Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции ее недостатков
статья по теме
Консультация для воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции ее недостатков
Личностная готовность - формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Ребенок готов к школе, если школьное обучение привлекает его не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность предполагает и развитие эмоциональной устойчивости у ребенка, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.
Будущий школьник должен обладать рядом навыков, таких как общение со взрослыми и ровесниками, нахождение своего места в группе детей; знанием определенных норм и правил поведения и общения; умением верно оценить свои реальные и потенциальные возможности (способность к самооценке). Наибольшие сложности, как правило, испытывают дети, не посещавшие детский сад, круг общения которых ограничен близкими взрослыми, а опыт совместной деятельности и общения со сверстниками незначительный. Разработка и испытание конкретных психодиагностических методик, позволяющих исследовать личностную готовность ребенка к школе, а также цикла развивающих занятий - следующий этап работы. Чтобы раскрыть содержание личностной готовности, необходимо обратиться к самому понятию личность, основным личностным новообразованиям дошкольного возраста.
ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ |
|
- Эмоционально - волевая готовность |
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. С какими же проблемами мы, сталкиваются педагоги при обеспечении преемственности детского сада и школы?
1. Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения, так как родители не компетентны в выборе образовательных программ.
2. Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.
Игра и другие специфичные для этого возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями.
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:
- Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.
- Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.
- Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
- Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные с формированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.
5. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе:
6.Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.
Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:
- заключение договора между детским садом и МОУ по обеспечению преемственности;
- составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
- проведение профилактических мероприятий, таких как:
"День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
- работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
- планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
- проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
- Организационная работа (работа с детьми)
- Методическая работа.
- Работа с родителями.
Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:
- Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
- Психологическая готовность ребёнка к школе.
- Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.
Задачи работы дошкольного образовательного учреждения с начальной школой:
- Выработка Концепции (программы) сотрудничества дошкольного образовательного учреждения со школой на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обуче ния) с учетом реальных возможностей педагогических коллективов.
- Повышение педагогической и психологической грамотности роди телей как реальных заказчиков образовательных услуг: понимание ими назначения, целей, функций дошкольного учреждения в вопросах под готовки ребенка к школе.
- Формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятель ности (дошкольное звено) и навыков «умения учиться» (начальное об щее образование).
ОГАНИСЯН Н. Ю.
Воспитатель МБДОУ Д/с №12
Г. Чехова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология психологической диагностики сформированности компонента личностно-мотивационной готовности детей к обучению в школе».
Данная технология позволяет в полной мере исследовать личностно-мотивационный компонент готовности дошкольников к обучению в школе. В ней описано применение следующих методик: "Методика исследования м...
Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекция её недостатков
Консультация о личностной готовности детей к обучению в школе....
Понятие личностной готовности детей к обучению в школе.
пСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕДПОСЫЛКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ....
«Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции её недостатков»
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную д...
Семинар-практикум для родителей «Использование возможностей тимбилдинга как средства формирования коммуникативно-личностной готовности детей к обучению в школе»
Данная разработка представляет способ организации практического взаимодействия всех участников образовательного процесса с целью повышения компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучен...
Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС
Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...
«Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции ее недостатков»
Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание последнего связать с доступной для осмысления ребёнком целью, к достижению котор...