Проект "Всем знакомый карандаш"
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект по познавательному развитию
Тема: «Всем знакомый карандаш»
Цель: расширение кругозора детей о мире окружающих предметов; знакомство с историей появления и производства карандашей.
Задачи:
- Формировать представление детей о карандашах, их различных видах, качествах и свойствах.
- Познакомить детей с историей появления различных карандашей.
- Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику в упражнениях с карандашами.
- Побуждать проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.
Планируемые образовательные результаты:
- у детей и родителей расширился кругозор об истории появления карандашей, о разных видах карандашей;
- развилась познавательная активность в ходе проведения опытов;
- родители и дети нашли новые способы применения карандаша.
Уважаемые родители!
Не исключено, что в скором времени человечество разучится писать, от руки, ведь куда удобнее и быстрее настучать текст на клавиатуре компьютера. Только невозможно представить, чтобы человечество перестало рисовать. Дети начинают рисовать гораздо раньше, чем читать и писать.
Недаром лингвисты связывают слово карандаш со словом «карандыш», что означает крошка, карапуз, маленький человек. Очень привычное сочетание слов – простой карандаш. Как оно родилось? И что обозначает слово «простой» - устройство самого карандаша или вид того черного следа, который оставляет грифель. Так ли он прост, этот простой карандаш, ведь на языке специалистов он именуется иначе – чернографитный.
О чем расскажет нам простой карандаш? Каковы его тайны?
На примере весьма простого предмета, необходимого детям, ваш ребёнок окунется в удивительный мир исследования.
Шаг 1. История появления карандаша.
- Загадайте детям загадку:
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
- Предложите ребёнку послушать притчу о карандаше:
https://www.youtube.com/watch?v=rY_tyX4Qh9o
- Спросите у ребёнка: Что может простой карандаш? Почему карандаш назвали простым? Предложите ребёнку отправиться в путешествие по реке времени и узнать, как и когда появился простой карандаш.
https://www.youtube.com/watch?v=rZYLvGkFUNo
https://www.youtube.com/watch?v=7G677tWJrV4
- Из следующей презентации Вы узнаете, как появился карандаш, какие карандаши есть сейчас.
https://www.youtube.com/watch?v=dtVonMh3OBo
Шаг 2. Многообразие карандашей.
Расскажите ребёнку, что в настоящее время выпускаются следующие виды карандашей: чернографитные карандаши, копировальные (химические), цветные карандаши, маркировочные, канцелярские, чертежные столярные, рисовальные, косметические, восковые, пастельные.
Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами: М (или B) — мягкий Т (или H) — твёрдый ТМ (или HB, F) - твёрдо-мягкий.
Формы карандашей: трехгранный, овальный, круглый, прямоугольный, шестигранный.
Размер карандашей: Большинство карандашей производится стандартной длины — 17,5 см, но форма и диаметр грифеля, а также внешний корпус-оболочка могут меняться.
- Как работает карандашный завод, какой формы, твердости и размера бывают карандаши и почему карандаш можно назвать одним из самых гениальных изобретений человечества - об этом и многом другом можно узнать в видосюжете (фильм идёт 22 минуты, но его можно смотреть частями).
Качественный карандаш обладает следующими свойствами: карандаш должен быть ударопрочным и не ломаться при затачивании грифель не должен царапать бумагу. След, оставленный карандашом, должен быть четким независимо от степени твердости не должен выцветать и терять со временем густоту окраски должен легко стираться ластиком
- В следующем видео Вы увидите, как делают простые карандаши, почему они бывают мягкими и твердыми. И почему из них (но иногда это случается) выскакивает грифель!
https://www.youtube.com/watch?v=_g5yoV9k1Ds
Шаг 3. Это интересно сделать вместе.
К моменту перехода в школу дети должны свободно владеть простым карандашом, регулировать свои движения (размах, темп, сила нажатия).
Для развития твердости руки детей можно предложить следующий подбор упражнений:
- «Самая тонкая линия». Посоревнуйтесь с вашим ребёнком на рисование самой тонкой линии.
- «Волшебный ластик». Посоревнуйтесь на самое аккуратное стирание.
- «Путешествие карандаша». Нарисуйте на листе бумаги несколько точек, предложите ребёнку попутешествовать с карандашом и провести непрерывную линию между этими точками и вернуться на исходную. (Аналог «Обведи по точкам»).
- «Заштрихуй». Штриховки с разным нажимом карандаша (слабый, сильный).
Таким образом, в результате использования этих упражнений у ребёнка отрабатываются такие качества движений, как лёгкость, плавность, равномерность, слитность и способствует развитию точности руки.
- Всё самое интересное о простом карандаше вы узнаете, если прочитаете следующую статью по ссылке:
www.liveinternet.ru/users/4231626/post251986640/
- Прекрасная музыка Поля Мориа и рисунки художника простым карандашом поднимут Ваше настроение, если посмотрите следующее видео:
https://www.youtube.com/watch?v=gIgFcsMN2ac
Шаг 4. Безопасные карандаши.
