Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, как педагогическое условие для экономического воспитания дошкольника
статья
материал для выступления на педагогическом совете
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пирамидка» р.п. Татищево
Татищевского муниципального района Саратовской области»
Доклад
для выступления на педагогическом совете
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, как педагогическое условие для экономического воспитания дошкольника»
Выполнила
воспитатель МДОУ
«Детский сад «Пирамидка» р.п. Татищево»
Колесникова А.А.
р.п. Татищево, 2021
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, как педагогическое условие для экономического воспитания дошкольника»
- В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Функция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку.
- При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Экономическое воспитание дошкольников - это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.
При организации развивающего пространства группы с экономической направленностью используют принцип интеграции, позволяющий сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной и другими видами деятельности. Во всех возрастных группах, можно использовать вариативные модели развивающей среды, позволяющие сочетать экономическую деятельность с математической, экологической, изобразительной, театральной и другими видами деятельности.
Для детей среднего дошкольного возраста, которые только начинают свое знакомство с миром экономики, самым элементарным где ребенок сможет познакомиться с миром экономики – это уголки разной направленности.
- Одним из самых первых и простых в использовании – это книжный уголок.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее дальнейшему изучению в значительной степени способствует сказка. Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т. е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Народные аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчетливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).
Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний можно использовать народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Каша из топора», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский «Телефон».
2. Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.
Авторских: А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе».
3. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских: К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха»,
5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных: «Лиса и козел».
Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал»
6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик»
Авторских: С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»
- Переходя от мира книг можно оформить экономический уголок с театральным содержанием с игровой кассой, и ставить спектакли совместно с детьми - «Муха-цокотуха», Сказка о рыбаке и рыбке и т.д.
- Игровая зона предоставляет детям среднего дошкольного возраста возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, развивает интерес к экономическому воспитанию ребенка - сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Салон красоты», «Зоопарк», «Концерт» и т.д. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Так дошкольники знакомятся с профессиями - традиционными и новыми (рекламный агент, менеджер). Задача взрослого донести до сознания детей, что нет плохих или хороших, нужных или ненужных профессий, все необходимы. Неважно, кто человек по профессии, важно, как он выполняет свою работу, какую пользу приносит людям.
- Уголок дежурного – является продолжением игрового уголка: дети учатся ценить чужой труд, быть более аккуратными.
- В садах, где работа по экономическому воспитанию ведется уже не один год создаются уголки: «Экономическая азбука», в котором расположена карта города, на которую нанесены промышленные центры, а так же крупные магазины; уголок с экологическим содержанием – экологическая лаборатория с экономическим аспектом. Дети знают цену, сколько стоит вода или бумага. Как экономить электроэнергию и заботиться о природных ресурсах.
Проблема возникает с оформлением экономической игротеки. Дело в том, что очень трудно подобрать необходимые дидактические игры, так как игры для дошкольников с экономическим содержанием не пользуются популярностью у производителей: «Семейный бюджет», «Валюта разных стран», «Предприятия моего города», счётный материал в виде монет разного номинала и другие игры и пособия.
- Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Успешное решение проблемы может быть достигнуто только во взаимодействии с родителями воспитанников. Семья - это реальная экономика, это та среда, в которой правила хозяйствования имеют реальные, лично значимые очертания. Это — благосостояние семьи или его отсутствие, свидетелем которых является ребенок с самого детства.
Использование разнообразных форм и методов по формированию экономического мышления дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.
Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....