Статья «Формирование элементарных математических представлений средствами развивающих игр у дошкольников»
статья (средняя группа)
В данной статье речь идет о том, что в процессе игры дети лучше усваивают программный материал, более точно и правильно выполняют сложные задания. Главное достоинство игр по ФЭМП - дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажутся им трудными и скучными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
«Формирование элементарных математических представлений средствами развивающих игр у дошкольников»
ФГОС дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. Практика показывает, что достаточно много детей испытывают трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». Это понятие постепенно перекочевало и в практику дошкольного образования.
Развивающие игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Именно поэтому выполняя программу по формированию у детей элементарных математических представлений, я широко использую занимательный математический материал, развивающие игры, которые в наибольшей степени способствуют выявлению и реализации познавательных возможностей каждого ребенка.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок, я формирую умения детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя творчество.
Для организации самостоятельной деятельности в утренние и вечерние часы я оформила в группе «Центр математики».
В центре я разместила следующие материалы:
- математические наборы, в которые входят геометрические фигуры, счетные палочки, цифры и знаки;
- игра «Квадрат Воскобовича» (развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать);
- логические блоки Дьеныша (улучшают память, внимание и концентрацию, способствуют формированию аналитического и логического ума, совершенствуют фантазийную грань сознания. Это дидактическое пособие дает возможность проявить самостоятельность и учит не останавливаться, достигая поставленной цели);
- математический планшет (занимательная игра, которая способствует развитию не только математических способностей ребенка, но и его речевых навыков, дедукции, воображения, внимания, логики, ориентирования в пространстве и так далее;
- развивающие игры «Танграм» (формирует умение выкладывать картинки из геометрических фигур, способствует развитию навыка составления фигур по образцу, развивает пространственное мышление, внимание и воображение), «Колумбово яйцо» (развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение, зрительно-моторную координацию, мышление, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам), «Занимательная геометрия», «Один – много» и т.д.;
- кубики Никитина «Сложи узор» (познание окружающего мира и развитие пространственного воображения, сообразительности и логического мышления, навыков счета и графические способности, цветоощущение, умения анализировать, синтезировать и комбинировать, обучение детей навыкам классификации, варьировать цвет и форму, создавать новые образы; воспитание аккуратности, внимания, точности, усидчивости и целеустремленности).
Использование игр позволяет ребенку подойти к открытию нового и закреплению уже изученного. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным.
"Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра —...
НОД с детьми 6 – 7 лет. Область «Познание». Развитие элементарных математических представлений посредством развивающих игр. «Создание деталей для супермашины»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности с детьми 6-7 лет. Образовательная область «Познание». Развитие математических представлений посредством развивающих игр.Тема: Геометрические...
Развитие элементарных математических представлений посредством развивающих игр
Что такое развивающие игры?Ответ содержится в самом названии. Развивающие игры – это те игры, которые способствуют развитию ребенка. Неважно, идет ли речь о развитии мелкой моторики, речи, творческих ...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средствами развивающих игр и упражнений «Ракета летит к звездам»
Продолжать учить детей решать задачи на сложение и вычитание разнообразного содержания....
Семинар «Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих игр с применением ИКТ у дошкольников»
для родителей...
Консультация для воспитателей Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр.
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр"....
Методическая разработка «Формирование у дошкольников элементарных математических представлений средствами дидактических игр»
Систематическое использование дидактических игр с математическим содержанием благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня мат...