- Какие же карандаши покупать детям, чтобы они хорошо рисовали и были безопасными? Смотрите видео:
https://www.youtube.com/watch?v=3D5BjObEstU
- Как делают цветные карандаши, Вы узнаете, если посмотрите:
https://www.youtube.com/watch?v=_pgYN2GUUZo
Шаг 5. Карандаш помощник в развитии моторики рук у ребёнка.
Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?
Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребенкаа, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
https://www.youtube.com/watch?v=WBgR2CcZy3E
https://www.youtube.com/watch?v=trTbIj3j7MQ
Шаг 6. Опыты с карандашами
- Попробуйте вместе с ребёнком нарисовать рисунок и перенести его на футболку. Как это сделать? Смотрите следующее видео:
https://www.youtube.com/watch?v=1Kv1QNNym-w
- Когда ребёнок берёт один карандаш из карандашницы, обычно выпадает несколько карандашей. Что же сделать, чтобы этого не происходило? Смотрите видео:
https://www.youtube.com/watch?v=fuSCR6Ud-PM
- Посмотрев следующее видео, вы узнаете 10 необычных способов применения карандаша в жизни. Попробуйте сделать сами!
https://www.youtube.com/watch?v=zjzrSpTNZ4g
- Хотите сделать восковой витраж? Смотрите видео:
https://www.youtube.com/watch?v=dAnvqz-CVK0
- Часто в доме остаётся многого маленьких восковых карандашей, которыми уже неудобно рисовать. Что сделать с остатками? Смотрим:
https://www.youtube.com/watch?v=fqWyngEJgcM
- Хотите сделать карандаши, которые будут только у Вас? Смотрите следующее видео:
https://www.youtube.com/watch?v=Doa_Nsmv3fc
Шаг 7. Творческая мастерская.
- Мы с вами многое узнали о карандашах, а теперь можно из карандашей и карандашной стружки сделать замечательные поделки.
https://www.youtube.com/watch?v=fHFdwbWsxEM
https://www.youtube.com/watch?v=MSxYEzrA8Bo
https://www.youtube.com/watch?v=S5yCzSdpeX4
https://www.youtube.com/watch?v=OTKWqMKXHpY
- На протяжении нашего путешествия, предлагаем Вам вместе с ребёнком посмотреть мультфильмы или послушать аудиосказки: «Карандаш и ластик», «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш»
https://www.youtube.com/watch?v=qo5bt331JHI
https://www.youtube.com/watch?v=p4aSkOvF_GE
https://www.youtube.com/watch?v=6wpZlGEMsUg (аудио сказка)
https://www.youtube.com/watch?v=mUmau8Qzle8 (аудио сказка)
https://www.youtube.com/watch?v=V2T0wEbPSQo
Уважаемые родители!
Наше путешествие закончено. Уверена, что оно поможет вашему ребенку расширить представления о карандашах, их свойствах, а также будет способствовать формированию навыков творческой деятельности.
Родители, помните: все дети талантливы! Только нужно приложить к таланту труд, фантазию и терпение!
Желаем удачи Вам и Вашим детям!
Приложение 1
Упражнения с карандашом для развития моторики рук у детей.
«Утюжок»
Прокатывание карандаша по поверхности стола.
Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.
Карандаш я покачу вправо-влево – как хочу.
«Добывание огня»
Прокатывание карандаша между ладонями.
Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?
«Прятки»
Сжимание карандаша в кулачке.
Возьми короткий карандашик и зажми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.
Карандаш я посжимаю и ладошку поменяю.
«Догонялочка»
Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.
Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.
Пальчики бегут вперёд, и никто не отстаёт.
«Качели»
Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.
Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.
Покатаю вверх и вниз – крепче, карандаш, держись!
«Горка»
Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.
Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.
«Волчок»
Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами. Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами. По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.
«Вертолёт»
Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.
Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.
Отправляется в полёт наш красавец-вертолёт.
«Подъёмный кран»
Поднимание карандаша с поверхности стола одними пальцами.
Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.
Карандаш я поднимаю, крепко пальцем прижимаю.
«Эстафета»
Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.
Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.
«Скольжение»
Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.
Держи пальцами длинный карандаш, как ты обычно его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигайся по карандашу вверх и вниз. По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»
- Развивать мыслительные операции, самоконтроль, классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»
Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...
Всем знакомый карандаш
Образовательный маршрут...
Знакомим малыша с красками, карандашом
Рисование малышей начинается не с изображения мячика, птички, дорожки или какого-то другого объекта из его жизни. Оно начинается с экспериментирования ребенка с самим материалом – красками или к...
Проект по познавательному развитию: «Всем знакомый карандаш»
Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.Формирование представления детей о карандашах, их видах, качествах и свойствах....
Проект по познавательному развитию: «Всем знакомый карандаш»
Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.Формирование представления детей о карандашах, их видах, качествах и свойствах....
Карандашом можно не только рисовать, но и играть с ним (самомассаж рук карандашом).
С помощью граненых карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж- игра с карандашом стимулирует речевое развитие ...