взаимодействие с неблагополучной сеьей
консультация

Лежепёкова Елена Геннадьевна

Неблагополучная семья в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Неблагополучная семья-это семья, в которой ребёнок переживает дискомфорт, стрессовые  ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод, то есть неблагополучие.                                                                                          Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий  образ жизни, который усваивают и дети.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_neblagopoluchnoy_semey.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:                                                                 « Взаимодействие с неблагополучной семьёй»

Неблагополучная семья в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Неблагополучная семья-это семья, в которой ребёнок переживает дискомфорт, стрессовые  ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод, то есть неблагополучие.                                                                                          Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий  образ жизни, который усваивают и дети.

Проявления неблагополучия

- психическое ( угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не                понимают, навязывают свой образ жизни и т.д)                                                                  -физическое( жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т.д.)                                                                                                                     -социальное( выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребёнка без крыши над головой, продают кому-то ребёнка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым и т. д.

Причины неблагополучия

- неблагоприятной для ребёнка средой называют обычно в первую очередь такую, когда около него дома постоянно «самовыражаются» пьяницы - чаще всего это отец, но иногда и мать.

Но не всегда неблагополучие может проявляться столь явно.

-есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях - об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты.                                                                                           Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряжённая атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребёнок изо дня в день живёт в этой обстановке, что травмирует его психику.

-есть и другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьёзно никто не занимается. При всей материальной обеспеченности  ребёнку остро не хватает близости к взрослым, их внимания, душевности и духовности.

-к неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где к ребёнку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создаёт основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться в том числе и с собственными родителями.

Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются:

-алкоголизм и наркомания

-открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи,

-ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребёнка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии.

Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.  

Классификация неблагополучных семей

1. Семьи, в которых проблемы имеют незначительное проявление и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;

2.Семьи, в  которых социальные и другие противоречия обостряют взаимоотношение членов семьи друг с другом и окружением до критического уровня;

3.Семьи, живущие за чертой бедности, потерявшие всякую жизненную перспективу, инертные (равнодушные) по отношению к своей судьбе и судьбе собственных детей;

Классификация неблагополучных семей

1.По количеству родителей:

-полная

-неполная

-опекунская

-приёмная

-семья усыновителей

2.По количеству детей:

-малодетная

-многодетная

-бездетная

3.По материальному благополучию:

-малообеспеченная

-среднеобеспеченная

-хорошо обеспеченная

4.По проблемам родителей

-семьи алкоголиков и наркоманов

-семья безработных

-криминногенная

-лишённая родительских прав

5.Семьи педагогически несостоятельные.

В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело. В детском саду они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате развода неполная семья может стать неблагополучной.

 Обычно у родителей, злоупотребляющих алкоголем, низкий профессиональный уровень, причём у отцов он ниже, чем у матерей. У родителей алкоголиков низок и культурный уровень: досуг они посвящают застолью, играм в карты и т.д.  Отцы не ходят с детьми на прогулки, не читают им книг.

В большинстве неблагополучных семей мужья не принимают участия ни в ведении домашнего хозяйства, ни в уходе за детьми. Все хозяйственные и родительские заботы ложатся на плечи матери. Это ведёт к её преутомлению, раздражительности, что вызывает ссоры и, в конечном итоге пагубно отражается на неокрепшей  нервной системе ребёнка.

В то же время родители считают, что создают детям все условия: дети одеты, накормлены, у них есть книжки, игрушки.

 Показателем семейного  неблагополучия являются сами дети:

-их поведение в детском саду

-интересы

-характер общения со взрослыми и детьми

-усвоение программы

Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том , что у данного ребёнка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребёнок и его родители требуют особого внимания. Такие семьи воспитатель и социальный педагог посещают в первую очередь.

Однако одного посещения недостаточно: мы не всегда можем стать свидетелем конфликтов, пьянства. Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его членов о причинах отклонений в поведении и развитии ребёнка, беседы с ребёнком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни.

Полученную таким путём информацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это  может спровоцировать внутрисемейные конфликты, закрыть пути для доверительных контактов с семьёй.

Информация о неблагополучной семье служит педагогу прежде всего для определения направления, содержания и методов работы с ней; привлекая в случае необходимости, организации и специалистов, которые могут оказать необходимую помощь семье и детям, которые в ней находятся.

Для целенаправленности работы и систематического анализа её результатов все неблагополучные семьи берутся на учёт:

-на внутренний  (семья ставится на учёт решением координационного совета ДОУ).  КС  созывается 1 раз в 3 месяца и по мере необходимости.

-на межведомственный (муниципальный) семья ставится по решению КДН.

Разрабатывается и осуществляется система организационно-правовых, медико-психологических, социально-педагогических мероприятий с постоянным контролем внутренней ситуации.

С момента постановки на учёт уполномоченным, проводятся регулярные плановые и внеплановые посещения семьи на дому.

Итак: Главная цель в работе с неблагополучной с семьёй- сохранить семью, восстановить её воспитательный потенциал, поскольку ни одно государственное учреждение не сможет заменить ребёнку семью.

И если решение таких проблем, как:

-трудоустройство родителей

-организация лечения от алкогольной зависимости

-изъятие ребёнка из семьи и помещение его в государственные учреждения,

находятся вне компетенции сотрудников детского сада, то мы можем взять на себя роль посредников в налаживании контактов неблагополучных семей с социумом, со всеми организациями, специалистами, которые могут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет логопедический массаж ложками в сеьях неслышащих дошкольников.

В буклете представлен практический материал для реализации полученных знаний на мастер-классе. Буклет включает упражнения на развитие мелкой моторики, массаж и самомассаж лица, речевой материал сопров...

"Сеем сеем доброту"

Непосредственно образовательная деятельность "Сеем,сеем доброту"...

Проект.Сеем семена,выращиваем ежа из семян ячменя.

Огород на подоконнике.Выщивание из семян....

ПРОЕКТ "Сеем, сеем мы горошек"

ПРОЕКТ "Сеем, сеем мы горошек"...

11.01.2019. Сценарий фольклорного праздника на СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД « СЕЕМ, СЕЕМ, ПОСЕВАЕМ, С НОВЫМ ГОДОМ ПОЗДРАВЛЯЕМ!» средний ,старший, подготовительный дошкольный возраст

Цель:приобщение детей к истокам русской народной культуры, знакомство с обычаями и традициями русского народа.Задачипознакомить детей с колядками, обогатить словарный запас, создать праздничное настро...

План по взаимодействию с неблагополучными семьями

План работы социального педагога по взаимодействию с неблагополучными семьями...