Семинар «Коррекция психоэмоционального состояния художественными средствами».
материал
Использование методов и приёмов художественного творчества в психокоррекции с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным аспектом для всех детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_psihoemotsionalnogo_sostoyaniya_hudozhestvennymi_sredstvmi.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации Городского округа Подольск
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»
Семинар
«Коррекция психоэмоционального состояния художественными средствами».
Подготовила:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Муха Л.В.
Апрель
2022г.
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами изотерапии.
Задачи:
1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
2.Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;
4. Формировать адекватную самооценку.
Процесс познания ребенком
окружающего мира, и собственных
возможностей в нем, подобен сказочной дороге,
полной неожиданных находок и приключений.
А проводник на этой дороге
чуткий и понимающий взрослый
Как помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды. Познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье?
Дошкольный возраст – важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество. Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья
Одной наиболее эффективной технологией, является Арт-терапия.
Арт-терапия представляет собой комплекс психотерапевтических методов и приемов, ключевой особенностью которых является активное использование искусства. Занимаясь творчеством, ребенок не только помогает внимательному взрослому понять свои проблемы, но и таким образом сам решает их. Впервые методика «лечения искусством» была применена в США после Второй Мировой войны для помощи детям – узникам концлагерей. Неожиданно оригинальные приемы оказались весьма результативными, поэтому данный вид терапии был изучен более детально.
Известно, что произведения искусства помогают избавиться от страха, отвлечься от проблем, поэтому взрослые люди включают классическую музыку, наслаждаясь ее дивными звуками, идут в музей и часами стоят, вглядываясь в полотно. То же самое происходит и с ребенком. Но для него необходимо подбирать задания более простые, комфортные по возрасту – например, создать собственное «произведение», в котором в нестандартной форме выразить свои мысли и переживания. Это и есть лечение искусством.
Основное значение лечения искусством состоит в том, что ребенок в процессе создания чего-то нового становится более уравновешенным, постепенно повышается его самооценка, способность к самоанализу. Занимаясь творческой деятельностью, ребенок не просто создает некий конкретный продукт, но и учится действовать по плану, достигать поставленной цели, находить альтернативу.
Для работы с детьми дошкольного возраста специалисты используют несколько видов арт-терапии. К числу наиболее востребованных относятся:
- изотерапия (использование различных форм рисования, включая лепку, роспись, рисунок);
- сказкотерапия;
- песочная терапия;
- библиотерапия (исцеление при помощи книг);
- имаготерапия (работа с театральными образами);
- фототерапия;
- цветотерапия;
- музыкотерапия
- танцевальная терапия (кинезитерапия) и др.
Сегодня мы наиболее подробно остановимся на изотерапии.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии (лечение искусством); психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.
Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Не случайно выражение - «Рисуют головой, а не руками». Художественное самовыражение связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор.
«Мультики» и компьютерные игры, зачастую заменяют современным детям творческие виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. В результате чего у детей формируются различные эмоциональные проблемы – страхи, агрессивность, нарушение поведения и т. д. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества, возвращается к себе самому. Об этом говорят множественные научные исследования детского рисунка прошлого и нашей современности.
«Маленькие дети спонтанно выражают свою личность, свои индивидуальные мысли и переживания различными средствами выражения – рисованием, моделированием, игрой и т. д.».
Изотерапия имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, и успешно применяется для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении. Использование искусства в качестве терапевтического фактора в образовании доступно для педагогов, причем специальные медицинские знания для этого не требуются.
Переживания детей, запечатленные в рисунках легко доступны для восприятия и анализа, т. к. дети более непосредственны и спонтанны в выражениях своих чувств, их рисунки не прошли «цензуры сознания». Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и интеллектуальное развитие, особенности личности и характера. Ценностью изотерапии является то, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой, и групповой работе с дошкольниками всех возрастных групп.
