Проблема цели и сущности нравственного воспитания в истории европейской классической педагогики
статья
В статье представлены цель, методы, формы и средства нравственного воспитания педагогов Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иоанн Генрих Песталоцци, Адольф Дистерверг, Иоганн Фридрих Гербарт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nrav_vospit_evr_ped.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема цели и сущности нравственного воспитания в истории европейской классической педагогики
Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития, диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.
Ян Амос Коменский (1592–1670 гг)
Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечному блаженству он видел в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, в возведении себя к источнику всех вещей – Богу. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. Средствами нравственного воспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить и некоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основное умонастроение личности рождается все-таки в семье.
Джон Локк (1632–1704 гг)
Главная цель воспитания, по Д. Локку, – подготовка человека к счастливой и разумной жизни, в которой он был бы свободен и не ущемлял бы свободы других.
Приоритетным для Локка является нравственное воспитание, главной задачей которого выступает выработка характера: «Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств». К таковым качествам он относил сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность, щедрость, хорошие манеры и т. д.
Для достижения главной цели воспитания педагог предполагает умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание.
Воспитание джентльмена должно осуществляться подготовленным гувернером в семье, поскольку «школа есть собрание дурно воспитанных мальчиков».
К средствам нравственного воспитания педагог относил убеждение, пример, упражнение, дисциплинирование, поощрение, порицание и др.
Жан Жак Руссо (1712–1778 гг)
Цель – это воспитание человека борца (протест против авторитета наставника), также воспитание граждански ответственного человека. Руссо выдвигает три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека.
От 15 до 22 лет наступает «период бурь и страстей», именно в этом возрасте Ж.-Ж. Руссо предполагает нравственное воспитание юноши в обществе. По мнению педагога, следует воспитывать такие качества, как чувство долга, гражданственность, патриотизм, сострадание к людям. Возвратившись в общество, юноша остается внутреннее свободным, поскольку в предыдущие периоды в нем сформировалась независимость от общественных предрассудков и заблуждений.
Пути нравственного воспитания – это общение с хорошими людьми и изучение истории, в которой достаточно примеров благородного, нравственного, патриотического поведения.
К 22–24 годам естественное воспитание должно завершиться, у человека начинается самостоятельная жизнь, ему следует жениться, ориентируясь на советы наставника в выборе невесты. Также средством нравственного воспитания выступает чтение исторических сочинений.
Иоанн Генрих Песталоцци(1746 – 1827 гг)
Песталоцци полагал, что главная задача воспитания — сформировать гармонически раз-витого человек. Цель воспитания- развивать все природные силы и способности человека. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим. В семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним. Основу для всего последующего нравственного развития ребёнка И. Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание, как он полагал, может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.
Адольф Дистерверг (1790—1866 гг)
Высшая цель воспитания определяется как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».
Главные задачи школы- воспитание гуманных людей, воспитание сознательных граждан, развитие детской самодеятельности в процессе обучения и вооружение учащихся. Дистервег выдвинул три ступени возрастного развития детей школьного возраста и наметил основные направления обучения и воспитания на каждой ступени. Третья ступень охватывала школьников в возрасте от 14 до 16 лет. В этот период важно продолжать развивать мышление учащихся и твердые нравственные принципы, которые со временем превратятся в убеждения.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 гг)
Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Нравственное воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.
Задачи нравственного воспитания:
1)Удерживать воспитанника;
2)Определять воспитанника;
3) Устанавливать чёткие правила поведения;
4) Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине;
5) Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием.
В нравственном, воспитании наиболее эффективным средством Гербарт считал удаление ребенка от соблазна и перевод его внимания на другой предмет. Он справедливо отмечал большую роль Библии и молитвы в процессе того, что он называл «самообузданием». Важными средствами в «самообуздании» Гербарт считал также чтение Гомера и Цицерона, диету, ванны, искусство и театр, то есть телесные и душевные, а не духовные средства. Моральные наставления являются основными средствами воспитания в системе Гербарта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат по истории педагогики: «Актуальные вопросы семейного воспитания в истории зарубежной и русской педагогики».
Реферат по истории педагогики...
Нравственное воспитание старших дошкольников средствами музейной педагогики
Музейная педагогика не очень популярная отрасль педагогической науки среди педагогов дошкольников. Воспитание средствами музейной педагогики одно из самых эффективных и воспринимаемых дошкольникаи сре...
Мастер-Класс для воспитателей на тему "Использование элементов психогимнастики как средства формирования бережного отношения к своему здоровью,ЗОЖ у дошкольников с целью реализации задач нравственного воспитания"
Мастер-Класс предназначен воспитателям,старшим воспитателям для организации работы по ознакомлению с нетрадиционными элементами психогимнастики,и формами ее использования.В настоящее время остро стоит...
Сущность нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте
quot;Нравственное воспитание" - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих...
Статья на тему: «Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания»
Эта статья содержит анализ понятий "духовность" и "нравственность" в философско-педагогической литературе....
Проект по духовно - нравственному воспитанию "Пасхальные истории".
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся будет носителем черт русского характера, русской ментальности....
семинар для педагогов "Духовно - нравственное воспитание дошкольного возраста посредством музейной педагогики"
laquo;Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».Академик...