Методическая разработка «Музыкальная физика или путешествие в мир звуков»
методическая разработка (старшая группа)
Конспект занятие на расширение знаний детей о мире звуков,развитие познавательного интереса в процессе эксперементирования со звуком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_regionalnyy_professionalnyy_konkurs.docx | 25.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на региональный профессиональный конкурс «Новая физика»
Конспект занятия с детьми дошкольного возраста в рамках основной образовательной деятельности
Тема методической разработки
«Музыкальная физика или путешествие в мир звуков»
Автор разработки: Нуждина Ольга Владимировна
Место работы: Нижегородская обл., г. Богородск,
МБДОУ «Детский сад N17 «Ласточка »
Должность: музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
2023 г.
Конспект музыкального занятия в старшей группе ДОУ «Музыкальная физика или путешествие в мир звуков»
Возраст детей: 5 – 6 лет
Цель: Создание условий для расширения и обогащения знаний у детей о мире звуков, развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментальной деятельности.
Задачи: 1.Формировать представления детей о понятии «звук».
2.Развивать познавательный интерес и расширять представление детей «откуда берется звук» в процессе экспериментирования.
3. Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.
4. Воспитывать интерес к звучащему миру
Предполагаемые образовательные результаты: у детей расширятся знания о мире звуков, разовьётся познавательный интерес в процессе экспериментирования со звуком, повысится интерес к звучащему миру.
Оборудование: фонограммы, погремушки, маракас, мягкая музыкальная игрушка, камертон, металлофон, сундучок, расчески, деревянные предметы и инструменты, бумага, картон, коробочки, связки металлических ключей, звоночки, колокольчики, дирижерская палочка.
Список источников: nsportal.ru ; maam.ru
Список литературы: 1.На пути к музыке. Методические рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей. Автор: Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. Издательство: Ульяновск: ИПК ПРО. 1999 г.
2. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. Автор: О.С.Фомичева - М.: "Гелиос АРВ".2000 г.
3. В мире фантазии и звуков Автор: Никашина Г. А. Издательство: Мозырь: ООО ИД «Белый ветер». 2004г.
4. Музыка и чудеса. Музыкально - двигательные фантазии Автор: И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева . Издательство: Композитор-Санкт-Петербург . 2000г.
Ход занятия
Муз. рук. – Доброе утро, ребята! На музыкальном занятии мы с вами здороваемся песенкой. Давайте и сейчас её споем.
Валеологическая распевка «Здравствуйте»
(Дети садятся на стульчики)
Муз. рук. - Ребята, а мы с вами знаем, что песенка состоит из звуков. И мир, в котором живёт человек ,состоит из звуков. Звуки окружают нас повсюду – дома, в транспорте, на улице, в детском саду. Ребёнок с самого рождения слышит голос своей мамы узнаёт голос папы, бабушки, сестрёнки. Потом появляются первые игрушки (демонстрация игрушек - погремушка, маракас, звоночек, мягкая игрушка с музыкой).
А где ещё можно слышать музыку? (ответы детей – в телефоне, телевизоре, музыкальной колонке и т.д.)Музыка тоже представляет собой звук. Звук - это то, что слышит ухо, то, с помощью чего человек может получить информацию об окружающем его мире.
Когда вы подрастёте и пойдете в школу, вы узнаете из чего состоит звук. Специальная наука – физика - изучает звук .Физика считается точной наукой, а музыка – это что-то более возвышенное, создающее настроение. Но… между физикой и музыкой много общего. Если рассматривать звук с точки зрения физики, то можно сказать , что звук - это механические колебания, которые распространяются в воздухе, воде, твёрдом теле и тому подобном.
В древности человека окружали только естественные, то есть природные звуки. Давайте их послушаем (записи звуков, издаваемых животными, птицами, шум дождя, журчание ручья).Ответьте мне пожалуйста: сегодня какие звуки, созданные руками человека окружают нас? (ответы детей : самолет, машина, мотоцикл, часы, музыка и др). Предлагаю послушать некоторые из них (записи звуков: шум трассы , стук часов, , реактивный двигатель, шум улицы). Все эти звуки называются искусственными.
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолёта громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Звуки эти шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стука-
Музыкальные есть звуки.
Ребята, все окружающие нас звуки на две важные группы:
- звуки шумовые (от слова шум, шуметь)
- звуки музыкальные (от слова музыка)
Кто знает, как называется этот прибор? Это камертон. Имеет 2 колена или ветви. Послушайте звуки камертона. Есть отличие в этих звуках? Как получается звук? Итак, камертон издает звук различной высоты. Достигая уха, они вызывают ощущения. И это мы называем звуком. Камертон был изобретен для настройки музыкальных инструментов.
Воспит. – Ребята, а кто знает, как называется вот этот инструмент? (показывает металлофон) Да, это детский музыкальный инструмент – металлофон. Послушайте звуки металлофона (играет на металлофоне.)
Давайте посмотрим, из чего он состоит? Железные пластинки разной длины и одинаковой ширины расположены на натянутых струнах. Ударяя молоточком по пластине мы слышим звук (демонстрация). Если ударять по пластинам разной длины, то звуки получаются разной высоты. Вот высокий звук. А вот какой? Низкий.
