Игровые песенки - распевки в развитии вокальных данных дошкольников
учебно-методический материал
. Систематическое использование песенок-распевок на музыкальных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_ns.docx | 539.87 КБ |
Предварительный просмотр:
« Игровые песенки - распевки в развитии вокальных данных дошкольников»
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Это долгий и кропотливый процесс, который требует oт музыкального руководителя, бережного отношения к голосовому аппарату ребенка и творческого подхода к обучению.
Как же настроить такой хрупкий, тонкий музыкальный инструмент - детский голос? Как увлечь, заинтересовать дошколят пением?
На своих занятиях я уделяю большое внимание разучиванию упражнений для развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса. Систематическое использование маленьких песенок-распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Я считаю, что очень важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент и могло увлечь ребёнка. Эмоциональность и выразительность педагога при показе также необходимы, гак как они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.
Стараюсь брать такие распевки, которые сопровождается жестами, хлопками, щелчками, притопами, звуками шумовых инструментов, использую элементы пальчиковой гимнастики. Это помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма.
Дождик бывает весенним (выполняют хлопки),
Дождик бывает осенним (выполняют шлепки по коленям).
Летним он тоже бывает (щёлкают пальцами).
Ну, а зимой замерзает (выполняют плавные движения рук - изображают, как летят снежинки).
(Педагог произносит без музыки, громко.)
И получается снег!
(дети сдувают снежинку с ладошки.)
Разучивание и пение распевок с детьми иногда провожу стоя или сидя на ковре в форме круга. Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи: каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту.
Снег засыпал все пути (дети выполняют руками скользящие хлопки-тарелочки).
Ни проехать, ни пройти (выполняют шлепки по коленям).
Мы лопаточки возьмём (выполняют хлопки)
И дорожки разгребём (качают в стороны руками - «разгребают снег»).
2.
Раз, два, три. четыре, пять! (Выполняют хлопки)
Выходи скорей гулять (указательными и средними пальцами шагают по коленям).
Будем с горки ледяной (повторяют хлопки)
Мы кататься всей гурьбой (опять шагают по коленям указательным и средним пальцами).
- У-у-у-у-ух! (Показывают рукой направление движения сверху вниз.)
3.
За окном звенят капели (дети выполняют хлопки или звонят в колокольчик),
И цветочки расцвели (раскрывают соединенные вместе ладони перед собой).
Поскорей бы прилетели (выполняют шлепки по коленям)
Утки, гуси, журавли (складывают ладони клювикам и кивают друг другу).
4.
Вот ромашка, василек (показывают на воображаемые цветы правой раскрытой ладонью, затем левой),
Ты сплети себе венок (выполняют моталочку на уровне груди).
Будем вместе мы играть (выполняют хлопки)
И цветочки собирать (выполняют шлепки по коленям).
5.
По дорожкам листики (поглаживают ладошкой левой руки правую руку от локтя до пальчиков)
Весело летели (повторяют поглаживания правой рукой).
Только осенью бывают (выполняют плавные движения кистями рук)
Жёлтые метели (шуршат ладошками одна об другую).
Я также использую сказку «Соня- Петушок»:
Жил был Петушок,
Он очень любил поспать,
И вот однажды утром Петя проспал рассвет,
И не разбудил никого.
Проснулась первая Кошка, и очень удивилась, что солнышко взошло, а все спят.
Она подошла к Пете и пропела: «Мяу, мяу, мяу, пора вставать!»
(по 5*3*1 ступени мажорного трезвучия вниз)
Но Петя все спал.
Второй проснулся Гусь, и тоже пропел: «Га, га, га, пора вставать!».
Но Петя продолжал спать.
Далее просыпаются домашние животные, птицы.
Последней просыпается Собачка: « Гав, гав, гав, пора вставать!»
Петушок встрепенулся и закричал: «Кукареку- пора вставать!»
А все засмеялись.
Петушку стало стыдно, и он больше никогда не просыпал утро.
Как я распределяю распевки по возрастам
Ну, во- первых, так же, как и в песнях, всё зависит от степени подготовленности деток, это -раз!
Во-вторых, довольно просто распределить эти распевки - по сюжетам и по сказкам, по возрасту детей.
Если сюжет прост - для малышей.
Или если дети эту сказку читали в группе с воспитателем - значит - ура!- преемственность - закрепляем её ещё и распевокой с театрализацией.
В третьих - по музыкальной партии - насколько сложна она для пения.
