Самообразование «Развитие речи детей»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад№89 комбинированного вида»
Тема самообразования
Добкиной Надии Харисовны , воспитателя
высшей квалификационной категории
«Развитие речи детей»
Срок реализации: 2022-2025гг.
Саранск
2022
1.1 | Фамилия | Добкина |
1.2 | Имя | Надия |
1.3 | Отчество | Харисовна |
1.4 | Должность, по которой аттестуется работник | воспитатель |
1.5 | Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с уставом, с какого года работает в данном учреждении) | МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида» |
1.6 | Населенный пункт (город) | Саранск |
1.7 | Стаж (педагогический) | 13 лет |
1.8 | Стаж (в данном учреждении) | 13 лет |
1.9 | Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи) Ученая степень, год присвоения (при наличии, реквизиты удостоверяющего документа) | высшее образование – бакалавриат |
1.10 | Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения, где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи) | |
1.11 | Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории | высшая квалификационная категория (29.11.2022 г.) |
1.12 | Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения) Иные поощрения (благодарственные письма и т.д.) | Почетная грамота Управления образования Департамента по социальной политике Администрации г.о.Саранск 2016 г. |
Тема: «Развитие речи детей.»
Дата начало работы над темой: 1.09.2022г.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2025.
Актуальность: Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.
Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.
Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте.
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности и систематизировать знания по развитию речи детей. Создание благоприятных условий для развития речи.
Задачи:
1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения нормативно-правовой литературой, научно-методической, а также публицистической литературой по теме самообразования.
2.Изучить психолого – педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.
3. Освоить методики и технологии развития речевой активности детей.
4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
5. Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.
Ожидаемые результаты:
- совершенствование собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
- повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;
- разработка и апробирование дидактических и игровых материалов;
- повышение уровня речевого развития воспитанников;
- разработка и проведение мероприятий, по исследуемой теме;
- участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы.
Направления самообразования (например)
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования. повышать квалификацию на курсах для педагогов |
Методическое | Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ООД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах. |
Информационно-технологические | Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии. |
Перспективный план работы над темой самообразования
Этапы | Сроки | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно-диагностический | Сентябрь- 2022-декабрь2022 | Постановка проблемы. Анкетирование с родителями. Мониторинг (с детьми). Определение цели и задач работы над темой. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Январь 2023-Май 2025 | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Март 2025-май 2025 | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Написание отчета. Подготовка материалов для публикации в профессиональных журналах. | Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. ведение персонального сайта (страницы и т.д.) Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы |
Внедренческий | Май 2025 | Распространение опыта работы. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку. |
Список используемой литературы
Ознакомление с нормативными документами
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Конвенции о правах ребенка» от 15.09.1990г.
3. Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1354 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 N 34958)
4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Изучение учебной и научно-методической литературы
1.Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.
2.Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г
3.Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г
4.ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г
5.Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.
6.Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.
7.Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.
8.Кыласова Л. Е . Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.
9. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте Развитие речи и речевого общения дошкольников. М., 2008.
10. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М.Алексеева, В.И. Яшина. М., 2009. Гл. 6, § 1-3.
11. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2008.
12. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2000. С. 302-311.
13. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи. М., 2008. С. 33-37.
14. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 2008.
15. Занятия по развитию речи в детском саду Под ред. О.С.Ушаковой. М., 2011.
16. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2007.
17. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) Дошкольное воспитание.2009. №4.
18. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 2008.
19. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2006.
20. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М.В. Залужской. М.: Просвещение, 2009.
21. Сохин Ф.А. Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2009. С. 12-16.
22. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008. С.173-177.
23. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2008.
Календарный план работы по теме самообразования
«Развитие речи детей.»
№ п/п | Месяц | Содержание работы | Проведение мероприятий | Изготовление пособий, дидактического материала | ||
с воспитанниками | с педагогами | с родителями | ||||
1 | Сентябрь- 2022-Ноябрь 2022 | Изучить нормативные акты в сфере дошкольного образования | ||||
Подобрать дидактический материал, игровое оборудование | Подбор наглядного материала с картинками | |||||
Подобрать и изучить методическую литературу | ||||||
Спрогнозировать результаты самообразования | Консультация «Как развить речь ребёнка» | |||||
Провести анкетирование с родителями | Подбор и изготовление картотеки дидактических игр | |||||
Провести педагогическую диагностику детей | «Артикуляционная гимнастика» | |||||
2 | Декабрь 2022-Январь 2023 | Проанализировать результаты анкетирование | Приобретение и оформление настольно-печатных игр | |||
Оформить папку-передвижку | «Использование дидактических игр для развития речи» | |||||
Разработать конспекты ООД | ||||||
Консультация «Как подготовить руку к письму?» | Изготовление дидактичес кого материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов». | |||||
3 | Февраль2023-Апрель 2023 | Оформить уголок в группе | Оформить уголок в группе | |||
Провести ООД с детьми | «Загадки-шутки» | |||||
Разработать рекомендации для родителей | ||||||
4 | Май 2023 | Оформить папку-передвижку | Выставка совместных рисунков детей и родителей «Рисуем буквы». | Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой. | ||
Провести ООД | ООД «В стране звуков» | |||||
Оформить | Выступление на итоговом педсовете | Фотовыставка ООД | ||||
5 | Сентябрь- 2022-Ноябрь 2022 | Изучить публикации в периодических изданиях | Оформление картотеки с пальчиковыми играми. | |||
Провести беседы с детьми | Беседа «Определение гласных звуков» | |||||
Посетить ООД других педагогов | Изготовление дидактичес ких игр: «Слоговые табли цы», | |||||
Разработать рекомендации | Консультация Игры с буквами для дошколят» | |||||
6 | Декабрь 2022-Январь 2023 | Оформить выставку наглядного материала для педагогов | Дидактическая игра «Составь слово» | |||
Разработать памятку для родителей | Памятка «Город букв» | |||||
ООД с детьми | Пополнение коллекции обводок и штриховок. | |||||
7 | Январь 2023-Март 2023 | Откытый показ ООД | ||||
Оформить фотовыставку | ||||||
Провети беседу с детьми | ||||||
8 | Апрель 2023-Май 2023 | Подготовить презентацию | Выступление на итоговом педсовете | Картотеки с чистоговорками и скороговорками | ||
Обобщить результаты самообразования | «Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте» | |||||
Подготовить материал для публикации |
Приложение
Изучение методической литературы
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.
Литература по теме самообразования | |||
Дата работы с материалом | название автор | источник (сайт; издательство, год издания) | Краткое содержание |
Сентябрь- 2022-Ноябрь 2022 | Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. | Воронеж 2009г.. - 112 c. | |
Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» | «Детство – Пресс 2000г - 167 c. | ||
Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет . | ООО «ТЦ –Сфера»2014г | ||
Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе . | Воронеж 2010г - 665 c. | ||
Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. | . Волгоград 2015г. | ||
Декабрь 2022-Январь 2023 | Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва | Росмен 2014г | |
«Учимся играя. Систе ма игр и упражнений по обучению детей грамоте» | [Электронный ресурс] // режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/09/razvitie-matematicheskikh-sposobnostey-u | ||
«Обучение грамоте . Конспекты.» | https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/09/30/papka-peredvizhka-roditelyam-o-matematike-v-detskom-sadu | ||
Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. | Росмен 2014г.175с | ||
Февраль2023-Апрель 2023 | Глушкова Г. .Игра или упражнение? | «Дошкольное воспитание» №12 2008,10с | |
Готовим руку к письму | Дошкольное воспитание, 1996, № 2. | ||
Развитие речи. – В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / | Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2, —М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996. | ||
Май 2023 | Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2. | М.: Гном и Д, 2004. | |
Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. – | «Дошкольное воспитание» №11 2008, | ||
Е. Агранович Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. | СПб: «Детство-Пресс»,2007. | ||
Сентябрь- 2022-Ноябрь 2022 | Е. Л. Барсуковой Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. | Логопед, 2009, №5. | |
Декабрь 2022-Январь 2023 | Т. Б. Полянская Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. | СПб., 2009. | |
Ю. А. Вакуленко Азбука-читалочка.- | Волгоград: «Учитель», 2007. | ||
Н. В. Дурова Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. | . М.: Просвещение, 2002 | ||
Январь 2023-Март 2023 | Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими докольниками. Сост. Л. Е. Кыласова. – | Волгоград: «Учитель», 2007. | |
О. А. Козырева Обучение грамоте, | М: ВЛАДОС. 2005. | ||
А. В. Кочергина Учим азбуку, играя. | М: «5 за знания»,2007. |
Участие в семинарах, конференциях, круглых столах | ||||
Дата | Место проведения | Наименование мероприятия | Тема выступления | Уровень (на уровне детского сада, муниципальный, республиканский, межрегиональный, всероссийский) |
Проведение открытых занятий | |||
Дата | Место проведения | Наименование мероприятия | Уровень (на уровне детского сада, муниципальный, республиканский, межрегиональный, всероссийский) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...
Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».
Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...
План по самообразованию "Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованой деятельности"
Автор: Астапова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОБУ №17 г. Минусинск План по самообразованию на 2012 – 2013 уч. год. (Подготовительная логопедическая группа) Тема: Развитие ...
Отчет по теме Самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора и сценариями активизирующего общества» за 2012-2013 г.
развитие речи детей дошкольного возраста (потешки, сценарии, стихи)...
План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »
Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуал...