Доклад :"Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
материал

Валентина Александровна Девицкая

Доклад "Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                          МКДОУ ЦРР детский сад №10 г.Россошиhttps://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=210x1024:format=jpg/path/s7c9edf72bf232109/image/i7e893d501ad3433d/version/1400993455/image.jpg

                                         

                                            Доклад

          «Познавательно-исследовательская деятельность

                                                      в детском саду»

                                          Воспитатель:  

                                                                  Девицкая Валентина Александровна

                                                                 

«Расскажи – и я забуду,

покажи – я запомню,

 дай попробовать и я пойму»

(китайская пословица) 

     В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности в детском саду наряду с другими видами деятельности. Ребенок – природный исследователь окружающего мира.

     «Чем больше ребѐнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своѐм опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семѐнович Выгодский. 

      ФГОС ДО особое внимание уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

   В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

Также исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, каковы же задачи исследовательской деятельности:

 ∙ Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.

 ∙ Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

 ∙ Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

∙ Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

∙ Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

 ∙ Воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.

∙ Стимулировать желание детей экспериментировать.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ. Во время летне-оздоровительного периода экспериментальная деятельность очень актуальна.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона уголок экспериментирования, в которой размещаются:

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

Если позволяет погода и условия эксперимента, то опыт можно проводить на улице, во время прогулки. Но есть советы, которые необходимо соблюдать всегда. Они приведены ниже.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.

2. Важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают  радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

 Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация театрализованной деятельности в детском саду"

В докладе отражена работа  по театрализованной деятельности с детьми младших и старших дошкольников....

Доклад на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»

Выступление на районном  методическом  объединении воспитателей ДОУ Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»...

Доклад «Организация здоровьесберегающей деятельности в детском саду»

На базе нашей школы работает экспериментальная площадка  «Модельная методика формирования ЗОЖ». В моем выступлении я знакомлю  слушателей с опытом проведения динамических пауз, п...

Познавательно-исследовательский проект «Плоскостопие в детском саду» Р.Дима 6 лет

Что такое плоскостопие? Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей....

Доклад "Художественно – эстетическая деятельность в детском саду»

Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - вед...

Доклад "Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду"

Описанае работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста....

«Организация предметной среды для познавательно-исследовательской деятельности в детском саду в соответствии ФГОС», доклад

Педагогический совет №2 «Технологии исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях ФГОС», АОУ д/с №10 «Лучик», 13....