Готовность детей к обучению в школе
презентация к уроку (подготовительная группа)

Черных Татьяна Александровна

Начало школьного обучения  - важный и закономерный этап в жизни ребенка. В нашей стране ребенок, достигший возраста 6,5 лет, может начать обучение в школе. Но в каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение ( в шесть, семь, а может быть в восемь лет) волнует каждого родителя. О том, справятся ли первоклассники с задачами, которые будет ставить перед ними школа, думает каждый учитель, набирающий первый класс. Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику? Эти вопросы беспокоят и воспитателей, и родителей, и учителей, и  психологов. Озабоченность подготовленностью детей к школе понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению  и, в конечном счете,  благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если ребенку трудно учиться, если он без желания выполняет домашние задания, приносит из школы плохие отметки и оценки, получает замечания, это всегда отрицательно сказывается и на семейном микроклимате. Мукой для всех становится выполнение домашних заданий, серьезным  испытанием  для родителей становится посещение родительских собраний и встреч с учителем в школе.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.

В этом смысле проблема готовности к обучению в школе приобретает особое значение. С её решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от её решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

На успешную адаптацию младших школьников влияют различные факторы: физическое и психическое здоровье, интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие школьно-значимых психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности. Немаловажную роль в этом трудном процессе играют семья и учитель.

Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «чем больше развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Но подобный принцип может привести к умственной и физической  перегрузке, что не может не сказаться на здоровье ребенка. Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.  Понятие «готовность к школе» включает физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую и социальную или личностную готовность.

В отечественной психологии проблемой подготовки к школьному обучению занимались  Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и другие.

Проблемы диагностирования детей поступающих в школу раскрыты в работах  А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Д.Б. Эльконина, Н.И.Гуткиной  и других.

 

В школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы. Изменилась структура школы. Более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений, навыков и уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Таким образом, проблема готовности к школьному обучению является актуальной. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу. Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок, существует возможность выбора обучения ребёнком по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.

В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebenka_k_obucheniyu.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность ребенка к обучению в школе

Слайд 3

Игра – ведущая деятельность у дошкольников

Слайд 4

Физическая готовность

Слайд 5

Социальная готовность

Слайд 6

Мотивационная готовность

Слайд 7

Волевая готовность

Слайд 8

Интеллектуальная готовность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)

Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе

В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как  науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...