ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ПО СТУПЕНЬКАМ ЗНАНИЙ»
рабочая программа
ДООП социально-гуманитарной направленности для детей старшего дошкольного возраста «По ступенькам знаний» - это комплексная система занятий, упражнений, развивающих игр, диагностических заданий, учебных материалов. Они направлены на овладение математическими и мыслительными операциями (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), а также на подготовку детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении - ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом, а также на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова, решать простые арифметические задачи, примеры, уметь сравнивать числа и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_po_stupenkam_znaniy-.docx | 144.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА»
Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета МАДОУ «Д/с № 9 «Калинка» Протокол № ______ от «___» ____20___г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Д/с № 9 «Калинка» ______________ О.М. Пахомова Пр. № ___ от «__» ___ 20 ___г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ПО СТУПЕНЬКАМ ЗНАНИЙ»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 6 - 7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы:
Педагог-психолог
Струкова Ирина Владимировна
Назарово
2021
Раздел 1
«КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙПРОГРАММЫ»
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По ступенькам знаний» (далее ДООП) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 17.10.2013г. N 1155).
- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Калинка» г. Назарово Красноярского края,утверждённый Постановлением администрацией г. Назарово № 2223-п от 24.12.2015г.
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 «Калинка» г. Назарово Красноярского края,утверждённый Постановлением администрацией г. Назарово № 2223-п от 24.12.2015г.
ДООП социально-гуманитарной направленности «По ступенькам знаний» разработана для детей старшего дошкольного возраста и обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
ДООП готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Направленность программы
ДООП социально-гуманитарной направленности для детей старшего дошкольного возраста «По ступенькам знаний» - это комплексная система занятий, упражнений, развивающих игр, диагностических заданий, учебных материалов. Они направлены на овладение математическими и мыслительными операциями (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), а также на подготовку детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении - ознакомление со звуковым строением слова, его звуковым анализом, а также на формирование правильного звукопроизношения, обогащение словарного запаса, подготовки руки к письму. Игровой материал помогает создать радостную атмосферу. Все задания построены по принципу постепенного усложнения. Выполняя их, дети учатся читать слоги, определять количество слогов в слове, делать простейший звуковой анализ слова, решать простые арифметические задачи, примеры, уметь сравнивать числа и т.д.
Дети 6-7 года жизни испытывают острую потребность в движении. В связи с этим на занятиях используется разнообразная двигательная деятельность: организация активных физкультминуток и динамических пауз.
Распределение программного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям, предъявляемым к современному обучению. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребёнка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.
Содержание ДООП разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы.
Новизна
Новизна ДООП состоит в реализации использования новых форм развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию.
ДООП предусматривает развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков: чтения, развитие фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но так же большое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих возможностей детей.
Актуальность???
Актуальность ДООП заключается в формировании интеллектуальной готовности ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Основные принципы построения ДООП: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности ДООП от уже существующих общеобразовательных программ заключаются в том, что программа включает в себя два направления:
- «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»»,
- «Развитие математических представлений и логики».
А также ДООП предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации ДООП предусмотрены различные виды деятельности: игры, штриховка, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, поиск закономерности и т.д. Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.
Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации ДООП - 6-7 лет, максимальное количество детей в одной группе – 10 человек.
На обучение по ДООП «По ступенькам знаний» принимаются все желающие дети.
Срок реализации программы и объем учебных часов
Реализация ДООП осуществляется в очной форме, рассчитана на 1 год при объёме: 36 академических часов (периодичность занятий – с сентября по май).
Формы обучения, режим занятий
Формы организации деятельности: группами, парами, индивидуально.
Время проведения занятий: 1 раз в неделю длительностью 25 минут (СанПиН 2.4.3648-20).
Формы проведения занятий: совместная игровая-познавательная
деятельность взрослого и детей.
- Цель и задачи ДООПнумерация?
Цель ДООП: развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечат успешность адаптации первоклассника и положительное отношение к школе.
Задачи ДООП по проектам!!!
Предметные:
- обогащать речь детей за счёт расширения и уточнения представлений об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.;
- формировать навыки слогового чтения;
- продолжать готовить руку к письму («печатание» букв, цифр, рисование геометрических фигур);
- выработать умения устных вычислений, умения решать и составлять арифметические задачи;
- активизировать умения пересказывать небольшие литературные произведения, составлять описательные и повествовательные рассказы по образцу, рассказы по серии сюжетных картинок.
Метапредметные:
- развивать познавательные процессы: память, мышление, восприятие, воображение, внимание;
- развивать логическое мышление;
- развивать моторику и координацию движения;
- развивать представления о времени и пространстве;
- способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
- развивать звуковую культуру речи, умения выделять в произношении заданный звук, сравнивать звуки, определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком;
- развивать фонематический слух;
- развивать стремление к взаимодействию и сотрудничеству.
Личностные:
- научить правилам этикета;
- формировать умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- содействовать формированию адекватной самооценки;
- воспитывать способность сопереживать;
- формировать доброжелательное отношение к окружающим;
- укреплять эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться.
- Содержание программы
Учебный план
Учебный план состоит из двух направлений, которые имеют свои задачи, планируемые результаты.
№ п/п | Название раздела Темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | «Развитие математических представлений и логики» | 18 | 5 | 13 | Протокол | |
1 | Вводное занятие. Выявление исходного уровня знаний. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
2 | Временные понятия (дни недели; вчера, позавчера, сегодня, завтра). Счет прямой и обратный от 0 до 10. Понятия – предшествующий, следующий («соседи числа»). | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
3 | Понятия: слева, справа, вверху, внизу. Ориентировка на листе в клетку. Графический диктант. Времена года, стороны света, части суток. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
4 | Состав чисел от 2 до 5. Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, четырехугольник, многоугольник и др.). Конструирование из палочек. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
5 | Состав чисел от 6 до 10. Формирование представлений: далеко, близко, рядом, высоко, низко. Нахождение в группе предметов «лишнего». | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
6 | Знаки +, – , =.Решение простых задач на сложение и вычитание с записью решения в пределах 10. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
7 | Однозначные и двузначные числа. Счет предметов до 20. (+/ – 1, 2, 3) Сравнение групп предметов по количеству. Отношения «больше», «меньше», «равно» и соответствующие им знаки. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
8 | Геометрические фигуры и их элементы. Графический диктант. Ориентирование в пространстве. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
9 | Счет предметов в пределах 20. (+/– 4, 5, 6) Составление и решение простых задач на сложение и вычитание. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
10 | Геометрические фигуры: плоские и объемные. Конструирование геом/фигур из частей. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
11 | Счет предметов в пределах 20. (+/– 7, 8, 9) Составление и решение простых задач на сложение и вычитание. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
12 | Порядковый счет. Решение примеров в пределах 20. Счет «двойками», «тройками». Четные и нечетные числа. Конструирование из палочек. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
13 | Десяток, «круглое число». Счет десятками до 100. Решение логических задач. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
14 | Геометрические понятия (линия, прямая, кривая и др.) Д/и «Повтори узор». Математические считалки. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
15 | Математический диктант «Запиши (разложи), как скажу». Геометрические понятия. Д/и «Найди отличие». | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
16 | Мера измерения длины – сантиметр. Знакомство и работа с линейкой. Математические загадки (на сообразительность, головоломки). | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
17 | Составление и решение простых задач на сложение и вычитание. Графический диктант. Д/и «Цветные примеры» | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
18 | Итоговое занятие – викторина «В стране Математике» | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
2. | «Развитие речи и подготовка к обучению грамоты» | 18 | 5 | 13 | Протокол | |
1 | Знакомство. Школа вежливости. Речь устная, письменная. Звуки и буквы. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
2 | Слово. Предложение. Знакомство со словами, обозначающими предмет. Печатание букв. Гласные А, У, О. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
