Мастер -класс "Применение игр ТРИЗтехнологии в современной деятельности педагога в ДОУ"
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов:
«Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Верхозина Ж.В..
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
города Иркутска
детский сад №102
«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать»
Антуан де Сент-Экзюпери
Цель: познакомить участников мастер – класса с методами и приёмами ТРИЗ.
Задачи:
• Обучить педагогов играм, которые способствуют развитию у детей творческого стиля мышления;
• Содействовать возникновению у педагогов желания использовать данные методы и приёмы ТРИЗ в своей деятельности.
Ход: Уважаемые коллеги, в своём выступлении мы хотели бы познакомить вас с опытом нашей работы по использованию методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми.
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?
Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.
Уже было сказано, существует около 70 различных методов и приёмов ТРИЗ - это метод противоречий, метод «Мозгового штурма», метод синектики.
Начало мысли, начало интеллекта всегда там, где ребёнок видит противоречие.
С помощью «Метода противоречий» мы учимся с детьми видеть в любом объекте и положительные и отрицательные моменты.
1. Игра «Хорошо – плохо»
Цель данной игры: сформировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства. С детьми, мы определяем положительные и отрицательные стороны объекта или явления по различным темам: «Фрукты», «Дикие животные», «Транспорт», «Времена года» и т. д.
Вам, уважаемые педагоги, я предлагаю разделиться на две команды. Первая команда будет называть хорошие качества, вторая плохие. И так, начнем. Для выявления положительных и отрицательных качеств я предлагаю выбрать явление по теме «Времена года».
Возьмем картинку «Весна». Пример: Хорошо – ярко светит солнце, тает снег, птички прилетают, звери просыпаются и т.д. Плохо – грязно, утром гололед, можно поскользнуться и упасть, висят большие сосульки и т.д.
Обсудите это в своей команде и вынесите решение.
2. А сейчас мы испробуем метод «Мозгового штурма».
Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.
Как уже было сказано, девиз тризовцев : «можно говорить всё». Выслушивать нужно каждого, давая при этом только положительную оценку «интересно», «необычно».
Главное в том, чтобы ребёнок мог сам выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Все идеи разбираем с детьми, что в них хорошо, а что не очень. Из всех решений выбираем самое оптимальное.
Результаты мозгового штурма можно отразить в продуктивной деятельности.
Темы могут быть самые разные.
Изобретательские задачи должны быть доступными детям по возрасту. Мы используем как групповое, так и индивидуальное обсуждение.
Для детей 3-4 лет
по хорошо известным сказкам: Как выгнать лису из зайкиной избушки?; Как спасти колобка от лисы?; Как зайке не намокнуть под дождем?; Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его?
Для детей 4-5 лет - из ближайшего бытового окружения: Как мышкам достать сыр из-под носа кота?; Нужно украсить группу, а украшения пропали. Что делать?; Как уберечь продукты от мышей?; С собачкой надо гулять зимой, но у нее очень короткая шерсть?
Для детей 5-7 лет - с элементами фантазии: Как сохранить кусочек зимы летом?; Каким образом устроить птицеферму на дне океана?; Как выбраться из комнаты, если тебя закрыли?; Чем и на чем рисовать, если в группе кончилась бумага и сломались все карандаши?;
Проблемы формируются самими детьми.
Универсальная тема в любой группе: спасение любимого героя из сказки.
Вот, например, с детьми мы проводим такую игру: «Помоги Золушке». Ставится изобретательская задача – Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Предложите варианты.
Для помощи Золушке дети предложили такие варианты:
- Надо пойти к соседям, попросить у них;
- Можно пустой бутылкой;
- Найти круглое полено, помыть его и им раскатать;
- Сходить в магазин, купить новую;
При работе с детьми обязательно предоставьте возможность каждому ребенку защитить свое решение, найти ему оптимальную область или условия применения. Это очень важный момент - вырабатывается умение отстоять свое мнение или согласиться с более сильными доводами. Похвалите всех детей, отметьте самых активных и остроумных.
