляются в чувстве восхищения своим селом. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, работниками детского сада, при знакомстве с местными достопримечательностями.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы и приемы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе, в ДОУ.

Поэтому в основу системы работы по программе  «Люби и знай родной свой край» легли два направления работы:

  1. Воспитание гражданско-патриотических чувств к малой родине, родному селу.
  2. Воспитание толерантного отношения к лицам других национальностей.

  1. Обоснование необходимости программы

 «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» ориентирует нас на то, что патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.

О важности того, чтобы ребенок с раннего детства приобщался к культуре своего народа, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за эту землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, искусство, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Поэтому гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Гражданско - патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувств:

  •  Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками.
  • Чувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке и что видит перед собой ребенок - чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
  • Огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет все его ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, ее столицей и символами.

В соответствии с Федеральным Государственными Образовательным Стандартом ДО были определены задачи по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • личностное развитие воспитанников;
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;
  • приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • развитие интеллектуальных и личностных качеств.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

  1. Наше дошкольное образовательное учреждение работает по программе «От рождения до школы»  Н.А. Веракса. В ней определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, селу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
  2. Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны гражданско - патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса. Это объясняется тем, что чувство патриотизма по содержанию многогранно - это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства страны, преданность своему отечеству, сохранение культурной самобытности.

Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка научно-обоснованных, инновационных подходов к проблеме патриотического воспитания, для того чтобы показать, что это составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Гражданско-патриотическое воспитание в детском саду - процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Не случайно, проблема патриотического воспитания выведена на уровень государства. Разработаны - государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», программа духовно-гражданского воспитания детей и молодежи. Актуальность задачи отражена в ФГОС ДО.

Инновационная направленность педагогического опыта заключается в создании условий организации педагогического процесса по развитию нравственных качеств у старших дошкольников через проектную деятельность. В проекте применяются новые формы работы с детьми (метод проектов), взаимодействия с семьёй по гражданско-патриотическому воспитанию.

  1. Принципы программы

Содержание программы строится на основе общих педагогических принципов:

  • Регионализация гражданско-патриотического воспитания.

Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели гражданско-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.

  • Доступность.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  • Непрерывность.

На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

  • Целостность.

Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы гражданско-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о гражданственности и патриотизме.

  • Научность.

Одним из важных принципов проекта является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.

  • Социальные идеи. 

Освоение знаний, отражающих эти идеи, обеспечивает формирование основ гражданского сознания. Среди них важное место занимает единство человека и общества, человека и природы.

  • Педагогические идеи. 

В психологии и педагогике доказано, что развитие личности и ребенка происходит системное и целостное (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев) развитие личности дошкольника, проект должен обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношения).

  • Системность.

Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений гражданско-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о гражданско-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

  • Преемственность.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

  • Стимулирование активности.

Важным этапом гражданско-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, воспоминания старожилов, материал для макета и др.), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.

  • Культуросообразности.

Этот принцип выстраивает содержание проекта как последовательное усвоение национально-культурных традиций и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

4. Разделы программы

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она осуществляется по разделам.

  1. Раздел «Воспитание патриота и гражданина»
  2. Раздел «Где мы живем?»
  3. Раздел «Село, в котором я живу»
  4. Раздел «Зиминский район – многонациональный»

  1. Раздел «Воспитание патриота и гражданина»

Воспитание чувства любви к Родине, уважение к другой культуре.

Задачи:

  1. Формирование бережного созидательного отношения к окружающему миру.
  2. Развитие самостоятельности ребёнка и обучение взаимодействию с другими людьми.
  3. Побуждение чувства национальной принадлежности.
  4. Воспитание международной солидарности.
  1. Раздел «Где мы живем?»

Основной его задачей является формирование представлений детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположение, климат округа; природа и полезные ископаемые округа; символика родного края.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
  2. Расширять представления о природных богатствах Иркутской земли:
  • растительном и животном мире;
  • полезных ископаемых.
  1. Учить детей устанавливать взаимосвязи между отношением человека к природе и его здоровым образом жизни.
  2. Воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
  1. В разделе «Село, в котором я живу»

Даются элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и ВОВ, достопримечательностях села, его социально-экономической значимости.

Задачи:

  1. Формировать представления об исторических корнях села.
  2. Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости поселка.
  3. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, ВОВ.
  1. Раздел «Зиминский район – многонациональный»

Обусловлен тем, что является связующим звеном между представлением дошкольников о народах, живущих в селе, районе и культурой, которую они представляют.

