Семинар - практикум «Особенности организации образовательной деятельности в группах раннего возраста»
методическая разработка
Ранний возраст - ответственный период в развитии личности ребенка. ФГОС ДО обеспечивает целевые ориентиры, позволяя ребенку с раннего возраста быть мотивированным на успешность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство просвещения Российской Федерации
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16 «Тополек» г. Енисейска Красноярского края
Семинар - практикум
«Особенности организации образовательной деятельности в группах раннего возраста»
Подготовила:
Синюта О.А.
воспитатель
Цель: повышение компетентности педагогов по вопросу организации образовательной деятельности в группах раннего возраста.
Задачи:
- Актуализировать представления о возрастных особенностях и особенностях развития предметных действий у детей раннего возраста.
- Расширить и структурировать имеющиеся у педагогов знания о работе с детьми раннего возраста в период адаптации.
Предварительная работа:
- Изготовление памяток для воспитателей «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского сада».
Актуальность:
Ранний возраст – особо ответственный период в развитии ребенка, когда закладываются важнейшие способности и качества личности. ФГОС дошкольного образования обеспечивает целевые ориентиры, позволяя ребенку с раннего возраста быть мотивированными на жизненный успех.
Основными факторами психического развития ребенка в раннем возрасте являются ведущая предметная деятельность (т.е. «ведёт» за собой психическое развитие, иногда ее называют предметно-орудийная, или предметно - манипулятивная), а формой и средством организации этой предметной деятельности является ситуативно-деловое общение со взрослыми. Наиболее характерной особенностью раннего возраста является ситуативность психики и поведения ребёнка, все действия и переживания малыша определяются воспринимаемой им в данный момент ситуацией и неразрывно связаны с ней. Так, если попросить малыша принести какой-то предмет, находящийся в отдалении, он охотно отправится за ним, но, скорее всего, по пути его привлечет другой предмет, и малыш забудет о просьбе взрослого. Эмоции малыша ситуативны, легко возникают, бурно проявляются, могут быстро изменяться на противоположные. Ситуативность проявляется и в особенностях восприятия и мышления. Малыши познают окружающее не на словах, а в собственных действиях с окружающими предметами, наглядно-действенное мышление-малыш «размышляет» руками.
Каковы же особенности организации образовательной деятельности в группах раннего возраста?
Во-первых, это проблема адаптации, одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Практически, невозможно использовать один для всех детей метод адаптации, каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе. Также особенностью в работе с маленькими детьми является необходимость индивидуального подхода к каждому ребёнку. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Даже в тех занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.) необходимы не только обращения к группе в целом, но и индивидуально к каждому ребенку. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени. Способы личностно-ориентированного взаимодействия требуют от воспитателя особых усилий, терпения и творческого подхода. Но они позволяют ребенку испытывать положительные эмоции, чувство уверенности, доверия ко взрослому, способствуют развитию его самостоятельности. Следующая особенность– опора на практические действия ребенка в конкретной ситуации. Т.е. вербальные методы воспитания и обучения –объяснения правил, призывы к послушанию чаще всего оказываются неэффективными. т. к. дети еще не могут регулировать свое поведение посредством слова. (Все нужно показать ребенку) Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, необходимо учитывать характерную особенность психики маленьких детей - непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой. Н-р Кукольный театр при чтении художественной литературы.
Следует подчеркнуть, что содержание образования детей раннего возраста охватывает все образовательные области, которые в силу возрастных особенностей, должны иметь ярко выраженную специфику.
Познавательное развитие реализуется в предметной деятельности детей. Чтобы предметная деятельность стала действительно развивающей, ребёнку обязательно нужна помощь взрослого. Задача воспитания заключается не только в том, чтобы научить малышей чему-то (например, различать формы или цвета), а еще и в том, чтобы заинтересовать их какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать их собственную познавательную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия.
Речевое развитие реализуется в общении со взрослым. Важным условием для развития речи является богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка поводов к речевому общению. Необходимыми условиями для развития у детей речи является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, играют. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос. Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную теплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние подавленности, страха в первую очередь подавляют речевую инициативу детей. Чтобы пользоваться речью, ребенку необходима уверенность в том, что взрослые его слушают и понимают. Поэтому так важно, чтобы педагоги откликались на все обращения ребенка, поощряли и поддерживали их.
Социально-коммуникативное развитие предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения. В репертуаре поведения детей появляются особые игровые действия, в которых выражается отношение к ровеснику как к равному, с которым можно баловаться, соревноваться, кривляться. Подражание действиям сверстника могут быть средством привлечения к себе внимания и основной для совместных действий. Работа воспитателя, направленная на развитие общения детей со сверстниками предполагает решение следующих задач: привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам; стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом; организацию предметного взаимодействия между детьми.
Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников. Особое место занимает сюжетно - отобразительная игра, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни.
Физическое развитие
Для периода раннего возраста характерна взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Физически здоровый ребенок лучше развивается психически. Однако данный аспект не сводится только к тренировке движений и к развитию моторики. Он охватывает также характер взаимодействия маленького ребенка с миром (не только физическим, но и социальным), и прежде становление самосознания. Формируется пространственный образ Я. Можно полагать, что основным направлением педагогической работы должно стать создание условий для переживания своего движения, чувства равновесия и тактильных границ своего тела. Особо ценны нам сенсорно-двигательные игры.
Художественно-эстетическое развитие
Роль взрослого в развитии эстетического отношения ребенка к окружающей действительности заключается не только в том, чтобы привлекать внимание ребенка к произведениям искусства, но и в вовлечении малыша в процесс сопереживания по поводу воспринятого. Предметом совместного эстетического переживания могут быть проявления красоты в обыденной жизни: яркий коврик на полу, нарядная одежда малыша, осенние оттенки цветов. Малыши чрезвычайно чувствительны к эмоциональным проявлениям взрослого: его искреннее восхищение или удивление всегда находят у детей отклик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста.
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста....
Семинар – практикум Особенности организации образовательной деятельности ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В свя...
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Развитие речи.
Группа раннего возраста. Развитие речи....
Консультация для педагогов "Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста"
Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от возраста....
«Особенности организации образовательного процесса в группе раннего возраста.»
Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся ...
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста с учётом ФГОС ДО
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста с учётом ФГОС ДО Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладен...
Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека , когда закладываются важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека....