Самообразование «Развитие речи детей»
методическая разработка

Самообразование «Развитие речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx47.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад№89 комбинированного вида»

Тема самообразования

Добкиной Надии Харисовны , воспитателя

высшей квалификационной категории

«Развитие речи детей»

Срок реализации: 2022-2025гг.

Саранск

2022

1.1

Фамилия

Добкина

1.2

Имя

Надия

1.3

Отчество

Харисовна

1.4

Должность, по которой аттестуется работник

воспитатель

1.5

Место работы (полное наименование учреждения в соответствии с уставом, с какого года работает в данном учреждении)

МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида»

1.6

Населенный пункт (город)

Саранск

1.7

Стаж (педагогический)

13 лет

1.8

Стаж (в данном учреждении)

13 лет

1.9

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Ученая степень, год присвоения (при наличии, реквизиты удостоверяющего документа)

высшее образование – бакалавриат  

1.10

Курсы повышения квалификации (тематика курсов, количество учебных  часов, место проведения, наименование образовательного учреждения, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

Профессиональная переподготовка (при наличии) (наименование образовательного учреждения,  где проводилась профессиональная переподготовка, количество учебных часов, полученная квалификация, реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи реквизиты документа по итогам обучения с указанием даты выдачи)

1.11

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения и окончания срока действия квалификационной категории

высшая квалификационная категория (29.11.2022 г.)

1.12

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (полное наименование награды, год награждения)

Иные поощрения (благодарственные письма и т.д.)

Почетная грамота Управления образования Департамента по социальной политике Администрации г.о.Саранск 2016 г.

Тема: «Развитие речи детей.»

Дата начало работы над темой: 1.09.2022г.

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2025.

Актуальность: Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения , в формировании социальных связей . Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер : коммуникативной и эмоционально-волевой.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Ребенок овладевает разговорной речью, и это обусловливает некоторые особенности усвоения средств его родного языка.

Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, но и рассказать о каком - то событии, явлении, описать его, о последовательности событий.

Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.

Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте.

Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности и систематизировать знания по развитию речи детей. Создание благоприятных условий для развития речи.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения нормативно-правовой литературой, научно-методической, а также публицистической литературой по теме самообразования.

2.Изучить психолого – педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей дошкольного возраста.

3. Освоить методики и технологии развития речевой активности детей.

4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

5. Организовать и провести мониторинг по развитию речи дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников;
  • разработка и апробирование дидактических и игровых материалов;
  • повышение уровня речевого развития воспитанников;
  • разработка и проведение мероприятий, по исследуемой теме;
  • участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта работы.

Направления самообразования (например)

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

повышать квалификацию на курсах для педагогов

Методическое

Создание авторских дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов ООД, выступления с докладами на педсоветах, конференциях, семинарах.

Информационно-технологические

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Перспективный план работы над темой самообразования

Этапы

Сроки

Содержание работы

Практическая деятельность

Организационно-диагностический

Сентябрь- 2022-декабрь2022

Постановка проблемы.

Анкетирование с родителями.

Мониторинг (с детьми).

Определение цели и задач работы над темой.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Практический

Январь 2023-Май  2025

Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса.

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Март 2025-май 2025

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования. Написание отчета.

Подготовка материалов для публикации в профессиональных журналах.

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. ведение персонального сайта (страницы и т.д.) Консультативная помощь воспитанникам  и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы

Внедренческий

Май 2025

Распространение опыта работы.

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.

Список используемой литературы

Ознакомление с нормативными документами

1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

2. Конвенции о правах ребенка» от 15.09.1990г.

3.  Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1354 (ред. от 25.03.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2014 N 34958)

4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Изучение учебной и научно-методической литературы

1.Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. Воронеж 2009г.

2.Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» «Детство – Пресс 2000г

3.Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .ООО «ТЦ –Сфера»2014г

4.ВолчковаВ. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .Воронеж 2010г

5.Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва Росмен 2014г.

6.Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Росмен 2014г.

7.Журова Л. Е , Варенцова «Обучение грамоте . Конспекты.

8.Кыласова Л. Е . Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи. Волгоград 2015г.

Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.

9. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте Развитие речи и речевого общения дошкольников. М., 2008.

10. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников М.М.Алексеева, В.И. Яшина. М., 2009. Гл. 6, § 1-3.

11. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2008.

12. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 2000. С. 302-311.

13. Гвоздев А.Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка Вопросы изучения детской речи. М., 2008. С. 33-37.

14. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М., 2008.

15. Занятия по развитию речи в детском саду Под ред. О.С.Ушаковой. М., 2011.

16. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. М.: Просвещение, 2007.

17. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) Дошкольное воспитание.2009. №4.

18. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 2008.

19. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2006.

20. Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М.В. Залужской. М.: Просвещение, 2009.

21. Сохин Ф.А. Задачи развития речи Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2009. С. 12-16.

22. Сохин Ф.А. Подготовка к обучению грамоте Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008. С.173-177.

23. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2008.

Календарный план работы по теме самообразования

«Развитие речи детей.»

