Проект "Всем знакомый карандаш"
проект (средняя группа)

Гуськова Светлана Сергеевна

Проект "Всем знакомый карандаш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_karandash_2020.docx371.37 КБ

Предварительный просмотр:

  C:\Users\user\Desktop\1579432158_1-1.jpg

Проект по познавательному развитию

Тема: «Всем знакомый карандаш»

Цель: расширение кругозора детей о мире окружающих предметов; знакомство с историей появления и производства карандашей.

Задачи:

  1. Формировать представление детей о карандашах, их различных видах, качествах и свойствах.
  2. Познакомить детей с историей появления различных карандашей.
  3. Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику в упражнениях с карандашами.
  4. Побуждать проявлять инициативу в ходе экспериментирования, высказывать свои предположения, анализировать, делать выводы.
  5. Воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира.

Планируемые образовательные результаты:

  • у детей и родителей расширился кругозор об истории появления карандашей, о разных видах карандашей;
  • развилась познавательная активность в ходе проведения опытов;
  • родители и дети нашли новые способы применения карандаша.

Уважаемые родители!

Не исключено, что в скором времени человечество разучится писать, от руки, ведь куда удобнее и быстрее настучать текст на клавиатуре компьютера. Только невозможно представить, чтобы человечество перестало рисовать. Дети начинают рисовать гораздо раньше, чем читать и писать.

Недаром лингвисты связывают слово карандаш со словом «карандыш», что означает крошка, карапуз, маленький человек. Очень привычное сочетание слов – простой карандаш. Как оно родилось? И что обозначает слово «простой» - устройство самого карандаша или вид того черного следа, который оставляет грифель. Так ли он прост, этот простой карандаш, ведь на языке специалистов он именуется иначе – чернографитный.

О чем расскажет нам простой карандаш? Каковы его тайны?

На примере весьма простого предмета, необходимого детям, ваш ребёнок окунется в удивительный мир исследования.

Шаг 1. История появления карандаша.

  • Загадайте детям загадку:

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует.

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

  • Предложите ребёнку послушать притчу о карандаше:

https://www.youtube.com/watch?v=rY_tyX4Qh9o 

  • Спросите у ребёнка: Что может простой карандаш? Почему карандаш назвали простым? Предложите ребёнку отправиться в путешествие по реке времени и узнать, как и когда появился простой карандаш.

https://www.youtube.com/watch?v=rZYLvGkFUNo 

https://www.youtube.com/watch?v=7G677tWJrV4 

  • Из следующей презентации Вы узнаете, как появился карандаш, какие карандаши есть сейчас.

https://www.youtube.com/watch?v=dtVonMh3OBo 

Шаг 2Многообразие карандашей.

Расскажите ребёнку, что в настоящее время выпускаются следующие виды карандашей: чернографитные карандаши, копировальные (химические), цветные карандаши, маркировочные, канцелярские, чертежные столярные, рисовальные, косметические, восковые, пастельные.

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами: М (или B) — мягкий Т (или H) — твёрдый ТМ (или HB, F) - твёрдо-мягкий.

Формы карандашей: трехгранный, овальный, круглый, прямоугольный, шестигранный.

Размер карандашей: Большинство карандашей производится стандартной длины — 17,5 см, но форма и диаметр грифеля, а также внешний корпус-оболочка могут меняться.

  • Как работает карандашный завод, какой формы, твердости и размера бывают карандаши и почему карандаш можно назвать одним из самых гениальных изобретений человечества - об этом и многом другом можно узнать в видосюжете (фильм идёт 22 минуты, но его можно смотреть частями).

http://tv.m24.ru/videos/55884

Качественный карандаш обладает следующими свойствами: карандаш должен быть ударопрочным и не ломаться при затачивании грифель не должен царапать бумагу. След, оставленный карандашом, должен быть четким независимо от степени твердости не должен выцветать и терять со временем густоту окраски должен легко стираться ластиком

  • В следующем видео Вы увидите, как делают простые карандаши, почему они бывают мягкими и твердыми. И почему из них (но иногда это случается) выскакивает грифель!

https://www.youtube.com/watch?v=_g5yoV9k1Ds

Шаг 3. Это интересно сделать вместе.

К моменту перехода в школу дети должны свободно владеть простым карандашом, регулировать свои движения (размах, темп, сила нажатия).

Для развития твердости руки детей можно предложить следующий подбор упражнений:

  1. «Самая тонкая линия». Посоревнуйтесь с вашим ребёнком на рисование самой тонкой линии.
  2. «Волшебный ластик». Посоревнуйтесь на самое аккуратное стирание.
  3. «Путешествие карандаша». Нарисуйте на листе бумаги несколько точек, предложите ребёнку попутешествовать с карандашом и провести непрерывную линию между этими точками и вернуться на исходную. (Аналог «Обведи по точкам»).
  4. «Заштрихуй». Штриховки с разным нажимом карандаша (слабый, сильный).

Таким образом, в результате использования этих упражнений у ребёнка отрабатываются такие качества движений, как лёгкость, плавность, равномерность, слитность и способствует развитию точности руки.

  • Всё самое интересное о простом карандаше вы узнаете, если прочитаете следующую статью по ссылке:

www.liveinternet.ru/users/4231626/post251986640/ 

  • Прекрасная музыка Поля Мориа и рисунки художника простым карандашом поднимут Ваше настроение, если посмотрите следующее видео:

https://www.youtube.com/watch?v=gIgFcsMN2ac

Шаг 4. Безопасные карандаши.

