Игровые технологии в детском саду.
статья

Что такое технология?

Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Виды педагогических технологий

  • «Здоровьесберегающая»
  • технология
  • Технология «ТРИЗ»
  • Технология «Проблемного обучения»
  • Технология «Марии Монтессори».
  • «Игровая» технология и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_detskom_sadu.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в детском саду

Что такое технология?

Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.

Виды педагогических технологий

  • «Здоровьесберегающая»
  • технология
  • Технология «ТРИЗ»
  • Технология «Проблемного обучения»
  • Технология «Марии Монтессори».
  • «Игровая» технология и др.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность- опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных

Системность - технология должна обладать всеми признаками системы:

 - логикой процесса,

 - взаимосвязью его частей,

 - целостностью.

Управляемость возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов

Эффективность– современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения

Воспроизводимость - возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях т.е.(технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).

Структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса

Таким образом, очевидно:

Если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.

«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

Функции игры

 - развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-    коммуникативная: освоение диалектики общения;

-    самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

-    игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в др. видах жизнедеятельности;

-    диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-    функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-     межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

-     функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре

свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

•   творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

•   эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

•   наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры как деятельности –

Целеполагание,

  • планирование,
  • реализация цели,
  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Игра как метод обучения

   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-    как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-    в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-    как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница»,  «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а)        обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б)        познавательные, воспитательные, развивающие;

в)        репродуктивные, продуктивные, творческие;

г)        коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Типология педагогических игр по характеру игровой методике

  • предметные,
  • сюжетные,
  • ролевые,
  • деловые,
  • имитационные
  • игры-драматизации

специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Специфика игровой технологии

Игровая среда:

  • игры с предметами
  • без предметов,
  • настольные,
  • комнатные,
  • уличные,
  • на местности,
  • компьютерные
  • с ТСО,  
  • с различными средствами передвижения.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

 группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игровые технологии в детском саду"

Игровые технологии в ДОУ«Игра порождает радость,свободу, довольство, покой в себеи около себя, мир с миром»Фридрих ФребельИгра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы...

Игровые технологии в детском саду

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то       специальным поведенческим навыкам, а дать возможность...

Игровые технологии в детском саду

В структурном подразделении « Родничок» воспитываются дети и с речевыми нарушениями. Эти нарушения влекут за собой сенсомоторные и психомоторные отклонения в развитии, незрелость эмоционально-волевой ...

Консультация "Игровые технологии в детском саду".

Консультация "Игровые технологии в детском саду"для педагогов....