Практика "Семейная мастерская"
материал
Дети с особыми образовательными потребностями - особая категория детей, требующая специального внимания и подхода к воспитанию и образованию. Поэтому зачастую родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в выборе форм, методов и приемов для дальнейшего успешного развития ребенка, имеющего нарушения в развитии.
Семейная мастерская – одна из нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников. В семейной мастерской дети и родители (законные представители) в неформальной обстановке учатся взаимодействовать, развивают творческие способности, коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynaya_masterskaya.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семейная мастерская»
Тюлькова Елена Михайловна, воспитатель
Шутикова Елена Абузаровна, воспитатель
МБДОУ № 9 «Колокольчик», г. Канск
МБДОУ № 9 специализированное учреждение для детей с нарушением интеллекта. В нашей группе обучаются двенадцать детей старшего дошкольного возраста, восемь детей имеют легкую умственную отсталость, у четверых детей диагностировано снижение интеллекта до умеренной умственной отсталости, четверо детей относятся к категории «ребенок-инвалид» по различным группам заболеваний.
Одной из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Дети с особыми образовательными потребностями - особая категория детей, требующая специального внимания и подхода к воспитанию и образованию. Поэтому зачастую родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в выборе форм, методов и приемов для дальнейшего успешного развития ребенка, имеющего нарушения в развитии.
Данная проблема в системе образования не нова. И касается она не только нашего учреждения. Дошкольная педагогика постоянно ищет новые пути решения данной проблемы, ведь традиционных форм (посещение родительских собраний, утренников, экскурсий с детьми) не достаточно для создания условий включения родителей в образовательный процесс.
В начале учебного года на родительском собрании провели анкетирование родителей на тему: «Какие формы работы педагогов детского сада и родительского коллектива наиболее эффективные на Ваш взгляд»? По результатам анкетирования большинство родителей выбрали проведение совместных детско-родительских мероприятий творческой направленности. Мы разработали комплексный план работы с родителями (законными представителями) воспитанников, где одним из направлений работы выделили направление, ориентированное на совместную творческую деятельность родителей и детей. Таким образом, возникла идея создания семейной мастерской.
Семейная мастерская – одна из нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников. В семейной мастерской дети и родители (законные представители) в неформальной обстановке учатся взаимодействовать, развивают творческие способности, коммуникативные навыки.
Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО через совместную деятельность детей и взрослых.
Задачи:
- Создать условия для организации совместной деятельности детей и родителей (законных представителей).
- Повысить культурный уровень родителей (законных представителей) воспитанников.
- Оказать родителям, имеющим детей с особыми образовательными потребностями психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь по вопросам воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями.
«Семейной мастерской» мы называем постоянные встречи в группе (раз в месяц в послеобеденное время). К педагогам присоединяются все желающие члены семьи воспитанников и сами дети. Каждая встреча – это либо мастер-класс, либо совместное выполнение коллективной творческой работы. Проводить встречу могут как педагоги, так и родители (по заранее согласованному плану мероприятия с педагогами). Изюминка нашей практики, на наш взгляд, заключается в изменении позиции родителей воспитанников, они не пассивные наблюдатели, а инициативные организаторы совместной детско-взрослой деятельности. В начале реализации практики педагоги сами предлагали темы встреч, так как родители были мало активны, а сейчас после каждой встречи мы обсуждаем с участниками, что нам запланировать на следующее мероприятия.
Тематика занятий в Семейной мастерской весьма разнообразна:
1. Осеняя пора.
2. В гостях у зимушки-зимы.
3. С Днем рождения любимый город.
4. Мы – патриоты своей страны!
5. День Победы – великий праздник!
6. Весна красна и многие другие.
Совместная деятельность с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья способствует укреплению доверительных отношений между родителями (законными представителями) воспитанников и педагогами детского сада.
Родители в неформальной обстановке знакомятся с особенностями возрастного и психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, рациональными методами и приемами воспитания, делятся личным опытом. Педагоги помогают родителям уточнить свои педагогические знания и применить их на практике. Таким образом, родители включаются в работу детского сада, что позволяет им стать полноценными участниками образовательного процесса.
Благодаря серии мастер-классов с семьями воспитанников в семейной мастерской, значительно пополнилась предметно-развивающая среда группы (появились различные виды театра по русским народным сказкам, пополнился патриотический уголок, обновились атрибуты для различных сюжетно-ролевых игр и др.), что способствует повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
Данную практику мы реализуем полтора года.
Согласно анкетированию (проводимого два раза в год администрацией ДОО) удовлетворенность родителей работой детского сада показатели родительской удовлетворённости в нашей группе выше, чем в других группах: сентябрь 2020 год - 90%, май 2021 год - 95%, сентябрь 2021 год - 100% родителей воспитанников нашей группы удовлетворены воспитательно-образовательным процессом. На 30 % повысилось количество участий родителей в мероприятиях, в группе и в детском саду в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»
Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...
Опыт работы «Детская мастерская – мастерская декораторов»
Представлен опыт работы по обогащению развивающей среды группы продуктами детской деятельности...
Опыт работы "Детская мастерская - мастерская декораторов"
В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми старшего дошкольного возраста....
Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"
Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...
Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Детская мастерская - мастерская декораторов"
Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...
Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"
Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....
Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»
Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...