  • Какие же карандаши покупать детям, чтобы они хорошо рисовали и были безопасными? Смотрите видео:

https://www.youtube.com/watch?v=3D5BjObEstU 

  • Как делают цветные карандаши, Вы узнаете, если посмотрите:

https://www.youtube.com/watch?v=_pgYN2GUUZo 

Шаг 5. Карандаш помощник в развитии моторики рук у ребёнка.

Все родители знают, как дошкольники любят рисовать. А если перед рисованием предложить ребенку поиграть с карандашами, помассировать ладони и пальцы?

Научить детей самомассажу рук несложно. С помощью гранёных карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие ребенкаа, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

https://www.youtube.com/watch?v=WBgR2CcZy3E

https://www.youtube.com/watch?v=trTbIj3j7MQ 

Шаг 6. Опыты с карандашами

  • Попробуйте вместе с ребёнком нарисовать рисунок и перенести его на футболку. Как это сделать? Смотрите следующее видео:

https://www.youtube.com/watch?v=1Kv1QNNym-w 

  • Когда ребёнок берёт один карандаш из карандашницы, обычно выпадает несколько карандашей. Что же сделать, чтобы этого не происходило? Смотрите видео:

https://www.youtube.com/watch?v=fuSCR6Ud-PM 

  • Посмотрев следующее видео, вы узнаете 10 необычных способов применения карандаша в жизни. Попробуйте сделать сами!

https://www.youtube.com/watch?v=zjzrSpTNZ4g

  • Хотите сделать восковой витраж? Смотрите видео:

https://www.youtube.com/watch?v=dAnvqz-CVK0 

  • Часто в доме остаётся многого маленьких восковых карандашей, которыми уже неудобно рисовать. Что сделать с остатками? Смотрим:

https://www.youtube.com/watch?v=fqWyngEJgcM

  • Хотите сделать карандаши, которые будут только у Вас? Смотрите следующее видео:

https://www.youtube.com/watch?v=Doa_Nsmv3fc 

Шаг 7. Творческая мастерская.

  • Мы с вами многое узнали о карандашах, а теперь можно из карандашей и карандашной стружки сделать замечательные поделки.

https://www.youtube.com/watch?v=fHFdwbWsxEM

 https://www.youtube.com/watch?v=MSxYEzrA8Bo

https://www.youtube.com/watch?v=S5yCzSdpeX4

https://www.youtube.com/watch?v=OTKWqMKXHpY

  • На протяжении нашего путешествия, предлагаем Вам вместе с ребёнком посмотреть мультфильмы или послушать аудиосказки: «Карандаш и ластик», «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш»

https://www.youtube.com/watch?v=qo5bt331JHI

https://www.youtube.com/watch?v=p4aSkOvF_GE

https://www.youtube.com/watch?v=6wpZlGEMsUg (аудио сказка)

https://www.youtube.com/watch?v=mUmau8Qzle8 (аудио сказка)

https://www.youtube.com/watch?v=V2T0wEbPSQo

Уважаемые родители!

Наше путешествие закончено. Уверена, что оно поможет вашему ребенку расширить представления о карандашах, их свойствах, а также будет способствовать формированию навыков творческой деятельности.

Родители, помните: все дети талантливы! Только нужно приложить к таланту труд, фантазию и терпение!

Желаем удачи Вам и Вашим детям!

Приложение 1

Упражнения с карандашом для развития моторики рук у детей.

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

Карандаш я покачу вправо-влево – как хочу.

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

«Прятки»

Сжимание карандаша в кулачке.

Возьми короткий карандашик и зажми его в кулачке, спрячь. А теперь спрячь в другой руке.

Карандаш я посжимаю и ладошку поменяю.

«Догонялочка»

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

Пальчики бегут вперёд, и никто не отстаёт.

«Качели»

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.

Покатаю вверх и вниз – крепче, карандаш, держись!

«Горка»

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

«Волчок»

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами. Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами. По столу круги катаю, карандаш не выпускаю.

«Вертолёт»

Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами.

Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

Отправляется в полёт наш красавец-вертолёт.

«Подъёмный кран»

Поднимание карандаша с поверхности стола одними пальцами.

Положи карандаш на край стола. Попробуй поднять его, подцепив снизу одним пальцем. А теперь выполни это упражнение другими пальчиками.

Карандаш я поднимаю, крепко пальцем прижимаю.

«Эстафета»

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.

Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

«Скольжение»

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании и с упором острым концом в стол.

Держи пальцами длинный карандаш, как ты обычно его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы. Продвигайся по карандашу вверх и вниз. По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности формирование элементарных математических представлений и художественное творчество: ( аппликация) в старшей группе с использованием ИКТ – технологий. Тема: «Знакомая и не знакомая русская матрешка»

- Развивать мыслительные операции, самоконтроль,  классификацию, зрительное восприятие;- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук- Воспитывать доброжелательность, выражать с...

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Конспект логопедической ритмики « Волшебный карандаш»

Технологическая карта занятия по логопедической ритмике в старшей группе с диагнозом общее недоразвитие речи. Тема: «Волшебный карандаш». Учитель-логопед Хакимова Муна...

Всем знакомый карандаш

Образовательный маршрут...

Знакомим малыша с красками, карандашом

Рисование малышей начинается не с изображения мячика, птички, дорожки или какого-то другого объекта из его жизни. Оно начинается с экспериментирования ребенка с самим материалом – красками или к...

Проект по познавательному развитию: «Всем знакомый карандаш»

Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.Формирование представления детей о карандашах, их видах, качествах и свойствах....

Проект по познавательному развитию: «Всем знакомый карандаш»

Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов.Формирование представления детей о карандашах, их видах, качествах и свойствах....

Карандашом можно не только рисовать, но и играть с ним (самомассаж рук карандашом).

С помощью граненых карандашей ребёнок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж- игра с карандашом стимулирует речевое развитие ...