взаимодействие с неблагополучной сеьей
консультация
Неблагополучная семья в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Неблагополучная семья-это семья, в которой ребёнок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод, то есть неблагополучие. Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей на тему: « Взаимодействие с неблагополучной семьёй»
Неблагополучная семья в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Неблагополучная семья-это семья, в которой ребёнок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод, то есть неблагополучие. Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.
Проявления неблагополучия
- психическое ( угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т.д) -физическое( жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т.д.) -социальное( выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребёнка без крыши над головой, продают кому-то ребёнка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым и т. д.
Причины неблагополучия
- неблагоприятной для ребёнка средой называют обычно в первую очередь такую, когда около него дома постоянно «самовыражаются» пьяницы - чаще всего это отец, но иногда и мать.
Но не всегда неблагополучие может проявляться столь явно.
-есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях - об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряжённая атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребёнок изо дня в день живёт в этой обстановке, что травмирует его психику.
-есть и другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьёзно никто не занимается. При всей материальной обеспеченности ребёнку остро не хватает близости к взрослым, их внимания, душевности и духовности.
-к неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где к ребёнку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создаёт основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться в том числе и с собственными родителями.
Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются:
-алкоголизм и наркомания
-открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи,
-ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребёнка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии.
Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.
Классификация неблагополучных семей
1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;
2.Семьи, в которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношение членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;
3.Семьи, живущие за чертой бедности, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные (равнодушные) по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей;
Классификация неблагополучных семей
1.По количеству родителей:
-полная
-неполная
-опекунская
-приёмная
-семья усыновителей
2.По количеству детей:
-малодетная
-многодетная
-бездетная
3.По материальному благополучию:
-малообеспеченная
-среднеобеспеченная
-хорошо обеспеченная
4.По проблемам родителей
-семьи алкоголиков и наркоманов
-семья безработных
-криминногенная
-лишённая родительских прав
5.Семьи педагогически несостоятельные.
В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело. В детском саду они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате развода неполная семья может стать неблагополучной.
Обычно у родителей, злоупотребляющих алкоголем, низкий профессиональный уровень, причём у отцов он ниже, чем у матерей. У родителей алкоголиков низок и культурный уровень: досуг они посвящают застолью, играм в карты и т.д. Отцы не ходят с детьми на прогулки, не читают им книг.
В большинстве неблагополучных семей мужья не принимают участия ни в ведении домашнего хозяйства, ни в уходе за детьми. Все хозяйственные и родительские заботы ложатся на плечи матери. Это ведёт к её преутомлению, раздражительности, что вызывает ссоры и, в конечном итоге пагубно отражается на неокрепшей нервной системе ребёнка.
В то же время родители считают, что создают детям все условия: дети одеты, накормлены, у них есть книжки, игрушки.
Показателем семейного неблагополучия являются сами дети:
-их поведение в детском саду
-интересы
-характер общения со взрослыми и детьми
-усвоение программы
Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том , что у данного ребёнка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребёнок и его родители требуют особого внимания. Такие семьи воспитатель и социальный педагог посещают в первую очередь.
Однако одного посещения недостаточно: мы не всегда можем стать свидетелем конфликтов, пьянства. Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его членов о причинах отклонений в поведении и развитии ребёнка, беседы с ребёнком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни.
Полученную таким путём информацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это может спровоцировать внутрисемейные конфликты, закрыть пути для доверительных контактов с семьёй.
Информация о неблагополучной семье служит педагогу прежде всего для определения направления, содержания и методов работы с ней; привлекая в случае необходимости, организации и специалистов, которые могут оказать необходимую помощь семье и детям, которые в ней находятся.
Для целенаправленности работы и систематического анализа её результатов все неблагополучные семьи берутся на учёт:
-на внутренний (семья ставится на учёт решением координационного совета ДОУ). КС созывается 1 раз в 3 месяца и по мере необходимости.
-на межведомственный (муниципальный) семья ставится по решению КДН.
Разрабатывается и осуществляется система организационно-правовых, медико-психологических, социально-педагогических мероприятий с постоянным контролем внутренней ситуации.
С момента постановки на учёт уполномоченным, проводятся регулярные плановые и внеплановые посещения семьи на дому.
Итак: Главная цель в работе с неблагополучной с семьёй- сохранить семью, восстановить её воспитательный потенциал, поскольку ни одно государственное учреждение не сможет заменить ребёнку семью.
И если решение таких проблем, как:
-трудоустройство родителей
-организация лечения от алкогольной зависимости
-изъятие ребёнка из семьи и помещение его в государственные учреждения,
находятся вне компетенции сотрудников детского сада, то мы можем взять на себя роль посредников в налаживании контактов неблагополучных семей с социумом, со всеми организациями, специалистами, которые могут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет логопедический массаж ложками в сеьях неслышащих дошкольников.
В буклете представлен практический материал для реализации полученных знаний на мастер-классе. Буклет включает упражнения на развитие мелкой моторики, массаж и самомассаж лица, речевой материал сопров...
"Сеем сеем доброту"
Непосредственно образовательная деятельность "Сеем,сеем доброту"...

11.01.2019. Сценарий фольклорного праздника на СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД « СЕЕМ, СЕЕМ, ПОСЕВАЕМ, С НОВЫМ ГОДОМ ПОЗДРАВЛЯЕМ!» средний ,старший, подготовительный дошкольный возраст
Цель:приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с обычаями и традициями русского народа.Задачипознакомить детей с колядками, обогатить словарный запас, создать праздничное настро...

План по взаимодействию с неблагополучными семьями
План работы социального педагога по взаимодействию с неблагополучными семьями...