Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста
статья
«Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_pevcheskihnavykov.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».
Самым благоприятным периодом для формирования и развития певческого голоса является дошкольный возраст ребенка.
Древнейшее искусство, которое улучшает самочувствие, снимает боль и даже продлевает жизнь это – пение. Петь не только приятно, но и полезно.
Ветлугина Н. А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой обогащаются переживания ребенка, успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке». Пение развивает эстетические и нравственные представления детей.
Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Дети очень любят петь. Занятия пением проходят с удовольствием для ребенка. Положительное воздействие на формировании речи оказывает воспитание слуха и голоса ребенка. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения, Как известно речь является составляющей основой мышления. Пение активизирует умственные способности. Пение упражняет и развивает дыхательную систему ребенка, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой на занятиях, ребенок укрепляет своё здоровье.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
В решении задачи научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки, научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, необходимо овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками на музыкальных занятиях.
Какие задачи стоят перед музыкальным руководителем в развитии певческих навыков детей?
1. Создать условия для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
2. Развивать музыкальные способности дошкольников (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма).
3. Воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности.
4. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности дошкольников.
Обучение пению должно начинаться с определения диапазона звучания, типа и особенности голоса ребенка.
Вокально-хоровая работа начинается с диагностики музыкальных способностей детей и подбора музыкального репертуара, который играет не малую роль в развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста. Для каждой возрастной группы подбирается свой материал. Необходимо чтобы песня была доступна для исполнения. Если песня созвучна настроению детей, отражает их интересы и представления об окружающем мире, то она духовно развивает их.
Необходимо соблюдать правила певческой установки – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания: сидеть (стоять) ровно, не сутулиться, корпус и шею не напрягать, голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения.
Далее ведется работа по овладению дошкольниками вокально-хоровыми навыками: дыханием, звукообразованием, дикцией, чистотой интонирования, ансамблем.
Овладение навыком певческого дыхания детям помогают различные упражнения: дыхательные упражнения без звука, звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку.
На начальном этапе работы над овладением певческим дыханием помогают упражнения над плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу.
Упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок») помогают научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч. В последующем дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами, например, в играх на развитие речевого и певческого дыхания из сборника «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер.
При овладении певческим дыханием, можно начать работу над звукообразованием – процессом образования певческого голоса, то есть звука определенной высоты, силы и тембра.
Следить, чтобы голос у детей был естественным, звонким и лёгким, дети пели без крика и напряжения. Чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком) большое значение имеет для правильного звукообразования. Качество звукообразования определяет напевность. Необходимо чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, избегали крикливого пения и разговора, не пели на улице в холодную и сырую погоду.
В младшей группе лучше учить детей протягивать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок», «Корова» М. Раухвергера.
Хорошее звукообразование невозможно без правильного произношения гласных и согласных.
Поэтому необходимо вести работу над дикцией. Лучшим результатом было бы полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения. Артикуляционная гимнастика проводится перед тем, как начать работать над дикцией.
Упражнения артикуляционной гимнастики: «Улыбочка», «Заборчик», «Трубочка». «Болтушка». Игровые упражнения «Лопатка», «Сладкая конфета», «Иголочка» - помогают для разминки языка.
Согласные звуки и их взаимодействие с гласными имеют большое значение для правильности дикции в пении. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие — при помощи пропускания струи воздуха между языком и нёбом, языком и зубами:
- движение («р», «т», «д»);
- утечку воздуха («ш», «ж») ;
- значительного выдоха («в», «ф», «з»).
С помощью народных прибауток можно добиться лёгкости в произношении согласных. Попевки и прибаутки должны быть построены в основном на одном — двух звуках. Например, «Барашеньки», «Андрей — воробей», «Дин — дон».
Рекомендуется использовать игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата:
- «Надуйте щёки» - (изобразите важную персону, надуйте щёки и держите 5-6 секунд). Повторите.
- «Сдуйте щёки» - (хлопком по щекам, губы в «пучок»).
- «Пение про себя».
В дошкольном возрасте у многих детей присутствуют речевые дефекты, затрудняющие чистоту интонирования, поэтому работа над дикцией важна во всех возрастных группах. Хорошо использовать скороговорки и чистоговорки, которые помогают добиться чистоты произношения звуков.
В результате повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Упражнения по методике развития голоса В. Емельянова тоже оказывают неоценимое значение в развитии артикуляционного аппарата и четкого произношения.
С понятия высоты звука начинается работа над интонированием. От музыкального окружения ребенка зависит чистота интонации. Детям предлагается выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. Пение по фразам, предложениям даёт хороший результат, учит детей слышать пение других детей, быть внимательным, ответственным за сольное исполнение. Для налаживания чистоты интонации в пении, используется систематическое повторение выученных песен с сопровождением и а капелла, упражнение «рисуем голосом» - этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям.
Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, используется моделирование (показ движения рукой, дидактические игры и так далее).
В работе над слаженностью, слитностью звучания, в пении хором важно научить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Так же очень важно, чтобы дети начинали петь все вместе одновременно, выдерживали темп песни и заканчивали пение так же одновременно. Слаженность в пении у детей даёт заметный результат такой приём, как пение «цепочкой».
В развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста большое значение отводится песенному творчеству или импровизации - умению творить, самостоятельно искать песенные интонации. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.
Все вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно. Вокальные навыки помогают в работе над песней, которая состоит из трёх этапов:
Ознакомление с новым музыкальным произведением;
Разучивание песни;
Исполнение песни.
Список использованной литературы:
1. Кацер О. В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
2. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с. 2
3. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
4. Волкова Г. В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
5. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
6. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
7. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
8. Тютюнникова Т. Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"
Консультация для музыкальных руководителей. Этапы работы на музыкальном занятии над развитием слуха, голоса и ритма....
"Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста"
опыт работы музыкального руководителя по развитию у дошкольников певческих навыков...
Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Система музыкальной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: Валеологически...
развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста
Эта статья о том,какие способы можно использовать в решении поставленных задач развития певческих навыков....
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы и приёмы
Обобщение опыта по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...
Опыт работы по развитию певческих навыков у детей дошкольного возраста. "Учим детей петь в детском саду"
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В процессе пения активизиру...