3 | Согласный звук и буква М. Звуки гласные и согласные. Деление слов на слоги. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний. Составление рассказа по сюжетным картинкам. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
4 | Согласные звуки и буквы С, Х. Чтение открытых и закрытых слогов-слияний с примыкающей согласной. Печатание слогов. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
5 | Согласный звук и буква Р. Чтение и печатание слогов-слияний, слов. Большая буква в именах людей. Составление рассказа по сюжетной картинке «На рыбалке». | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
6 | Согласный звук «ш» и гласный звук «ы». Чтение и печатание слогов-слияний, слов. «Один-много». | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
7 | Согласные звуки и буквы Л, Н. Конструирование слов из слогов. Многозначные слова. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
8 | Согласные звуки и буквы К, Т. Большая буква в кличках животных. «Кот – герой сказок». | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
9 | Гласный звук и буква И. Мягкие и твердые согласные. Чтение слогов, слов, предложений. Конструирование слов из слогов слова. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
10 | Согласные звуки и буквы П, З. Ударение. Конструирование слов из букв. Инсценирование сказки «Теремок». | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
11 | Согласный звук и буква Й. Слова – признаки. Составление вопросительных предложений. Словесно-логическая игра «Угадай предмет по описанию». | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
12 | Согласные звуки и буквы Г, В, Д, Б. Коллективное рассказывание сказок по картинкам. Игра «Найди слово в слове». | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
13 | Согласный звук «Ж» и гласный звук «Е». Правило ЖИ – ШИ. Ребусы. Составление рассказа по картинке «Морж в цирке». | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
14 | Буквы Ъ, Ь (смягчающий и разделительный) знаки. Их роль в слове. Составление предложений по картинке. Пословицы о семье. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
15 | Гласные звуки Я, Ю. Р/Р Составление рассказа по картинке «В саду». Цепочки из слов. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
16 | Гласные звуки Е, Э. Р/Р Конструирование слов из букв. Ребусы. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
17 | Согласные звуки и буквы Ч, Щ, Ц, Ф. Правило ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Слова-синонимы. Слова-антонимы. | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
18 | Итоговое занятие «Жили-были буквы и звуки» | 1 | 0,3 | 0,7 | Пед. наблюдение, беседа, опрос | |
Итого часов | 36 | 10 | 26 |
Содержание учебного плана
- Направление «Развитие математических представлений
и логики»
Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 6-7 лет:
1. Закрепление знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях.
2. Закрепление умений сравнивать группы предметов и выявлять отношения «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар.
3. Развитие умения вести счет предметов в пределах 20 и устанавливать порядковый номер предмета.
4. Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20; познакомить детей со структурой задачи.
5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах.
6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления.
Основное содержаниенаправления «Развитие математических представлений и логики»
- Состав чисел от 2 до 10. Прямой и обратный порядок счета в пределах 20.
- Последовательность чисел. Устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определение пропущенного числа.
- Двузначные и однозначные числа.
- Простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 20 с использованием знаков действий.
- Отношения. Сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами.
- Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник, овал и др.); их элементов (вершина, угол, сторона); понятий: прямая, кривая линия, отрезок.
- Моделирование геометрических фигур: составление из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
- Ориентация на листе бумаги. Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку. Графические диктанты.
- Упражнения на ориентацию в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д.Закрепление временных представлений: утро – день – вечер – ночь, вчера, сегодня, завтра, раньше, позже, ориентации в последовательности дней недели, времен года и месяцев.
Планируемые результатынаправления «Развитие математических представлений и логики»
• Считать предметы в пределах 20, уметь работать с десятками;
• называть четные и нечетные числа;
• продолжать заданную закономерность;
• составлять и решать арифметические задачи по рисункам;умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.
• сравнивать числа в пределах 20 с помощью наглядного материала и устанавливать на сколько одно число больше (меньше) другого. Уметь использовать для записи сравнения знаки >, <, =.
• устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
• узнавать и называть, наряду с квадратом, кругом, треугольником, прямоугольником, овалом еще и другие геометрические фигуры: шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида, и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
• уметь по заданному образцу конструировать из простых фигур более сложные фигуры.
• знать и различать: отрезок, кривую, прямую линию;
• называть двузначные и однозначные числа, считать десятками.
- Направление«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа.
Задачи работы по развитию речи с детьми 6-7 лет:
- Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
- Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
- Совершенствование звуковой культуры речи детей.
- Обучение звуко-слоговому анализу слов.
- Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Основное содержание направления«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.
1. Лексическая и грамматическая работа:
– обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
– употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
2. Развитие связной речи:
– ответы на вопросы, участие в диалоге;
– подробный пересказ текста по зрительной опоре;
– составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
– знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
– выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
– выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
– «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
4. Обучение звуко-слоговому анализу:
– звуковой анализ состава слогов и слов;
– дифференциация понятий «звук» и «буква»;
– соотнесение букв и звуков.
5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
Планируемые результаты направления«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
• Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;
• отвечать на вопросы педагога;
• задавать свои вопросы;
• подробно пересказывать текст по зрительной опоре;
• составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
• выделять звук в начале слова;
• различать звуки и буквы;
• узнавать и называть буквы русского алфавита;
• соединять звуки в слоги.
- . Планируемые результаты освоения программы «По ступенькам знаний»
В ходе освоения содержания программы «По ступенькам знаний» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- Сформирована устойчивая мотивация к занятиям.
- Может идентифицировать себя членом творческого объединения.
- Умеет соотносить теоретические знания и практические действия.
- Способен к волевым усилиям, довести начатое дело до конца.
- Умеет адекватно оценивать результаты деятельности.
-Сформировано положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты:
- Имеет навык познавательной деятельности.
- Умеет фиксировать результат познавательной деятельности и применять полученные знания в других областях знаний и практической деятельности.
- Умеет сравнивать, выделять главное, классифицировать, приводить примеры, устанавливать взаимосвязь. Может осмысленно высказывать свое отношение к данным фактам и явлениям.
- Умеет ставить цель и планировать свои учебные действия.
- Умеет оценивать, корректировать, анализировать свои поступки, осуществлять контроль и самоконтроль.
- Умеет признавать свои ошибки и исправлять их.
- Имеет чувство ответственности.
- Умеет работать в группе, ожидая своей очереди.
- Умеет общаться со взрослыми и ровесниками.
- Умеет просить помощи, как у взрослого, так и у сверстника.
Предметные результаты:
- Знает понятия: слог, слово, предложение, ударение, звуки речи, различие между звуком и буквой.
- Знает арифметические понятия (знаки сложения, вычитания, знаки больше-меньше, равно).
- Знает геометрические формы (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал, многоугольник, шар, куб и др.) и их элементы (угол, вершина, сторона).
- Знает временные отношения (раньше-позже, позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра и др.).
- Знает пространственные отношения (влево-вправо, впереди-сзади, между, посередине, внутри, снаружи, на, над, под и др.).
- Знает правила этикета (представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения).
- Умеет поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его, оценить результат своего действия.
- Умеет решать логические задачи, обосновывать доказательство.
- Умеет составлять предложения по опорным словам, по заданной теме.
- Умеет составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >).
- Умеет сравнивать, сопоставлять, классифицировать по нескольким признакам(цвет, форма, размер, величина), определять последовательность событий.
- Умеет считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Умеет на слух определять место звука в слове (в начале, в середине и в конце слова), делить слова на слоги, писать печатные буквы.
- Умеет ориентироваться в окружающем пространстве, на плоскости, на листе бумаги в клетку (вверху, внизу, справа, слева, посередине), писать графический диктант.
- Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Раздел 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая
- даты начала и окончания учебных периодов/этапов,
- количество учебных недель,
- сроки контрольных процедур и т.п.;
Календарный учебный график является обязательным приложением к дополнительной общеразвивающей программе «По ступенькам знаний» и составляется ежегодно для каждой учебной группы.
Дата начала занятий – 01.09.2021 | |||||
Дата окончания занятий – 31.05.2021 | |||||
Месяц | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Кол-во учебных часов в месяц | Режим занятий | Сроки проведения аттестации |
Сентябрь | 1 | 1 | 4 | 1 раз в неделю | Тестирование первоначальное |
2 | 2 | ||||
3 | 3 | ||||
4 | 4 | ||||
Октябрь | 5 | 5 | 4 | ||
6 | 6 | ||||
7 | 7 | ||||
8 | 8 | ||||
Ноябрь | 9 | 9 | 4 | ||
10 | 10 | ||||
11 | 11 | ||||
12 | 12 | ||||
Декабрь | 13 | 13 | 4 | ||
14 | 14 | ||||
15 | 15 | ||||
16 | 16 | ||||
Январь | 17 | 17 | 4 | ||
18 | 18 | ||||
19 | 19 | ||||
20 | 20 | ||||
Февраль | 21 | 21 | 4 | ||
22 | 22 | ||||
23 | 23 | ||||
24 | 24 | ||||
Март | 25 | 25 | 4 | ||
26 | 26 | ||||
27 | 27 | ||||
28 | 28 | ||||
Апрель | 29 | 29 | 4 | ||
30 | 30 | ||||
31 | 31 | ||||
32 | 32 | ||||
Май | 33 | 33 | 4 | Тестирование итоговое | |
34 | 34 | ||||
35 | 35 | ||||
36 | 36 | ||||
Общее количество | 36 | 36 | 36 | * | * |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Теоретические и практические занятия проводятся в учебном кабинете МАДОУ «Детский сад № 9 «Калинка». Кабинет соответствует всем нормам и требованиям СанПина. Необходимое оборудование: столы и стулья по количеству детей, магнитная доска, мольберт двухсторонний, наборы наглядного и раздаточного материала по предметам, образцы для выполнения практических работ, рабочие тетради, письменные принадлежности (цветные карандаши, простые карандаши, ластик, ручки шариковые, линейки, фломастеры, мелки), счетные палочки, бумага.
Информационное обеспечение
Информационное обеспечение образовательной деятельности реализуется с использованием специальной образовательной, научно-популярной и художественной литературы, интернет источников, видео- и фото-материалов по темам программы, аудио - и видеозаписи, ноутбук, принтер, телевизор,медиапроектор, видеомагнитофон и пр.
Во время работы учащиеся получают первоначальные навыки письма, счета, самостоятельного чтения, учатся использовать эти знания и умения при работе с практическими заданиями.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется воспитателем, имеющим средне-профессиональное педагогическое образование, специальность «Воспитатель детей дошкольного возраста».стаж
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Аттестация учащихся является обязательным элементом образовательного процесса.
Диагностика проводится во всех группах и состоит из нескольких этапов:
- Первоначальная диагностика, которая проводится в начале учебного года. Выполняется в форме беседы. Диагностика проводится методом включенного наблюдения с целью определения базового уровня обученности учащихся. Эти данные помогают педагогу своевременно внести необходимые коррективы не только в содержательную часть образовательной программы, но и в технологию ее реализации.
- Итоговая диагностика осуществляется по окончанию учебного года –выявляется динамика уровня обученности каждого учащегося, итоговый уровень сформированности у них универсальных учебных действий (см. - Приложение 1,2).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, готовые работы (контрольные и творческие), грамоты и дипломы учащихся, фото, отзывы детей и родителей, статьи о проведенных мероприятиях и т.п.
Оценочные материалы
К оценочным материалам относятся: наблюдение, диагностика, тестирование, практические занятия, игровые задания (см. – Приложение 1, 2, 3).
2.4. Методические материалы
Методы обучения
- Словесные методы обучения: беседа; рассказ; объяснение; разъяснение; вопросы проблемного и исследовательского характера; словесные игры.
- Наглядные методы обучения: показ иллюстраций; показ, исполнение педагогом; наблюдение; работа по образцу.
- Практические методы обучения: подвижные, пальчиковые развивающие игры, загадки и др. методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей.
Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним поможет и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения программного материала начальной школы.
Формы организации образовательного процесса. В соответствие с профилем программы используется групповая форма организации образовательного процесса. Занятия проводятся со всем составом объединения. В рамках групповых занятий возможно применение индивидуальных заданий и организацией работы в микро-группах (2-5 человек).
Формы организации учебного занятияпо программе определяются содержанием программы и предусматривают теоретическую и практическую части занятий:
Виды теоретической части занятий:
- Рассказ
- Беседа
- Слайд-программа с комментариями.
Виды практической части занятий:
- Работа в тетради
- Логические и арифметические задачи
- Игра
- Загадки
- Скороговорки
- Сочинение-описание по картинке
- Просмотр тематических видеофильмов
- Мероприятия: викторины, конкурсы и т.п.
Во время занятий учащиеся овладевают содержанием программы, изучают буквы, звуки, слоги, учатся рассуждать, отстаивать свою точку зрения, решать задачи, читать, самостоятельно делать выводы.
Используя разнообразные педагогические технологии и средства обучения, педагог мотивирует учащихся на самостоятельность выполнения заданий, при этом поощряет коллективную творческую деятельность, совместную работу по выполнению заданий.
Педагогические технологии
- Технология развивающего обучения: предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в образовательной и учебной деятельности учащихся. Методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности.
- Личностно-ориентированное обучение: Человек – уникальная личность и именно это является одним из основных постулатов личностно-ориентированного обучения. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого учащегося и его индивидуальной учебной деятельности. Задача педагога: не передача знаний, умений и навыков, а организация такой образовательной среды, которая позволяет всем учащимся опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. В процессе занятий создается совместная образовательная деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащихся и развитие их личностных качеств.
- Проблемное обучение: имеет в своей основе личностную ориентацию. Весь образовательный процесс строится на совместном решении проблемных задач. Изучаемый материал преподается не столько в виде готовой информации, сколько мотивирует к поиску ответов с использованием различных методов обучения. В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:
1) нормальное физическое развитие и координация движений;
2) желание учиться;
3) управление своим поведением;
4) владение приемами умственной деятельности;
5) проявление самостоятельности;
6) отношение к товарищам и взрослым;
7) отношение к труду;
8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.
- Здоровьесберегающие технологии. Очень важным элементом каждого занятия является прием смены видов деятельности, обязательное чередование теоретической части занятия с игровыми, дискуссионными, творческими видами деятельности, применение методов здоровьесбережения (физминутки, подвижные игры и упражнения).
Алгоритм учебного занятия
Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке отражен конкретный материал из содержания образовательной программы.
Раздел занятия | Этапы занятия | Содержание деятельности |
Введение | организационный этап | Приветствие детей, настрой их на работу, концентрация внимания. Проверка готовности детей к занятию, объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса. |
проверочный этап | ||
подготовительный этап | ||
этап актуализации имеющихся у детей знаний | ||
Основная часть | этап работы по новому материалу | Работа по новому материалу актуализация уже имеющихся у детей знаний по данной теме, краткий обзор, первичное усвоение материала. Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения материала, пройденного на прошлом занятии. Практическое использование материала в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. Физкультминутка. |
этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков | ||
этап повторения изученного материала | ||
этап обобщения пройденного материала | ||
этап закрепления новых знаний, умений и навыков | ||
физкультминутка или этап релаксации | ||
Заключение | контрольный этап | Обобщение, оценка информации. Разноуровневые контрольные вопросы. Анализ деятельности, самооценка, советы и рекомендации по применению изученного материала. Оценка общей работы группы. Оценка занятия учащимися. Сообщение сведений о предстоящем занятии. |
итоговый этап | ||
этап рефлексии | ||
информационный этап |
Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, будет способствовать высокой результативности образовательного процесса.