№ п/п

Месяц

Содержание работы

Проведение мероприятий

Изготовление пособий, дидактического материала

с воспитанниками

с педагогами

с родителями

1

Сентябрь- 2022-Ноябрь 2022

Изучить нормативные акты в сфере дошкольного образования

Подобрать дидактический материал, игровое оборудование

 Подбор наглядного материала с картинками

Подобрать и изучить методическую литературу

Спрогнозировать  результаты самообразования

Консультация «Как развить речь ребёнка»

Провести анкетирование с родителями

Подбор и изготовление картотеки дидактических игр

Провести педагогическую диагностику детей

«Артикуляционная гимнастика»

2

Декабрь 2022-Январь 2023

Проанализировать результаты анкетирование

Приобретение и оформление настольно-печатных игр

Оформить папку-передвижку

«Использование дидактических игр для развития речи»

Разработать конспекты ООД

Консультация «Как подготовить руку к письму?»

Изготовление дидактичес кого материала «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов».

3

Февраль2023-Апрель 2023

Оформить уголок в группе

Оформить уголок в группе

Провести ООД с детьми

«Загадки-шутки»

Разработать рекомендации для родителей

4

Май 2023

Оформить папку-передвижку

Выставка совместных рисунков детей и родителей «Рисуем буквы».

Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.

Провести ООД

ООД «В стране звуков»

Оформить

Выступление на итоговом педсовете

Фотовыставка ООД

5

Сентябрь- 2022-Ноябрь 2022

Изучить публикации в периодических изданиях

Оформление картотеки с пальчиковыми играми.

Провести беседы с детьми

Беседа «Определение гласных звуков»

Посетить ООД других педагогов

Изготовление дидактичес ких игр: «Слоговые табли цы»,

Разработать рекомендации

Консультация Игры с буквами для дошколят»

6

Декабрь 2022-Январь 2023

Оформить выставку наглядного материала для педагогов

Дидактическая игра «Составь слово»

Разработать памятку для родителей

Памятка «Город букв»

ООД с детьми

Пополнение коллекции обводок и штриховок.

7

Январь 2023-Март 2023

Откытый показ ООД

Оформить фотовыставку

Провети беседу с детьми

8

Апрель 2023-Май 2023

Подготовить презентацию

Выступление на итоговом педсовете

Картотеки с чистоговорками и скороговорками

Обобщить результаты самообразования

«Учимся играя. Система игр и упражнений по обучению детей грамоте»

Подготовить материал для публикации

Приложение

Изучение методической литературы

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.

Литература по теме самообразования

Дата работы с материалом

название автор

источник

(сайт; издательство,

год издания)

Краткое содержание

Сентябрь- 2022-Ноябрь 2022

Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада.

Воронеж 2009г.. - 112 c.

Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!»

«Детство – Пресс 2000г - 167 c.

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5 – 7 лет .

ООО «ТЦ –Сфера»2014г

Волчкова В. Н. Конспекты занятий в подготовительной группе .

Воронеж 2010г - 665 c.

Кыласова Л. Е. Дидактический материал для занятий с детьми 6 – 7 лет по развитию речи.

.

Волгоград 2015г.

Декабрь 2022-Январь 2023

Гаврина С. Е.Развитие речи . Школа дошколят. Москва

Росмен 2014г

«Учимся играя. Систе ма игр и упражнений по обучению детей грамоте»

[Электронный ресурс] // режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/09/razvitie-matematicheskikh-sposobnostey-u

 «Обучение грамоте . Конспекты.»

https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2018/09/30/papka-peredvizhka-roditelyam-o-matematike-v-detskom-sadu

Курицына Э. М. Игры на развитие речи. Говорим правильно.

Росмен 2014г.175с

Февраль2023-Апрель 2023

Глушкова Г.

.Игра или упражнение?

«Дошкольное воспитание» №12 2008,10с

Готовим руку к письму

Дошкольное воспитание, 1996, № 2.

Развитие речи. – В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /

Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2, —М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996.

Май 2023

Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2.

М.: Гном и Д, 2004.

Шулешко Е.Е. Обучение письму и чтению. Методическое пособие для воспитателей детского сада. –

«Дошкольное воспитание» №11 2008,

Е. Агранович Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.

СПб: «Детство-Пресс»,2007.

Сентябрь- 2022-Ноябрь 2022

Е. Л. Барсуковой Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.

Логопед, 2009, №5.

Декабрь 2022-Январь 2023

Т. Б. Полянская Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.

СПб., 2009.

Ю. А. Вакуленко Азбука-читалочка.-

Волгоград: «Учитель», 2007.

Н. В. Дурова Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки.

.

М.: Просвещение, 2002

Январь 2023-Март 2023

Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими докольниками. Сост. Л. Е. Кыласова. –

Волгоград: «Учитель», 2007.

О. А. Козырева Обучение грамоте,

М: ВЛАДОС. 2005.

А. В. Кочергина Учим азбуку, играя.

М: «5 за знания»,2007.

Участие в семинарах, конференциях, круглых столах

Дата

Место проведения

Наименование мероприятия

Тема выступления

Уровень (на уровне детского сада, муниципальный, республиканский, межрегиональный, всероссийский)

Проведение открытых занятий

Дата

Место проведения

Наименование мероприятия

Уровень (на уровне детского сада, муниципальный, республиканский, межрегиональный, всероссийский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...

План по самообразованию "Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованой деятельности"

Автор: Астапова Татьяна Николаевна, воспитатель МДОБУ №17 г. Минусинск План по самообразованию на  2012 – 2013 уч. год. (Подготовительная логопедическая группа) Тема:  Развитие ...

План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста способствует формированию интеллектуал...