На металлофоне можно играть разные мелодии. Давайте поиграем в игру «Узнай песенку».
Викторина «Узнай песенку» (на знакомом материале)
Муз. рук - Предлагаю исполнить вам песню в сопровождении металлофона.
Рус. нар . песня « Ах вы сени…»
(дети исполняют с воспитателем, муз. рук. аккомпанирует)
Муз. рук. – Дети, посмотрите на этот сундучок. Он непростой, а волшебный. Давайте посмотрим, что же в нем прячется.(открывают сундучок) Ребята, да тут какие то предметы. И кажется совсем не музыкальные.
1.Игра на расческе.
Как вы думаете, можно ли играть на расческе? (ответы детей) Давайте попробуем! Попробуем извлечь звук из расчески. Зубчики расчёски дрожат от прикосновения и издают звук. Он тихий и слабый. Ставим расчёску одним концом на стул. Повторяем . Звук стал громче. Прикладываем конец расчёски к столу. Звук стал ещё громче. Чем больше предмет, к которому прикасается расческа, тем громче звук.(дети играют на расчёске)
2. Как звучит бумага..
(газетная бумага, картон, в том числе рифленый, набор бумаги разной толщины, коробки)
Дети выбирают бумагу. Мнут её, трясут ею и т. д. Вслушиваясь, соотносят особенности шуршания-звучания и качества бумаги, меняют ритмические рисунки и громкость звучания. Постукивают по коробкам, проводят по рифленому картону палочкой.
Муз. рук. – Ребята, на бумаге можно также играть, она тоже издает звук.
3. Как звучит дерево
( кастаньеты, колотушки, ложки, коробочки, трещотка, хлопушка, кубики; различные деревянные предметы быта (столы, стулья, доски).
Муз. рук. обращает внимание детей на то, что музыкальные инструменты и предметы, сделанные из дерева, звучат очень своеобразно. Трещотка, кастаньеты, могут трещать и стучать. Коробочки звучат негромко, а колотушки, хлопушки могут стучать очень громко.
(дети играют на деревянных инструментах и предметах)
Танец с ложками. ( «Кадриль» р.н.м.)
4. – Как звучит металл.
(связки металлических ключей, колокольчики, звоночки)
Дети звенят ключами, исполняя различный ритмический рисунок. Вслушиваются в звучание.
Воспит. – Ребятки, отгадайте мою загадку.
Он отличный музыкант, у него большой талант.
Палочкой взмахнул и вот, в зале музыка живет.
Зазвучал оркестр, хор. Кто же это? (дирижер).
(в руках у муз. рук. дирижерская палочка. Педагог показывает ее детям и рассказывает, для чего нужна дирижеру его палочка).
Муз. рук. - С помощью своей дирижерской палочки дирижер, как волшебник, может оживлять музыку. Он может заставить зазвучать любой инструмент в оркестре и весь оркестр в целом. Чем я не волшебница с волшебной палочкой?
Ребята, а сейчас мы сыграем в оркестре. Музыканты, выбирайте себе любые инструменты, а дирижерская палочка поможет звучать нашему оркестру дружно и слажено.
«Оркестр забавных инструментов»
(р.н.м «Я на горку шла»)
Муз. рук. – Ребята, сегодня мы познакомились с необычными инструментами, на которых казалось бы и нельзя играть. Но у нас это получилось! Дома попробуйте с родителями поэкспериметировать и найти ещё необычные инструменты. На этом наше занятие заканчивается. Давайте попрощаемся песенкой.(муз. игра на развитие ладового чувства «До свидания»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка музыкального занятия для детей старшего возраста «Путешествие в страну Музыки с весёлыми нотками»
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка музыкального занятия в средней группе «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»
Развитие музыкальных и творческих способностей детей, через приобщение к русскому народному искусству....
Методическая разработка музыкального занятия с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Путешествие в зоопарк"
Методическая разработка музыкального занятия с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Путешествие в зоопарк"...
Методическая разработка музыкального досуга «Котик в гости к нам пришёл» в средней группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна
Вашему вниманию представлены конспекты музыкальных занятий в средней и старшей группах, с использыванием всех видов музыкальной деятельсти. Занятие в средней группе представленно темой"Котик в го...
Методическая разработка музыкального досуга «Сказочные образы» в старшей группе Автор разработки: музыкальный руководитель Васильева Дина Владимировна
Комплексное развитие когнитивных способностей у детей старшего дошкольного возраста возможно при использовании ИК-технологий и здоровьесберегающих технологий. При этом совершенствуются вокальные навык...
Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""
Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""...
Методическая разработка музыкально- игрового досуга: «Путешествие на автобусе по Санкт-Петербургу» для детей с ОВЗ.
Музыкально-игровой досуг «Путешествие на автобусе по Санкт-Петербургу» был проведён для детей с ОВЗ (дети с ТНР) в смешанной возрастной группе (4-6лет). Этот возраст – благоприятное ...