Основные задачи изотерапии:
- помочь выплеснуть наружу всё скрытое и неосознанное;
- выразить эмоции, чувства безопасным для себя и окружающих способом — снять цензуру «сверхконтроля»;
- освободить от агрессии, нервозности, психологической зажатости, ревности, фобий, неуравновешенности — стабилизировать психическое и эмоциональное состояние;
- развить коммуникативные навыки для социальной адаптации, восполнить дефицит общения;
- поднять самооценку, избавить от комплексов;
- способствовать самореализации;
- помочь решить семейные проблемы;
- раскрыть творческий потенциал, открыть новые возможности.
В зависимости от того, в работе с кем используется изотерапия, её задачи могут слегка корректироваться. Например, дошкольникам она помогает адаптироваться в окружающем мире, детям с ОВЗ — выразить свои эмоции, аутистам — признаться в собственных страхах, взрослым — стабилизировать своё состояние.
Основные принципы
Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.
- Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.
- Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).
- Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.
- Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.
- Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.
- Педагог не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.
- Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел.
Материалы для арт-терапии:
- Краски, карандаши, восковые мелки, пастель
- Для создания коллажей и объемных композиций используются: журналы, газеты, обои, бумажные конфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревки, текстиль.
- Природные материалы - кора, листья, семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки.
- Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон
- Кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч.
Широко используются такие нетрадиционные техники изотерапии, как:
.
1.Рисование пальчиками и ладошками.
Данный вид рисования хорошо развивает крупную и мелкую моторику, что влияет не только на умение ребёнка использовать свои руки, но и способствует развитию речи.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Массажируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом.
Рисование пальчиками – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Рисование пальчиками и ладошками не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.
2. Кляксография.
Применяется в арт-терапии для гиперактивных и раздражительных детей. На бумагу наносится крупная капля краски. Её нужно раздувать в разных направлениях, чтобы добиться какого-то более чёткого очертания.
Во время рисования данной техникой дети проявляют фантазию, наполняя свою работу эмоциональными оттенками. Самое главное – они чувствуют себя уверенными, могут не бояться провести неправильно линию, или нарисовать некрасиво, на их взгляд. Каждый ребенок уверен в своем успехе и с радостью фантазируют, не боясь поставить «жирную» кляксу!
Проведение игровых коррекционно-развивающих сеансов с использованием техники кляксографии способствует: снижению уровня агрессивности и тревожности; снятию детских страхов; повышению уверенности в своих силах; формированию пространственного мышления. А также обучению детей возможным способам разрешения конфликтных ситуаций; побуждает детей к творческим поискам и решениям; развивает воображение, речь, умение выражать свои чувства и эмоции, мелкую моторику рук.
3. Пластилинография.
Пластилин разминается в руках до тёплого и мягкого состояния. Раскатывается по листу плотного картона в виде рисунка. Украшается бисером, крупинками, зёрнами, макаронами методом их вдавливания в пластилин.
Во время выполнения практических заданий по пластилинографии включаются различные группы мышц, происходит и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Поэтому применение пластилинографии, ориентированной на развитие, является незаменимой в коррекционной работе.
Данная технология хороша тем, что она доступна детям разного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в обучение детей, делает его наиболее разнообразным, увлекательным и интересным.
Пластилинографию в педагогическом процессе рассматривают не только как развитие и коррекцию наружных функций, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений.
Рисование данной техникой способствует развитию мелкой моторики рук; совершенствование ручной моторики способствующей активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитие моторной функции речи.
4. Каракули
Упражнение, похожее на предыдущее, но более целенаправленное. Может применяться в изотерапии для взрослых. Предлагается без всякой задумки поводить карандашом по бумаге. Затем вглядеться в получившийся рисунок и попытаться увидеть в нём очертания какого-либо образа, а далее дорисовать его «до ума» красками.
5.Ниткография – выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. Этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.
Ниткографию в педагогическом образовательном процессе рассматривают не только как развитие и коррекцию моторной функции речи, но и как фактор создания эмоционального благополучия ребёнка, как одно из условий его целостного развития, первых творческих проявлений
6.Рисование свечой.
