Доклад на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»
материал на тему
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ
Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №10
г. Калининска Саратовской области»
Шарапова Ольга Борисовна
2015г
«Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский.
Формирование познавательно-исследовательских умений в детском саду одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС. Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Наша работа заключается в развитии познавательной активности с использованием исследовательских методов в разных видах деятельности, согласно режимным моментам. При этом НОД веду с учётом интересов и возможностей самих детей, поощряю и стимулирую проявление творчества, создаю условия для успешного развития каждого ребенка, развиваю связную речь.
Использую следующие методы и приемы исследовательской деятельности: умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать и анализировать, оценивать идеи, делать выводы, наблюдать, экспериментировать.
Предлагаю дошкольникам воспроизвести знакомые знания с опорой на собственный опыт и создание проблемной ситуации. Например, подойдя к столу, дети находят под салфеткой знакомые предметы и изображения. Учу детей «смотреть на мир чужими глазами», развиваю способность изменить точку зрения, посмотреть на объект с разных сторон, используя различные задания: «Сколько значений у предмета». «Давайте подумаем» Использую игры: «Карусель» «Исправь ошибку», «Раскрась разными цветами», «Всё ли мы увидели?», «Вопрос - ответ», «Какой фантастический герой прячется на картинке»,
Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Гипотезы дают возможность находить новые варианты решения проблем, оценивать их вероятность. Для развития познавательной активности, дети обучаются умению давать определения понятиям. Определить понятие - значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержания. Важное средство развития умения давать определения понятиям - это загадки, так как они уже содержат определение и активизируют умственную работу.
Неотъемлемая часть исследовательского поиска - умение классифицировать. Обучаю детей этому умению с помощью игр «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Найди все красные, синие, зеленые, круглые, квадратные», «Собери под зонтик», «Длинее-короче».
Важно так же научить детей анализировать, выделять главные и второстепенные признаки. С целью формирования представлений о животных и растения как о живых организмах, показа взаимосвязей, существующих в природе, провожу экологические наблюдения и исследования на прогулках, использую пословицы и народные приметы.
Экспериментальная деятельность с детьми существенно обогащает нравственную сторону личности ребенка: его отношение к природе, к деятельности человека; дети учатся работать сообща, общаться друг с другом объединенные одной целью.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. В свою очередь, мы активно используем разнообразные формы работы с родителями: анкетирование, оформление наглядной информации в родительском уголке, проводим консультирование, беседы, оформляем папки, тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки.
У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ мира и отношение к нему должно быть:
- познавательным – «мир удивителен, полон тайн и загадок и я хочу их узнать и разгадать»;
- бережным – «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны, ему нельзя вредить»;
- созидательным – «мир так прекрасен и я хочу сохранить и преумножить эту красоту».
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём и в конечном итоге, именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Нормативная проектная деятельность в детском саду"
Этот доклад был представлен на семинаре «Проектирование образовательной программы в части, формируемой участниками образовательных отношений», цель которого повышение профессионализма педагогов в...
Доклад на тему: «Технология исследовательской деятельности в детском саду» Воспитатель: Клементьева А.А.
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развити...
Доклад на тему: "Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в ДОУ"
МКДОУ «Новохопёрский детский сад общеразвивающего вида "Ласточка"Доклад на тему:«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в ДОУ...
Доклад на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников как образовательная область в формирование экологического воспитания»
доклад о познавательсно - исследовательской деятельности дошкольников как образовательной области в формировании экологического воспитания дошкольников...
ДОКЛАД Воспитателя ДОУ на тему: «Актуальность проектной деятельности в детском саду»
laquo;Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью». В.КилпатрикВ соответствии с требованиями современного образования образовательные учреждения должны:обе...
Доклад на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду».
Основная задача дошкольного образовательного учреждения поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия....