Мастер - класс для педагогов "Интеллект -карта"
консультация

Масленникова Ксения Владимировна

Мастер-класс

«Создание интеллект – карт по формированию интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер класс Интеллект - карта22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Создание интеллект – карт по формированию интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Интеллект-карт».

Задачи: 

  • Познакомить педагогов с методом «Интеллект-карт», рекомендациями по их составлению.
  • Показать возможности применения интеллект - карт в образовательной деятельности с дошкольниками.
  • Отработать методику создания интеллект-карт.

Планируемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ, их мотивации по системному использованию в практике метода интеллект - карт.

Оборудование, материалы, инструменты: бумага формата А2, маркеры, фломастеры, картинный материал. ТСО: экран, ноутбук, проектор.

План проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект - карта».

1.2. Из истории возникновения интеллект - карты.

1.3. Возможности использования интеллект - карт в работе с дошкольниками.

1.4.Требования к составлению интеллект - карты.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект - карты»

ІІІ часть (заключительная).

Ход проведения мастер-класса:

І часть (вводная):

1.1. Понятие «интеллект - карта».

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт.

Интеллект - карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

1.2. Из истории возникновения интеллект - карты.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума», так же их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется термин «интеллект-карты». В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи.

1.3.Возможности использования интеллект - карт в работе с дошкольниками.

Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении интеллект - карты  в процессе усвоения информации задействованы оба полушария. Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем направлениям:

Первое направление

  • Сбор материала о предмете или объекте.
  • Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.
  • Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.
  • Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

  • Закрепление и обобщение материала.
  • Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.
  • Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.
  • Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление

  • Развитие связной речи.
  • Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
  • Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать и общаться.

1.4.Требования к составлению интеллект-карты.

Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги располагается горизонтально, главная идея располагается  в центре страницы для ее изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно использовать картинки, рисунки, ассоциации.  Каждая мысль обводится и  в процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

ІІ часть (основная) «Построение интеллект - карты.

А сейчас я предлагаю попробовать создать интеллект-карты. Прошу разделиться на 3 группы. Представьте, что вы дети и не умеете писать. Поэтому сегодня вы будете рисовать. Сначала Вы располагаете в центе главную тему вашей интеллект - карты. Я предлагаю Вам составить интеллект-карту по теме «Транспорт». 1 группа – наземный транспорт, 2 группа – водный транспорт, 3 группа – воздушный транспорт. Стрелочек может быть сколько угодно. Чем больше, тем лучше.

Давайте посмотрим, что у Вас получилось. Каждая группа представляет свою интеллект – карту.

ІІІ часть (заключительная).

Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери. Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению....

мастер-класс «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей»

В презентации рассмотрены трудности при организации сюжетно- ролевых игр, приемы руководства сюжетно- ролевой игрой.  Представлены виды и особенности технологических карт, их значение для детског...

Мастер – класс «Использование методики «Картинка без запинки» как средства развития компонентов речи дошкольников»

В работе представляется опыт работы по применению современных методов по развитию речи детей дошкольного возраста. Участников мастер-класса знакомят с методикой обучения творческому рассказыванию по к...

Мастер - класс «Использование интеллект-карт в экологическом образовании дошкольников»

Мастер - класс «Использование интеллект-картв экологическом образовании дошкольников»...

Мастер - класс Тема: «Интеллект – карта .»

Мастер - классТема: «Интеллект – карта как средство речевого развития дошкольников».Цель: использования метода интеллект - карт для  систематизации знаний детей.Задачи:- познако...

Мастер-класс "Путешествие по карте"

Мастер-класс по организации совместной познавательно-исследовательской деятельности по методике Н.А Коротковой...