Игрология для дошкольников
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД К ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития социальной адаптации «Игрология для дошкольников»
СТРАНИЦА 1
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
История из жизни:
Девочка 3-х лет «сварила кашку» из песка с камушками и «угостила» своего папу. Папа, незаметно для дочки выбросил на землю еѐ «угощенье» и с благодарностью возвратил пустую формочку.
– Как, ты по-правде всѐ это съел? - испуганно спрашивает девочка.
Желая успокоить малышку, папа говорит: – Конечно, нет, разве можно есть такую гадость?
– Ты что, это не гадость, это же вкусная каша! - возмутилась девочка.
Игра в дошкольном возрасте – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно волнующие его. В последнее время для большинства взрослых (родители, педагоги, специалисты) раннее обучение представляется более важным и полезным занятием, чем игра. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий все более вытесняет игру из жизни детей. В результате дети теряют навык игры, разучиваются играть. Конечно, в современной дошкольной педагогике значение игры ни в коем случае не отрицается, однако оно рассматривается как прикладное, дидактическое. Игра начала выступать не как самостоятельная и самоценная детская деятельность, а как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков. Игра начинает подменяться игровыми приемами или игровыми методами обучения.
СТРАНИЦА 2
ОБ АВТОРАХ
В основу «Дополнительной общеобразовательной общеразвивающой программы развития социальной адаптации «Игрология для дошкольников» легло изучение классических теорий игры, современных теорий игры и многолетний профессиональный опыт коллектива педагогов МБДОУ «ДС № 243 г. Челябинска»
- Едомских Наталья Ивановна(визитная карточка)
- Лунева Тамара Дмитриевна(визитная карточка)
- Воробьева Оксана Павловна(визитная карточка)
Наблюдая за поведением детей в свободной игровой деятельности, в процессе образовательной деятельности с применением игровых технологий нами были отмечены следующие моменты:
- «затухание» реакции детей на игровое воздействие. Постановка одной только игровой задачи (Давай испечём кукле оладушки) не предполагало устойчивого интереса к дальнейшему самостоятельному развитию сюжета игры. Педагогу необходимо иметь картотеку приемов для оказания помощи в осуществлении игровых замыслов;
- особенности проявления инициативы дошкольников. Дети в большинстве не проявляют творческую активность в игре. Педагогу необходимо иметь картотеку приемов, направленных на мотивировании активности в играх, и реализацию творческого процесса создание и реализацию игрового сюжета.
СТРАНИЦА 3
О ПРОГРАММЕ
Все чаще педагоги сталкиваются с феноменом пассивного ожидания детьми указаний взрослого, а на предложение поиграть садятся за стол с пазлами или дидактическими игрушками, с одной стороны. С другой стороны, анализ собственного опыта и анализ образовательной деятельности в детском саду показывают, что воспитатель, как правило, испытывают большие трудности в самостоятельной разработке мероприятий по поддержке игровой деятельности у детей. На первый взгляд кажется, что создать игровые приемы и организовать игровую среду несложно, но в действительности осуществление замыслов организовать деятельность с опорой на инициативу детей, используя при проведении педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности не просто, а зачастую и очень сложно. Образовательная среда получается однообразная, и так сказать, без огонька. К ним можно отнести любой прием, вызывающий у детей эмоциональный отклик: песенки, потешки, применение наглядности…
При разработке программы мы ставили перед собой следующие цели:
- развить устойчивый навык к самостоятельной деятельности детей через игру;
- сформировать игровой опыт у детей, их умение играть;
- сформировать правила для педагогического сопровождения игры у детей;
- разработать для педагогов алгоритм спонтанного процесса составления сюжета и мотива игры.
Вопросы, на которые мы попытались ответить в процессе нашего исследования при подготовке материалов для программы:
- Можно ли четко и однозначно отделить игру от не игры? (где заканчивается свободная игра и начинается игровая технология) Как определить полноту условий для игровой деятельности? (поддержание интереса и мотивации к игре и дальнейшая самостоятельная импровизация игры);
- Как оценить степень владения игрой у воспитателей?