Все распевки, помимо вокальных задач, решают ещё и речевые задачи: отрабатывается артикуляция, дикция. Поэтому я взаимодействую уже много лет с логопедом. И каждый год мы делимся опытом работы совместной деятельности на межрегиональных семинарах, которые каждый год проводятся на базе Минусинской общеобразовательной школы № 8.
СКИНУТЬ ДЛЯ МУЗ. РУК. ЛОГОРИТМ. РАСПЕВКИ
По моему опыту обязательно, на КАЖДОМ занятии необходимо уделять хотябы 2-3 минуты игровому распеванию, а не от случая к случаю, пару раз в месяц...! Тогда результаты не заставят себя ждать!
И так, такое игровое распевание многофункционально:
- Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е .чистое интонирование.
- Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
- Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
- Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
- Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально- ритмических движений, музицирование детей.
В свободное время я рассказываю детям «Историю про песенку. Дети с удовольствием слушают.
« А теперь я расскажу вам историю про песенку, которую посадили за забор и закрыли в темницу. Как она хотела вырваться на свободу! Как пыталась очутиться на воле! Как же нам спасти песенку? Давайте откроем темницу(ротик) и уберём забор(зубки) и тогда путь песенке будет свободен- и она вылетит и запоёт звонко- звонко!» (использую зеркала)
Ещё можно сравнить песенку с птицей, которая сидит в скворечнике, а скворечник заколочен досками.( зубками) Сможет песенка- птичка вылететь? ( показываю пение с почти зажатыми зубами и губами) . А если открыть путь птичке, освободить выход из скворечника (кстати, он тоже круглый, как ротик), свободно и легко птица вылетит из него? Ответ детей очевиден.
« Ребята, давайте попробуем и освободим птицу - песенку!» Пробуем мы оба варианта- и полузакрытым ртом, и открытым, кругленьким!
А попробовав, и убедившись, что ТАК петь красивее, в будущем достаточно сказать – выпустите свою птичку из горлышка- как сразу ротик у детей открывается шире, становится круглым и звук становится ярче, звонче.
А ещё очень действенный приём, когда дети поют тихо: я предлагаю поискать и найти – где у них находится кнопка для усиления звука? Ну, как в телевизоре… Они серьёзно так ищут… я вместе с ними и, наконец, находим – пупок! Вот она, кнопка! Подвожу к себе ребёнка, говорю: «Ну-ка, где твоя кнопочка, давай проверим- работает?» Ребёнок нажимает на пупочек- и поёт так звонко! Все смеются и тоже пробуют!
А если вдруг срываются на крик- см. пункт 2(«Крик- враг пения!»)
Список литературы.
1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» М.1981г.
2. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. «Музыкальные занятия в детском саду» Москва 1981г. 3. Глинка М.И. «Упражнения для усовершенствования голоса». 4. Евтодьева А.А. «Учимся петь, играя» 5. Емельянов В.В. «Развивающие голосовые игры» Москва 1996г. 6. Емельянов В.В. «Развитие голоса» //координация и тренинг// издание четвертое, Санкт-Петербург*Москва*Краснодар, 2004г. 7. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» Москва 1984г 8. Метлов Н.А. «Музыка – детям» Москва1985г. 9. Орлова Н.Д. «Учите детей петь» Упражнения для слуха и голоса, методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, Москва 1981г. 10. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей» Москва1997г. 11. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников» Москва 1998г. 12. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей детей» Москва 1985г. 13. Теплов Б.М. «Психология индивидуальных различий» Москва 1985г. 14. Картушина М.Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет». 15. А.Н.Стрельникова «Дыхательная гимнастика». 16. Т.Боровик «Звуки, ритмы и слова» 1999г. 17. О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокальных данных детей
Игры и упражнения для развития вокальных данных у детей дошкольного возраста....
Методическая разработка " « Игровые песенки - попевки в развитии вокальных данных дошкольников»
Одним из центральных и самых любимых разделов музыкального занятия является пение. Самое трудное в работе этого раздела – развить звуковысотный слух, научить детей чисто пет...
Игровые песенки-попевки в развитии вокальных данных дошкольников
Игровые песенки-попевки в развитии вокальных данных дошкольников...
Проект «Игровые технологии – как средство развития вокальных данных у детей дошкольного возраста»
Инновация проекта основывается на внедрении в практику игровой методики обучения детей пению О.В. Кацер. Обучение пению будет происходить через игровую деятельность. Непроизвольное обучение дете...
Методическое пособие "Постановка голоса и развитие вокальных данных детей дошкольного возраста"
Разработка упражнений и распевок для работы по постановке детского голоса....
Проект по развитию вокальных данных "Песенка-чудесенка"
Проект по развитию вокальных данных "Песенка-чудесенка"...