Для вас, уважаемые коллеги, мы приготовили следующие проблемные ситуации:
- Сегодня решила сварить борщ, но дома не оказалось соли?
- Пришла в супермаркет купить необходимые продукты, но на карточке недостаточно средств (условие - продукты нужны все, которые находятся в корзине). Что вы будете предпринимать? Ответы могут быть самые фантастические.
Для того чтобы наша работа была плодотворной, нужно разделиться на две команды. Одна команда будет выдвигать идеи, другая их анализировать.
Можно высказывать любые идеи, самые дикие и фантастичные, даже абсурдные, без доказательств и объяснений, так как они могут послужить трамплином к сильному решению. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше. Обсуждение идей запрещается. Все идеи детей надо умудриться записать на доске или запомнить. Уместен диктофон.
Далее мы проанализируем все идеи. Когда идеи иссякнут, надо дать слово второй команде. Пожалуйста, оцените каждое решение и выберите несколько лучших, а также предложите свое решение.
Следующий метод технологии ТРИЗ - метод «Синектика».
Этот метод обозначает «объединение разнородных предметов». Автор этого метода У. Гордон предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии.
1. личностная аналогия (эмпатия). Предложите ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:
- изобрази будильник, который забыли выключить;
- покажи походку человека, которому жмут ботинки;
- представь, что ты котенок, который любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;
2. прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;
3. фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.
Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.
Сегодня мы хотим рассказать об одной ТРИЗ-игре, которая широко применяется в дошкольных учреждениях. Она очень распространена, можно сказать, что это классика детского ТРИЗ по методу «Синектика». Конечно, это игра по сказке.
Эта игра тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Ребенку выдаются (по одному) рисунку разных объектов. Например: гитара, чайник, дом, сумка, конфета, яблоко, карандаш и т.д. Суть игры очень простая. Есть теремок (его можно построить из кубиков, лего, а можно и не строить, просто представить), есть хозяин теремка (ребенок с любой карточкой с предметом). Например, это яблоко. Остальные герои сказки (дети с карточками по очереди) стучатся в теремок. Хозяин обещает их пустить, но только если они скажут, чем они на хозяина теремка похожи. Ребенок должен сравнить рисунки, выявить какой-то общий признак. Например: яблоко и конфета съедобные, а яблоко и чайник могут храниться на кухне и т.д. Хозяин теремка может быть один или может меняться. Каждый последующий гость становится хозяином теремка.
Нужно сказать, что это довольно сложная игра, для детей от 5-ти лет, так как ребенок должен обладать некоторым словарным запасом, уметь описывать предмет как минимум. Игру можно сильно упростить (зачем нам ждать пяти лет?). Например, использовать в игре блоки Дьенеша. Как известно, они хоть и похожи, но различаются по четырем параметрам: цвету, форме, размеру, толщине.
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей:
- снимается чувство скованности,
- преодолевается застенчивость,
- развивается воображение, речевая и общая инициатива,
- повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления.
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Спасибо всем участника мастер-класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Метод проекта в деятельности педагога как инновационная педагогическая технология»
Основной целью моей педагогической деятельности считаю - помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. Проектную деятельность я рассматриваю как...
Мастер класс на тему: «Современные подходы в организации опытно — экспериментальной деятельности детей»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет на...
Мастер-класс для педагогов «Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»
laquo;Применение методов технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ»...
Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность педагога и детей по созданию мультфильмов, способствующих развитию связной речи.»
Мастер-класс для педагогов «Совместная деятельность педагога и детей по созданию мультфильмов, способствующих развитию связной речи.»...
Мастер- класс для педагогов «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми».
Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Ул...
Консультация для педагогов «Современные подходы к оценке профессиональной деятельности педагога»
Вступивший в силу с 1 января 2014 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поставил перед педагогами следующие задачи:Это обеспечение доступности и вариат...
Мастер - класс на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ".
Провела мастер-класс на РМО на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ". На данном мастер-классе познакомила коллег с авторским тактил...