ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
В этой статье я бы хотела затронуть проблему непростую и волнующую нас всех, которая так прочно вошла в нашу жизнь, что мы уже начинаем принимать ее как данность. Но так ли это?
«Отцы и дети – проблема прошлого, дети без отцов – проблема настоящего» Константин Кушнер.
Когда мои подготовишки уходят в школу, я с волнением и трепетом ожидаю знакомства со своими будущими малышами. Какие они будут, как сложится наша с ними жизнь в детском саду. Как будем общаться с родителями, и помогать вместе малышам в адаптации, умении дружить и многом, многом другом. Поэтому я, как и любой другой педагог, узнаю предварительно «своих» родителей лучше. Мне необходимо знать и возраст родителей, и их образование, и полная или неполная это семья, есть ли ещё дети в семье и другие моменты, которые необходимы для того, чтобы планировать свою дальнейшую работу по взаимодействию с родителями. Последнее время, после проведения анализа родительских анкет, я стала замечать, что каждый год появляется всё больше неполных семей.
Сегодня понятие неполная семья твердо укоренилось в сознании людей, оно уже никого не смущает, оно становится нормой. Неполная семья-это малая группа с частичными неполными связями, где нет системы традиционных отношений мать-отец-ребёнок.
Неполные семьи образуются по нескольким причинам:
-рождения ребенка вне брака;
-смерть одного из родителей;
-расторжение брака;
-раздельное проживание родителей.
Я столкнулась с двумя видами неполных семей, это семья, где ребенок был рожден вне брака, причем некоторые мамы целенаправленно не выходили замуж и решали родить и воспитывать ребёнка самостоятельно. И семьи, которые распались по каким-либо причинам. Семьи, в которых после развода родителей, отец полностью устранялся от выполнения своих обязанностей. С какими же трудностями и проблемами сталкивается неполная семья в воспитании ребёнка, как их преодолеть. Как помочь одиноким мамам (в моей работе встречались семьи, где ребёнка воспитывает одна мама).
Без сомнения должно быть понятно, что ребенку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Ответственность родителей за половое воспитание детей очень велика, потому что только они могут научить своих детей взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей – главный воспитывающий фактор воздействия на ребенка.
Есть такая фраза, что «неполная семья – это такая семья, где, прежде всего, нет любви», и конечно, воспитание детей в таких семьях находится в более сложных условиях. Опыт показывает, что жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Помимо материальных трудностей, одинокие матери оказываются в такой ситуации, когда необходимо одновременно реализовывать материнскую и отцовскую позиции, нужно сделать так, чтобы психологическое состояние ребенка в настоящее время не отразилось отрицательно в будущем, а это довольно сложно.
Помочь неполной семье, чтобы ребёнок мог успешнее социализироваться – одна из важных задач воспитателя. С момента нашего с ребёнком знакомства, мне приходится уделять ему и его семье больше внимания. Это не значит, что воспитатель должен пытаться «влезть» в эту семью и навязывать своё мнение по воспитанию ребёнка. Такие мамы, как правило, очень болезненно реагируют на все вмешательства извне, поэтому такие качества, как доброжелательность, тактичность и толерантность необходимы воспитателю в данной ситуации. И если получится установить контакт, если мама хорошо понимает, для чего нужно это её ребёнку, то ребенку, конечно же, будет только лучше от этого.
Иногда возникает необходимость говорить маме о том, что состояние ребенка будет напрямую зависеть от её состояния. Что могут произойти парадоксальные ситуации, когда мама, находясь в чувстве вины перед ребенком, потому что она не может дать ему отца, очень сильно индуцирует его, делает из него «сироту». Ребенок чувствует это, принимает все на себя, этот образ «сироты», немножко «несчастный всегда». И это парадоксальная ситуация, ведь дети реагируют так, как реагируют родители. Если мама чувствует, что не может дать ребенку то, что мог бы дать отец, если она испытывает вину перед ребенком, если она тревожится за него, то тогда ребенок будет на это адекватно откликаться.
Есть сложность воспитания ролевых отношений в неполной семье. Мама очень часто переживает, не сделает ли она мальчика женственным. Вопрос достаточно сложный и мамы часто задают мне его, я всегда рекомендую меньше волноваться в этом смысле, потому что даже если мальчик воспитывается в семье с мамой, это не повод волноваться по поводу его ролевого развития, потому что помимо «номинального» отца существуют другие мужчины (родственники, знакомые), способные подать пример.
Матери необходимо помочь открыться обществу. Например, если у неё растёт сын, нужно помочь понять ей, что ребёнку нужна мужская энергия. Самая лучшая мама не сможет передать эту энергию, просто потому что её нет у неё. Поэтому можно посоветовать найти среди родственников хорошего мужчину, объяснить ему, что он очень достойный и попросить его приходить иногда, потому что в их общей большой одной семье растёт сын. Без чувства вины, без чувства стыда это необходимо сделать и её поймут.
Находясь в постоянной взаимосвязи с родителями из неполных семей, стараюсь помочь «своим» мамам, как говорится и словом, и делом. И очень часто вижу в их глазах благодарность за то, что они не чувствуют себя одинокими в таком большом и ответственном деле как воспитание ребёнка.
В заключение хотелось бы дать несколько советов родителям, которые воспитывают детей в неполной семье.
- Для того, чтобы постоянно находится в тесном контакте с ребёнком, старайтесь чаще разговаривать с ним и слушать его.
- Не наказывайте ребенка по пустякам, обязательно хвалите его за даже небольшие достижения. Ему так необходима уверенность в своих силах.
- Если ребёнок вспоминает о прошлом (в котором был папа), относитесь к этому с пониманием.
- Помогайте ребёнку во всем, чтобы он сумел освоить навыки поведения, соответствующие его полу.
- Развивайте социальные связи своей семьи, это поможет ребенку активно общаться и устанавливать отношения со знакомыми мужчинами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по работе с неполными семьями.
От структыры и состава семьи во многом зависят особенности воспитания детей....
Воспитание ребенка в неполной семье
Воспитание ребенка в неполной семье По данным демографа А.Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста -...
Дети дошкольного возраста в полных и неполных семьях
Функция и их взаимосвязь с семьей...
Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья – мое богатство»
Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с неполными семьями....
Неполная семья. Работа с детьми из неполных семей.
Неполная семья. Работа с детьми из неполных семей. Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отно...
Психологические подходы к ролевой структуре семьи и типологии семейных функций (выдержка из статьи "Образ матери" в представлениях дошкольников из неполных семей)
Современная семья выступает как объект пристального внимания со стороны разных отраслей науки. По мнению Т.Г.Поспеловой [38, с.89], многие проблемы лежат на стыке социально-психологического и психолог...
Выступление с презентацией "Неполные семьи. Сопровождение неполной семьи".
Каждый десятый ребенок среди детей дошкольного возраста воспитывается одним родителем. "Материнская" семья сегодня среди неполных семей по - прежнему наиболее распространена. Каждая неполная...