Сейчас многие дети отличаются недостатком уверенности в себе, тревожностью, мало развитым воображением, несамостоятельностью. Ребенок боится рисовать, ему кажется, что у него ничего не получится, потому он опасается смешивать краски, часто пользуется ластиком, в раскрасках не всегда может заштриховывать в заданном контуре.
Эту проблему можно решить, предложив нетрадиционные способы рисования, позволяя ощутить положительные эмоции, как от самого процесса, так и от результата.
Рисование свечой – нетрадиционная техника рисования. Оно приводит детей в восторг, завораживая эффектом появления изображения на листе бумаги. Я с удовольствием наблюдала, как ребёнок на занятиях, затаив дыхание, смотрел на рисунки, и, когда что-то появлялось на листе, был взрыв эмоций от увиденного.
Такие занятия можно назвать сказочными, потому что ребенок не видит, что у него получается в начале работы, а потом рисунок чудесным образом проявляется. Эта техника – в некотором роде игра, доставляющая положительные эмоции. Она не утомляет, у детей сохраняется высокая активность и работоспособность во время занятия.
7. Монотипия
Нарисовать на стекле любой образ с помощью акварельных красок. Не дав им высохнуть, приложить к стеклу лист бумаги, прижать. Дорисовать полученный отпечаток. Дать ему название. Придумать про него историю.
На практике лучше начинать работу с диагностических заданий, таких, как «Рисунок семьи», «Автопортрет», «Дорисуй предмет», «Любимая игрушка», «Любимое животное», «Портрет мамы». Далее включить игры и упражнения на раскрепощение и развитие воображения, это: «Волшебные пятна», «Волшебные каракули», «Путанки», «Чудо-нить» и др. Рисование в нетрадиционных техниках, передача своего настроения, своей мечты, изображение сказочных персонажей, музыки, работа над художественным образом развивают внутренний мир ребенка, постепенно подводят к ощущению своего «я», выражению личностного творческого потенциала.
Итак, использование методов и приёмов художественного творчества в психокоррекции с дошкольниками затрагивает нераскрытые дарования у детей, нормализует их эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки и волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество. Это является исключительно важным аспектом для всех детей.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Деятельность психолога ДОУ по коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих нарушения голосовой функции".
В статье кратко описан метод музыкотерапии в работе с педагогами, имеющими голосоречевые нарушения. Приведены данные исследований, подтверждающие необходимость применения музыкотерапии в коррекц...
Упражнения на коррекцию психоэмоционального состояния ребёнка.
Упражнения используются как в индивидуальной работе с детьми, так и в групповой для коррекции психоэмоционального состояния....
Материалы для методической разработки коррекционной программы «Музыкотерапия, как средство коррекции психоэмоциональных состояний педагогов, имеющих голосоречевые нарушения"
В материале представлен опыт работы по устранению негативных психоэмоциональных состояний педагогов ДОУ, имеющих голосоречевые нарушения. Текст эссэ раскрывает суть работы педагога-психолога с воспита...
«Коррекция психоэмоционального состояния детей через различные виды деятельности»
В этой статье, я хочу обратить внимание родителей, воспитателей, учителей и тех кто участвует в развитии ребенка, как личности, на способы коррекции у детей психоэмоционального напряжения. Каков же он...
Доклад на тему "Коррекция психоэмоционального состояния педагога через создание благоприятного климата в коллективе"
Актуальность данной темы состоит в том, что в последнее время возросли требования к уровню социально- психологической подготовки людей в коллективе. Формирование и совершенствование мораль...
Выступление на районном методическом объединении на тему: «Цветотерапия как способ коррекции психоэмоционального состояния ребенка».
Выступление на тему: «Цветотерапия как способ коррекции психоэмоционального состояния ребенка»....
Лэпбук для коррекции психоэмоционального состояния детей "Регулятор настроения"
Лэпбук используется с целью коррекции психоэмоционального состояния воспитанников. Работа с ним позволяет самостоятельно скорректировать настроение. Лэпбук и его составные части мобильны, и могут прим...