Задачи

  1. Формировать представления об основных профессиях жителей села и района.
  2. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
  3. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

 Ожидаемый результат:Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села и района, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

  1. Формы работы

  • С детьми:

Знакомство дошкольников с родным селом и родной страной – процесс длительный и сложный.

  • С родителями:

Важным условием гражданско – патриотического воспитания детей является тесная связь с родителями. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. Эта работа актуальна и особенно трудна в настоящее время и требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важным.

  • С педагогами:

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

  1. Мониторинг результативности работы

Для отслеживания результатов деятельности в дошкольном образовательном учреждении мной разработан мониторинг гражданско-патриотической воспитанности старшихдошкольников.

В 5-6 лет ребенок должен знать и называть:

  • Своё имя, фамилию, членов своей семьи по Фамилии, имени и отчеству.
  • Основные достопримечательности села.
  • Иметь представление о символике.
  • Иметь представление о географических особенностях Зиминского района.
  • Иметь представления о некоторых культурных центрах области и района.
  • Принимать участие в мероприятиях по охране природы.
  • Различать и передавать основные характерные элементы декоративно-прикладного искусства коренных народов района.
  • Использовать в активной речи произведения устного народного творчества.
  • Знать национальности нашего района.
  • Осознавать свою национальную принадлежность.
  • Уметь бережно относится к живой и неживой природе, понимать положительные и отрицательные последствия своего вмешательства.
  • Иметь представление о народных промыслах района.
  • Проявлять терпимость, уважение к традициям людей других национальностей.
  • Давать оценку поступкам героев художественных произведений разных народов.

К концу дошкольного детства ребенок должен знать:

  1. Наш район населяют люди разных национальностей.
  2. У каждого народа есть свой язык, обычаи, традиции, искусство и архитектура.
  3. Каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Мониторинг проводится три раза в год (сентябрь, декабрь, май)

  1. Ресурсы

Реализация программы  рассчитана на 1 год. В работу включены субъекты образовательного процесса: педагоги, дети дошкольного возраста (6-7 лет), родители.

Организационные ресурсы(создание творческой группы по внедрению опыта работы, разработке нового содержания, методов, подходов и приемов с новым содержанием и т.д.).

Информационные ресурсы (сбор, обработка, анализ информации нужной для реализации проекта, его трансляция в образовательном учреждении, инструктирование кадров по реализации программы).

Кадровые ресурсы(подбор, расстановка и подготовка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение программы).

Педагоги

Функции

1

Заведующий

Организация всего образовательного процесса; сотрудничество с органами управления образованием; решение финансовых вопросов.

2

Старший воспитатель

Выбор программ и методик (совместно с воспитателем); контроль за координацией всех специалистов и воспитателей; обобщение результатов работы; реализация интегрированного подхода; мониторинг деятельности всего коллектива; проведение методических семинаров для членов коллектива; участие в создание предметно-развивающей среды, участие в распространении опыта работы учреждения; организация общих родительских собраний, посвященных проблемам гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

3

Воспитатель

- комплексное развитие всех компонентов гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

- создание условий для социально-личностного развития детей, формирование нравственных качеств и коммуникативных навыков;

- обеспечение взаимосвязи социально-личностного развития с другими видами образовательной деятельности.

4

Музыкальный руководитель

Проведение работы по вовлечению и подготовке работников в занятия по интересам, участия в смотрах, конкурсах.

5

Педагог по ИЗО

- закрепление материала занятий в рисовании, аппликации, лепке;

- оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудовании, декораций, костюмов к праздникам;

- совместное проведение занятий с воспитателем.

6

Инструктор по физической культуре

Проведение работы по вовлечению и подготовке работников в занятия по интересам, участия в спортивных соревнованиях.

Материально-технические:

Для реализации программы в дошкольном учреждении созданы материально - технические ресурсы, к которым относятся помещения, где можно проводить мероприятия по формированию гражданско-патриотического воспитания:

  •  Музыкальный зал (телевизор, DVD - проигрыватель с функцией «караоке», музыкальный центр, мультимедийное оборудование);
  • Уголок «Русская изба»;
  • Театральная студия (сценическая площадка, декорации).
  • Спортивный зал (тренажеры, гимнастические стенки.)
  • ИЗОстудия - мольберты, материалы для ИЗО-деятельности.
  • Библиотека;
  • Зеленая зона (большое количество комнатных растений);
  • Уголок «Наш родной край» (поделки декоративно – прикладного искусства).

