Методическая разработка «Музыкальная физика или путешествие в мир звуков»
методическая разработка (старшая группа)

Нуждина Ольга Владимировна

Конспект занятие на расширение знаний детей о мире звуков,развитие познавательного интереса в процессе эксперементирования со звуком.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на региональный профессиональный конкурс «Новая физика»

Конспект  занятия  с детьми дошкольного возраста в рамках основной образовательной деятельности

Тема методической разработки

 «Музыкальная физика или путешествие в мир звуков»

Автор разработки: Нуждина Ольга Владимировна

      Место работы: Нижегородская обл., г. Богородск,

 МБДОУ «Детский сад N17 «Ласточка »

Должность: музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

2023 г.

Конспект музыкального занятия в старшей группе ДОУ «Музыкальная физика или путешествие в мир звуков»

Возраст детей:  5 – 6 лет

Цель: Создание условий для расширения и обогащения знаний у детей о мире звуков, развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи: 1.Формировать представления детей о понятии «звук».

2.Развивать познавательный интерес и расширять представление детей «откуда берется звук»  в процессе экспериментирования.

3. Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат  ребенка.

4. Воспитывать интерес к звучащему миру

Предполагаемые образовательные результаты: у детей расширятся знания о мире звуков, разовьётся познавательный интерес в процессе экспериментирования со звуком, повысится интерес к звучащему миру.

Оборудование: фонограммы, погремушки, маракас, мягкая музыкальная игрушка,  камертон, металлофон, сундучок, расчески, деревянные предметы и инструменты, бумага, картон, коробочки, связки металлических ключей, звоночки, колокольчики, дирижерская палочка.

Список источников: nsportal.ru ; maam.ru

Список литературы: 1.На пути к музыке. Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей. Автор: Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. Издательство: Ульяновск: ИПК ПРО. 1999 г.

 2. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Автор: О.С.Фомичева - М.: "Гелиос АРВ".2000 г.

3. В мире фантазии и звуков Автор: Никашина Г. А. Издательство: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер». 2004г.

4. Музыка и чудеса. Музыкально - двигательные фантазии Автор: И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева . Издательство: Композитор-Санкт-Петербург . 2000г.

Ход занятия

Муз. рук. – Доброе утро, ребята! На музыкальном занятии мы с вами здороваемся песенкой. Давайте и сейчас её споем.

Валеологическая распевка «Здравствуйте»

(Дети садятся на стульчики)

 Муз. рук. - Ребята, а мы с вами знаем, что песенка состоит из звуков. И мир, в котором живёт человек ,состоит из звуков. Звуки окружают нас повсюду – дома, в транспорте, на улице, в детском саду.  Ребёнок с самого рождения слышит голос своей мамы  узнаёт голос папы, бабушки, сестрёнки. Потом появляются первые  игрушки (демонстрация игрушек -  погремушка,  маракас, звоночек, мягкая игрушка с музыкой).

А где ещё можно слышать музыку? (ответы детей – в телефоне, телевизоре, музыкальной колонке и т.д.)Музыка тоже представляет собой звук. Звук - это то, что слышит ухо, то, с помощью чего человек может получить информацию об окружающем его мире.

Когда вы подрастёте и пойдете в школу, вы узнаете из чего состоит звук. Специальная наука – физика -  изучает звук .Физика считается точной наукой, а музыка – это что-то более возвышенное, создающее настроение. Но… между физикой и музыкой много общего. Если рассматривать звук с точки зрения физики, то можно сказать , что звук - это механические колебания, которые распространяются в воздухе, воде, твёрдом теле и тому подобном.

В древности человека окружали только естественные, то есть природные звуки. Давайте их послушаем (записи звуков, издаваемых животными, птицами, шум дождя, журчание ручья).Ответьте мне пожалуйста: сегодня какие звуки, созданные руками человека окружают нас? (ответы  детей : самолет, машина, мотоцикл, часы, музыка и др). Предлагаю  послушать некоторые из них (записи звуков: шум трассы , стук часов, , реактивный двигатель, шум улицы). Все эти звуки называются искусственными.

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Звуки эти шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стука-

Музыкальные есть звуки.

Ребята, все окружающие нас звуки на две важные группы: 

- звуки шумовые (от слова шум, шуметь)

- звуки музыкальные (от слова музыка)

 Кто знает, как называется этот прибор? Это камертон.  Имеет 2 колена или ветви. Послушайте звуки камертона. Есть отличие в этих звуках? Как получается звук? Итак, камертон издает звук  различной высоты. Достигая уха, они вызывают ощущения. И это мы называем звуком. Камертон был изобретен для настройки музыкальных инструментов.

Воспит. – Ребята, а кто знает, как называется вот этот инструмент? (показывает металлофон) Да, это детский музыкальный инструмент – металлофон. Послушайте звуки металлофона (играет на металлофоне.)