Результатом наших исследований, наблюдений и изучения различных теорий игры стала «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития социальной адаптации «Игрология для дошкольников», которая является программой социально-гуманитарной направленности.
Системный способ рассмотрения функции игры определил новизну программы, которая состоит в последовательности применения игровых приемов для развития творческого мышления у детей дошкольного возраста.
СТРАНИЦА 5
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ
Что такое игрология?
Начать, вероятно, необходимо с терминологии.
Термины
- Время игры – это момент спонтанной инициативы детей, которая дает возможность искать, пробовать себя, приносящая позитивные эмоции и уверенность в себе.
- Игровые технологии - это группа методов, приемов и средств организации педагогического процесса в форме игр, сопровождающих учебно-познавательную деятельность.
- Место игры – это игровое безопасное пространство для свободного самовыражения детей, с возможностью выбора самостоятельных занятий.
- Мотив игры – это побудительные силы такие как внутренние влечения, переживания и наслаждения
- Сюжет игры – это действительность, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка.
- Педагогическое сопровождение игры – это умение педагога создать свою игровую позицию в совместной игре с детьми, быть игроком и партнером.
- Свободная игра – это игра ребенка одного или в группе без побуждений со стороны взрослых.
- Творческий процесс в игре – умение ребенка ответить на внешний стимул разными видами игр, самостоятельно придумывать, преобразовать сюжет в зависимости от меняющихся внешних и внутренних обстоятельств, включая игровую среду и коммуникативные отношения с другими детьми и взрослыми.
В нашем понимании педагогическое сопровождение игры – это скорее партнерство для получения нового опыта, нежели процесс обучения. Самый важный и тонкий момент в педагогическом сопровождении игры – это возможность и форма непосредственного участия воспитателя в игре детей. На наш взгляд возможное участие это:
- участие по просьбе детей;
- участие при возникновении серьезных конфликтов, рисков для жизни и здоровья детей.
Но как решить вопрос с мотивацией к игре? Какие создать условия для ребенка, чтобы у него не возникало вопроса: Мне скучно, чем заняться? Во что поиграть?
В своей разработке мы ставим перед собой два вопроса:
- Как создать игровой опыт у детей?
- Какое должно быть организационно-педагогическое сопровождение детей, чтобы научить их играть в разные игры?
Учитывая, что к игре нельзя отнести любую деятельность, предполагающую руководство взрослого, даже если при этом используются игрушки и сказочные сюжеты, мы определяем два важных условия для реализации свободной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей – это время и место.
СТРАНИЦА 6, 7
Когда игра у ребенка – это привычка.
Опираясь на анализ литературы, а также на собственный опыт, нами были выделены:
- виды поведения детей, которые мы попытались соотнести с различными видами игр
- также разделили игры по характеру возникновения игры.
СТРАНИЦА 8, 9
ТАБЛИЦА 1 – Виды поведения в соответствии с видом игры (вид игры согласно предложенного перечня Центром игры и игрушки МГППУ)
ВИДЫ ПОВЕДЕНИЯ | ВИДЫ ИГРЫ |
ПРЕДМЕТНОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ. Ребенок назначает один предмет быть другим или использует его необычным образом. | Символическая игра. Игровое, эмоционально-практическое взаимодействие . Социальная игра-драматизация. Продуктивная игра. Игра-общение. Игра-драматизация. Глубокая игра. Исследовательская игра. Игра-фантазирование. Воображаемая игра. Подвижная игра. Игра-освоение. Предметная игра. Ролевая игра. |
ВООБРАЖАЕМАЯ ИГРА — действия с воображаемыми объектами. Ребенок создает предметы или людей, не существующие в непосредственном окружении. | |
ОДУШЕВЛЕНИЕ ИГРУШКИ. Ребенок приписывает реальные свойства неодушевленному объекту, например, разговаривает за куклу или с куклой, как будто ожидая ее ответа. | |
ПРИНЯТИЕ ИЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ. Ребенок словесно определяет свою игровую роль или роль предмета (например, куклы) или роль своего родителя (например, «ты будешь Бэтмэном»). При этом сам ребенок может не участвовать в игре и не реализовывать свою роль. | |
РОЛЕВАЯ ИГРА. Ребенок берёт определенную роль. Для осуществления роли вовсе не обязательно её вербальное обозначение. | |
СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ, предложение присоединиться к общей̆ игре, когда ребенок связывает себя, родителя или других детей̆ в одной̆ «сцене» (например, «Вы должны налить мне чай»; «Давайте теперь обедать»). |
ТАБЛИЦА 2 – Чем отличается игровая технология и свободная игра
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ | СВОБОДНАЯ ИГРА |
|
|
Поэтому нашей задачей в процессе образовательной деятельности является показать детям вариативность выбора вида игры, не зависимо от места и времени, то есть, другими словами, научить детей спонтанному творческому процессу, как предпосылке развития творческого мышления.
СОВРЕМЕНЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ИГРЫ
Разработку различных методов, форм, приемов, средств организации деятельности обучающихся при освоении общеобразовательной программы мы производили на основании классических и современных теорий игры. Классические теории игры появились в 19 в. И пытались объяснить существование и цель игры, современные теории были созданы после 1920 г. и пытались объяснить роль игры в развитии ребенка.
На слайде приведены основные теории игры.
Теории игры | Характеристика подхода к пониманию и функции игры |
Классические теории | |
Теория избытка сил | Игра как выход свободной̆ энергии. Она возникает, потому что у детей̆ есть лишняя энергия |
Теория восстановления сил https://ru.wikipedia.org/wiki/ | Игра как способ восстановления сил. Ребенку необходимо восстановить энергию или уменьшить стрессовые реакции, и он это делает посредством игры |
Теория упражнения или самовоспитания | Игра — продукт эволюционного биологического процесса. Она возникает из инстинктов и их упражнений. Игра служит адаптивной̆ цели, посредством игры ребенок тренирует навыки, которые потребуются в дальнейшей̆ жизни |
Теория рекапитуляции https://vikent.ru/enc/2209/ https://vk.com/wall-81526971_2090 | Игра — продукт эволюционного биологического процесса. Посредством игры примитивные инстинкты ослабляются. Развитие игры следует за эволюционным развитием человеческого рода |
Современные теории | |
Теории мотивационной модуляции игры https://ru.wikipedia.org/wiki/Модель_ABC | Игра связана с исследованием. Игра понимается как стимуляция поискового поведения. Различия между исследованием и игрой̆: исследование происходит в новых ситуациях, где ребенок спрашивает: «Что может сделать этот объект?»; игра происходит в знакомых ситуациях, где ребенок спрашивает: «Что я могу сделать с этим объектом?» |
Психодинамическая теория игры https://ru.wikipedia.org/wiki/ | Эти теории объясняют роль игры в эмоциональном развитии детей̆. Посредством игры дети могут проигрывать свои желания и отыгрывать травмирующие события своей̆ жизни |
Когнитивно-развивающие теории игры https://blog.wikium.ru/osobennosti-i-etapy-kognitivnogo-razvitiya-po-teorii-zhana-piazhe.html | Игра — это когнитивный̆ процесс. Это свободная активность, которая вносит вклад в когнитивное развитие, в решение проблем и творческое мышление. Она развивает творческие способности, гибкость, улучшает способность к решению проблем и адаптацию |
Метакоммуникативная теория https://ru.wikipedia.org/wiki/ | Игра — это обучение обучению. Сама игра требует функционирования в реальной̆ жизни. Дети сами создают роли, которые определяются контекстом, в котором она происходит. Дети показывают, что они играют, и игра не средство социализации, которое развивает навыки для взрослой̆ жизни |
Двухчастная теория С. Сэйфера https://www.studmed.ru/seyfer-s-vysokorazvitaya-igra-i-ee-rol-v-razvitii-i-obuchenii_af4412864a1.html | Предполагает дифференциацию игр на высокоразвитую игру с одной̆ стороны, и игру – отработку навыков – с другой̆. Както первая часть предложения не стыкуется со второй … |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2
ФРАГМЕНТ ЗАНЯТИЯ В РАМКАХ ВОРКШОПА «УПРАВЛЯЕМАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЕДАГОГА В ОБЛАКЕ РЕСУРСОВ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна
В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо
Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1. «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...
Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.
В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....
информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи
материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...