Учебно-методические:

  • Плакаты или фотографии с видами родного села;
  • альбом, фотографии семьи и ребенка;
  • фотографии или иллюстрации достопримечательности села и района;
  • плакаты, картины, схемы с изображением села, района;
  • символика села (герб, флаг);
  • картотека народных подвижных, хороводных игр;
  • портреты поэтов и писателей;
  • костюмы для ряженья разных национальностей;
  • разнообразный бросовый и природный материал;
  • материал для изготовления костюмов, кукол и т.д. (картон, разноцветная бумага, ткань, клей и др.);
  • карточки с коммуникативными играми;
  • сценарии конкурсов, викторин, праздников народов района;
  • подборка литературных произведений;
  • наглядно – иллюстративный материал для занятий (картинки, карточки, схемы, игрушки, предметы, предметы - заместители);
  • консультации для педагогов и родителей по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • папки-передвижки с рекомендациями по ознакомлению детей с историей нашего края;
  • методические разработки по гражданско-патриотическому воспитанию.

  1. Целевая аудитория

Основные субъекты, вовлеченные в осуществление программы:

Основные направления работы

Участники образовательного процесса

Развитие интеллектуально познавательных способностей, творческой активности, любознательности, самостоятельности старших дошкольников в процессе совместной с педагогом деятельности.

Дошкольники 5-7 лет (группы общеобразовательной направленности), воспитатель

Формирование основ гражданской позиции, осознанное отношение к окружающей среде.

Дошкольники 5-7 лет (группы общеобразовательной направленности), воспитатель

Развитие эмоциональной сферы ребенка:формированиетолерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, желания бережного отношения к памятникам архитектуры, к природным объектам, стремления сохранить их.

Дошкольники 5-7 лет (группа общеобразовательной направленности), воспитатель

Консультации

Воспитатели всех возрастных групп, родители воспитанников.

Оптимальное количество участников

Участники образовательного процесса

Дети

Педагоги

Родители

2020-2021г.

30

5

30

  1. План реализации программы

Этапы работы

Сроки

Мероприятия

Ответственный

I этап подготовительный

Май-сентябрь 2020года

1.Подборка и изучение методологической и педагогической литературы.

Старший воспитатель,

воспитатель

Сентябрь-октябрь 2020года

2.Подбор методического материала и разработка перспективного плана для практической работы с детьми.

Старший воспитатель,

воспитатель

В течение 1 полугодия 2020-2021года

3.Разработка системы мониторинга

Старший воспитатель,

воспитатель

II этап диагностический

сентябрь 2020года

Выявление уровня гражданско-патриотических представленийдетей.

 воспитатель

III этап основной

октябрь 2020 –ноябрь 2021года

1.Организация в группе познавательной среды: уголок «Наш родной край»

 воспитатель

октябрь 2020 – апрель 2021года

2.Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов малой Родины: местоположение, климат района; природа и полезные ископаемые района; символика родного края; история, первопроходцы, достопримечательности села и др.

 воспитатель

октябрь 2020 – апрель 2021года

3.Детские исследовательские проекты, исследовательские работы по различным гражданско-патриотическим направлениям. Конкурс презентаций исследовательских детских работ, семейных проектов.

 Воспитатель,

родители

октябрь 2020 – апрель 2021года

5.Организация кружка «Мама, папа, я – Ухтуйская семья».

Старший воспитатель,воспитатель,

родители

Сентябрь- октябрь 2020года

6.Для педагогов проводятся: консультации «Этапы и формы патриотического воспитания дошкольников», «Особенности патриотического воспитания»

Старший воспитатель,

воспитатель

Декабрь 2020года

7.Круглый стол «Повышение результативности педагогического труда по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников».

Старший воспитатель, воспитатель

Апрель 2021года

8. Педагогический час «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».

Старший воспитатель

Сентябрь, декабрь, май 2020-2021год

9.Диагностика выявления гражданско-патриотических представлений детей 5-6 лет

воспитатель

IV этап

итоговый

май 2021 года

подведение итогов внедрения проекта, внесение поправок в случае нерешенных проблем

Старший воспитатель,

воспитатель

Пути реализации:

- разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности;

- создание оптимальных условий для приобщения педагогов к переосмыслению содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогики и психологии;

- обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.