Дидактические материалы
- Схематический или символический дидактический материал:
- таблицы («Геометрические фигуры – родственники», «Буквы – подружки», «Подбери соответствующую фигуру»; таблицы на переключение внимания (буквы – картинки, количество-цифра); таблицы на словообразование; мнемотаблицы со стихами; таблицы на развитие логического мышления, поиск взаимосвязей);
- схемы (схемы для придумывания слов);
- рисунки, шаблоны и т.п.
- Картинный и картинно-динамический:
- картины, иллюстрации для дидактических игр и формирования различных понятий;
- коллажи для составления рассказов и развития речи;
- диафильмы, слайды, фотоматериалы и др.
- Звуковой (аудиозаписи);
- Дидактические пособия:
- карточки для чтения (короткие, длинные слова, фразы, предложения, небольшие рассказы), карточки с примерами (с однозначными и двухзначными числами); карточки для чтения выражений со знаками «>», «<», «=»; карточки – иллюстрации для решения задач;
- рабочие тетради;
- раздаточный материал (геометрические фигуры, цифры, буквы и др.);
- вопросы и задания для устного или письменного опроса;
- практические задания и упражнения и др.
- Тематические подборки материалов:
- тексты песен, стихов;
- игры («Из одного слова – несколько», «Вылечи предложение», «Подбери нужное слово», «Найди число», «Скажи грамотно», «Скоро в школу», «Третий лишний», «Узнай сказку» и др.).
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностями.
2.5. Список литературы
Для педагога
- Дмитриева В.Г., Малышкина М.В. «Полный годовой курс подготовки к школе» / – М.: Издательство «АСТ», 2015 г. – 191 с.
- Кодолбенко Е.А., «Зашифрованные скороговорки» / - М.: ТЦ «Сфера», 2011 с. – 32 с.
- Соколова Ю.А. «Логика» / - М.: «Эксмо», 2006 г. – 224с.
- Соколова Ю.А. «Внимание» / - М.: «Эксмо», 2005 г. – 192с.
- Соколова Ю.А. «Грамматика» / - М.: «Эксмо», 2003 г. – 224с.
- Федиенко В.В., «Готовы ли мы к школе? Большая книга тестов» / - М.: ВД Школа, 2010, - 128 с.
- Хамидулина Р.М. «Математика. Подготовка к школе. Сценарий занятий» /– М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 302 с.
Для родителей
- Липская Н.М., Мальцева И.М., Пятак С.В. и др. «Годовой курс подготовки к школе. Для детей 6-7 лет» / - М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2016. – 320 с.
- Прохорова Г.А. «Готовимся к обучению грамоте. Слоги и слова» / - М.: «Просвещение», 2010 г. – 31с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. «1000 самых частых вопросов при поступлении в школу» книга 1/ - М.: ООО Издательство «Астрель», 2008, - 16с.
- Шалаева Г.П.. «Большая книга логических игр. Первый учебник вашего малыша / – М.: «АСТ»: СЛОВО, 2013. – 224 с.
Для обучающихся:
- Жукова О.С. «Развивающие игры для будущих первоклассников»/ - М.: «Астрель»; СПБ.: «Сова», 2008, - 96 с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Полный курс подготовки к школе для тех, кто идет в 1-й класс» / - Москва: Издательство «АСТ», 2016.- 319 с.
Приложение 1.
Тест школьной зрелости
Дата проведения: май текущего года.
Время проведения: 20 минут.
Цель проведения:оценка уровня интеллектуального развития старшего дошкольника.
Методика проведения: воспитатель индивидуально общается с дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания.
- Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь.
- Какое животное больше: лошадь или собака?
- Что раньше: обед или завтрак?
- Днем светло, а ночью?
- Утром мы завтракаем, а днем?
- Яблоки, груши, персики – что это?
- Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор.
- Скажи одним словом: Москва, Рязань, Киев – это ___________ .
- В каком городе ты живешь?
10. Какие ты знаешь транспортные средства?
11. Маленькая корова – это теленок, маленький кот – _________, маленькая собака - _________.
12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему?
13. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Назови два признака.
14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это?
15. Зачем люди занимаются спортом?
16. Чем отличается старый человек от молодого?
17. Почему плохо, когда кто-нибудь не хочет работать?
18. От какого животного получают молоко?
19. Назови по порядку дни недели.
20. Назови по порядку времена года.
21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь.
22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове.
23. Подбери по три слова на буквыА, Н.
24. Какое слово длиннее: веревка или река?
25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении?
26. Сосчитай до 20, называя одно число тихо, другое – громко, по очереди. Сосчитай от 20 до 1.
27. Убери несколько предметов, чтобы осталось 4 (предлагается, например, 7 предметов).
28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 14 и 16?
29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?
Критерии оценки теста:
Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал верные и полные ответы на 23 – 29 вопросов.
Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил на 17 - 23 вопроса.
Низкий уровень школьной зрелости – дошкольник ответил менее чем на 16 вопросов.
Приложение2.
Проверочная работа
Дата проведения: май текущего года.
Время проведения: 25 минут.
Цель проведения:оценка достижения планируемых результатов.
Методика проведения: работа проводится со всей группой дошкольников одновременно; каждое задание озвучивает воспитатель и дает время на выполнение.
№1.Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.
Умение, характеризующее достижение этого результата: составлять и продолжать последовательность на основе установленного правила.
№2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 20, знать арабские цифры, соотносить число предметов и цифру.
№ 3. Планируемый результат: сравнивать группы предметов на основе составления пар.
Умения, характеризующее достижение этого результата: вести счет предметов в пределах 10, распознавать понятия «больше», «меньше», «столько же».
№ 4. Планируемый результат: распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться на листе бумаги.
Умения, характеризующее достижение этого результата: знать геометрические фигуры, знать цвета, изображать геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги,
№ 5. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.
Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях.
№1. Продолжи ряд.
/ ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙ __________________________________________________________________
12 21 __________________________________________________________________
№2. Соедини линией.
№3. Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.
Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.
Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем.
№ 4. Составь узор.
- закрась кружок красным цветом;
- сверху нарисуй красный квадрат;
- справа от квадрата – желтый треугольник;
- под треугольником нарисуй зеленый круг;
- слева от красного круга нарисуй синий треугольник.
№ 5. Выполни штриховку.
Критерии оценивания работы:
Высокий уровень достижения планируемых результатов – выполнено 100% работы.
Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более.
Низкий уровень достижения планируемых результатов –менее 50%.
Приложение 3.
ПРОТОКОЛ №
Результатов промежуточной аттестации
учебный год
Название учебного объединения
Вид аттестации
Дополнительная общеразвивающая программа и срок её реализации
ФИО педагога
Дата проведения __________
№ п/п | ФИ воспитанника | Форма проведения | Результат аттестации |
1. | |||
2. | |||
3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки». Нетрадиционное рисование. Старшая группа....
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" по степ-аэробике
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" для детей старшего дошкольного возраста....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки»
В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенности детей, требования Санпин, а также «Конвенции о правах ребёнка», утверждаю...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Разноцветные ступеньки»
Пояснительная записка. В соответствии с базисными требованиями к содержанию дошкольного образования, учитывая возрастные особенно...
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" по степ-аэробике
Дополнительная общеразвивающая программа "Весёлые ступеньки" для детей старшего дошкольного возраста....
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Раз - ступенька, два - ступенька» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)
Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе программы математического развития дошкольников "Школа 2100…", учебно-методического пособия "Ра...
Дополнительная общеразвивающая программа "Раз, ступенька - два ступенька"
Дополнительная программа "Раз, ступенька - два ступенька" Направленость: социально-педагогическая....