Мастер - класс для педагогов "Интеллект -карта"
консультация
Мастер-класс
«Создание интеллект – карт по формированию интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс Интеллект - карта | 22.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Создание интеллект – карт по формированию интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».
Задачи:
- Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями по их составлению.
- Показать возможности применения интеллект - карт в образовательной деятельности с дошкольниками.
- Отработать методику создания интеллект-карт.
Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода интеллект - карт.
Оборудование, материалы, инструменты: бумага формата А2, маркеры, фломастеры, картинный материал. ТСО: экран, ноутбук, проектор.
План проведения мастер-класса:
І часть (вводная):
1.1. Понятие «интеллект - карта».
1.2. Из истории возникновения интеллект - карты.
1.3. Возможности использования интеллект - карт в работе с дошкольниками.
1.4.Требования к составлению интеллект - карты.
ІІ часть (основная) «Построение интеллект - карты»
ІІІ часть (заключительная).
Ход проведения мастер-класса:
І часть (вводная):
1.1. Понятие «интеллект - карта».
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.
Интеллект - карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
1.2. Из истории возникновения интеллект - карты.
Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума», так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин «интеллект-карты». В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.
1.3.Возможности использования интеллект - карт в работе с дошкольниками.
Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении интеллект - карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
- наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:
Первое направление
- Сбор материала о предмете или объекте.
- Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.
- Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.
- Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
- Закрепление и обобщение материала.
- Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
- Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
- Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
- Развитие связной речи.
- Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
- Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.
1.4.Требования к составлению интеллект-карты.
Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится и в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
ІІ часть (основная) «Построение интеллект - карты.
А сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карты. Прошу разделиться на 3 группы. Представьте, что вы дети и не умеете писать. Поэтому сегодня вы будете рисовать. Сначала Вы располагаете в центе главную тему вашей интеллект - карты. Я предлагаю Вам составить интеллект-карту по теме «Транспорт». 1 группа – наземный транспорт, 2 группа – водный транспорт, 3 группа – воздушный транспорт. Стрелочек может быть сколько угодно. Чем больше, тем лучше.
Давайте посмотрим, что у Вас получилось. Каждая группа представляет свою интеллект – карту.
ІІІ часть (заключительная).
Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери. Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»
Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....
мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»
В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой. Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...
Мастер – класс «Использование методики «Картинка без запинки» как средства развития компонентов речи дошкольников»
В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рассказыванию по к...
Мастер-класс "Путешествие по карте" как форма развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Методическая разработка мастер-класса...
Мастер - класс «Использование интеллект-карт в экологическом образовании дошкольников»
Мастер - класс «Использование интеллект-картв экологическом образовании дошкольников»...
Мастер - класс Тема: «Интеллект – карта .»
Мастер - классТема: «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».Цель: использования метода интеллект - карт для систематизации знаний детей.Задачи:- познако...
Мастер-класс "Путешествие по карте"
Мастер-класс по организации совместной познавательно-исследовательской деятельности по методике Н.А Коротковой...