Доклад :"Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
материал
Доклад "Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ ЦРР детский сад №10 г.Россоши
Доклад
«Познавательно-исследовательская деятельность
в детском саду»
Воспитатель:
Девицкая Валентина Александровна
«Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
дай попробовать и я пойму»
(китайская пословица)
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности в детском саду наряду с другими видами деятельности. Ребенок – природный исследователь окружающего мира.
«Чем больше ребѐнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своѐм опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семѐнович Выгодский.
ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, каковы же задачи исследовательской деятельности:
∙ Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
∙ Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
∙ Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
∙ Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
∙ Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
∙ Воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.
∙ Стимулировать желание детей экспериментировать.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Во время летне-оздоровительного периода экспериментальная деятельность очень актуальна.
У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования, в которой размещаются:
- наборы для опытов с инструкциями-картинками;
- игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
- различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
- измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
- инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
- другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
- писчие принадлежности для фиксации результатов.
Если позволяет погода и условия эксперимента, то опыт можно проводить на улице, во время прогулки. Но есть советы, которые необходимо соблюдать всегда. Они приведены ниже.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.
2. Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов
В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Организация театрализованной деятельности в детском саду"
В докладе отражена работа по театрализованной деятельности с детьми младших и старших дошкольников....
Доклад на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»...
Доклад «Организация здоровьесберегающей деятельности в детском саду»
На базе нашей школы работает экспериментальная площадка «Модельная методика формирования ЗОЖ». В моем выступлении я знакомлю слушателей с опытом проведения динамических пауз, п...
Познавательно-исследовательский проект «Плоскостопие в детском саду» Р.Дима 6 лет
Что такое плоскостопие? Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей....
Доклад "Художественно – эстетическая деятельность в детском саду»
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - вед...
Доклад "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"
Описанае работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста....
«Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии ФГОС», доклад
Педагогический совет №2 «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС», АОУ д/с №10 «Лучик», 13....