Давайте посмотрим,  из чего он состоит? Железные пластинки разной длины и одинаковой ширины расположены на натянутых струнах. Ударяя молоточком по пластине мы слышим звук (демонстрация). Если ударять по пластинам разной длины, то звуки получаются разной высоты. Вот высокий звук. А вот какой? Низкий.

На металлофоне можно играть разные мелодии.  Давайте поиграем в игру «Узнай песенку».

Викторина «Узнай песенку»  (на знакомом материале)

Муз. рук -  Предлагаю исполнить вам песню в сопровождении металлофона.

Рус. нар . песня « Ах вы сени…»

(дети исполняют с воспитателем, муз. рук. аккомпанирует)

Муз. рук. – Дети, посмотрите на этот сундучок. Он непростой, а волшебный. Давайте посмотрим, что же в нем прячется.(открывают сундучок) Ребята, да тут какие то предметы. И кажется совсем не музыкальные.

1.Игра на расческе.

Как вы думаете, можно ли играть на расческе? (ответы детей) Давайте попробуем! Попробуем извлечь звук из расчески. Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем . Звук стал громче. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Чем больше предмет, к которому прикасается расческа, тем громче звук.(дети  играют на расчёске)

2. Как звучит бумага..

(газетная бумага, картон, в том числе рифленый, набор бумаги разной толщины, коробки)

Дети выбирают бумагу. Мнут её, трясут ею и т. д. Вслушиваясь, соотносят особенности шуршания-звучания и качества бумаги, меняют ритмические рисунки и громкость звучания. Постукивают по коробкам, проводят по рифленому картону палочкой.

Муз. рук. – Ребята, на бумаге можно также играть, она тоже  издает звук.

3. Как звучит дерево

( кастаньеты, колотушки, ложки, коробочки, трещотка, хлопушка, кубики; различные деревянные предметы  быта  (столы, стулья, доски).

Муз. рук.  обращает внимание детей на то, что музыкальные инструменты и предметы, сделанные из дерева, звучат очень своеобразно. Трещотка, кастаньеты, могут трещать и стучать. Коробочки  звучат негромко, а колотушки, хлопушки могут стучать очень громко.

(дети  играют на деревянных инструментах и предметах)

Танец с ложками. ( «Кадриль» р.н.м.)

4. – Как звучит металл.

(связки металлических ключей, колокольчики, звоночки)

Дети звенят ключами, исполняя различный ритмический рисунок. Вслушиваются в звучание.

Воспит. – Ребятки, отгадайте мою загадку.

Он отличный музыкант, у него большой талант.

Палочкой взмахнул и вот, в зале музыка живет.

Зазвучал оркестр, хор. Кто же это? (дирижер).

(в руках у муз. рук. дирижерская палочка. Педагог показывает ее детям и рассказывает, для чего нужна дирижеру его палочка).

Муз. рук. - С помощью своей дирижерской палочки дирижер, как волшебник, может оживлять музыку. Он может заставить зазвучать любой инструмент в оркестре и весь оркестр в целом. Чем я не волшебница с волшебной палочкой?

Ребята, а сейчас мы сыграем в оркестре. Музыканты, выбирайте себе любые инструменты, а дирижерская палочка поможет звучать  нашему оркестру  дружно  и слажено.

«Оркестр забавных инструментов»

(р.н.м «Я на горку шла»)

Муз. рук. – Ребята, сегодня мы познакомились с необычными  инструментами, на которых казалось бы и нельзя играть. Но у нас это получилось! Дома попробуйте с родителями  поэкспериметировать  и найти ещё необычные инструменты. На этом наше занятие заканчивается. Давайте попрощаемся песенкой.(муз. игра на развитие ладового чувства «До свидания»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»

Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....

Методическая разработка музыкального занятия с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Путешествие в зоопарк"

Методическая разработка музыкального занятия с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Путешествие в зоопарк"...

Методическая разработка музыкального досуга «Котик в гости к нам пришёл» в средней группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна

Вашему вниманию представлены конспекты музыкальных занятий в средней и старшей группах, с использыванием всех видов музыкальной деятельсти. Занятие в средней группе представленно темой"Котик в го...

Методическая разработка музыкального досуга «Сказочные образы» в старшей группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна

Комплексное развитие когнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании ИК-технологий и здоровьесберегающих технологий. При этом совершенствуются вокальные навык...

Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""

Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""...

Методическая разработка музыкально- игрового досуга: «Путешествие на автобусе по Санкт-Петербургу» для детей с ОВЗ.

Музыкально-игровой досуг «Путешествие на автобусе по Санкт-Петербургу» был проведён для детей с ОВЗ (дети с ТНР) в смешанной возрастной группе (4-6лет). Этот возраст – благоприятное ...