  1. Ожидаемые результаты

Программа направлена на совершенствование познавательного, гражданского и социального сознания детей. Ознакомление дошкольников с культурным наследием села, района оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка:

1. Интеллектуально-познавательных способностей, творческой активности, любознательности, самостоятельности старших дошкольников.

2. Основ гражданской позиции:формируетсяосновные направления гражданско-патриотического воспитания

3. Эмоциональной сферы ребенка:формируются коммуникационные навыки с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимопомощи, взаимоподдержки.

4. Трудовых умений и навыков: занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду

Результаты работы по программе и социальный эффект

Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма была использована технология М.Ю.Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А.Виноградовой, Н.В. Микляевой «Мониторинг гражданско-патриотического воспитания в детском саду и начальной школе». Мониторинг проводится 3 раза в год: в начале, в середине и в конце года с целью изучения динамики развития речи.

Критерии диагностики:

Полнота – ребенок называет отличительные особенности родного края, села.

Конец года

в

с

н

2020-2021г.

37%

63%

0%

Сущность - ребенок знает отличительные признаки родного края, растительного и животного мира, коренных народов Зиминского района (быт, традиции), понимает о свой сопричастности к жизни людей в поселке.

Конец года

в

с

н

2020-2021г.

42%

58%

0%

Обобщенность – ребенок знает историю появления села, социально-экономическую значимость родного края для страны, называет близлежащие села; знает символику села, района; осознает неразрывную связь человека с природой, ее влияние на жизнь людей; знает особенности проживания в многонациональном обществе.

Конец года

в

с

н

2020-2016г.

34%

66%

0%

 Результаты диагностики показывают, что практическая работа по гражданско-патриотическому воспитанию приводит к положительным результатам в личностном развитии дошкольников, и доказывает эффективность работы в этом направлении:

1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам малой Родины (местоположение, климат, природа и полезные ископаемые округа, символика родного края), узнают достопримечательности и особенности природы родного края – Зиминского района, села Ухтуй.

2. Воспитанники умеют выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Дети уверенно отличают и называют характерные исторические, климатические и культурные особенности нашего села.

Мои воспитанники являются активными участниками конкурсов на уровне дошкольного образовательного учреждения и села, района и занимают призовые места.

  1. Риски

1. Низкая заинтересованность родителей в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

2. Невысокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей в организации образовательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

3. Зависимость части работы от значительного материального обеспечения проектной деятельности.

Работа по предупреждению рисков проекта может быть направлена на:

1. Распределение среди членов педагогического коллектива ответственных за выполнение отдельных направлений проекта, которые будут осуществлять организацию и контроль за реализацией плана проекта по своему направлению.

2.Организацию методической помощи воспитателям по разработке и внедрению детских познавательных проектов.

3. Повышение профессиональной компетентности по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников в различных формах методической работы.

4. Привлечение родителей к активному участию в разработке и реализации проектов гражданско-патриотической направленности совместно со своими детьми, внедрение новых форм работы(мастер–классы, круглый стол),организация в дошкольном образовательном учреждении видеотеки с помощью родителей «Это интересно», «Природа Зиминского района» и т.д.

  1. Перспективы дальнейшего развития программы

Специфика дошкольного образовательного учреждения такова, что ежегодно из стен детского сада дети подготовительных групп поступают в школы, а к нам приходят новые малыши. Поэтому педагоги нашего детского сада буду продолжать работу по ознакомлению дошкольников с историей создания и развития города, привлекая к этой проблеме родителей вновь поступивших детей, попытаются сделать так, чтобы родители наших воспитанников стали для нас первыми союзниками и помощниками.

Будет продолжена работа по совершенствованию структуры создаваемой системы работы по гражданско-патриотическому развитию детей, отбирая наиболее эффективные методы, средства и формы организации работы с детьми, родителями и общественностью по проблеме проекта.

  1. Литература

1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). - М.:УЦ «Перспектива», 2011.

2. Антонов Ю.Е. Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

3.Кокуева Л.В. Духовно-гражданское воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: Методическое пособие. – М., 2005.

4.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет. – М., 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Родной свой край люби изнай".

Консультация для родителей: "Родной край люби и знай"....

Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"

В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности,...

Мастер- класс "Воспитание гражданско-патриотических чувств через историю родного края"

    Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне  развитой личности. Гордость за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошло...

Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"

Проект  по духовно – нравственному  и  гражданско – патриотическому   воспитанию   детей .Тема: "Родной  свой  край  люби  и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...