Нравственное воспитание старших дошкольников средствами музейной педагогики
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Музейная педагогика не очень популярная отрасль педагогической науки среди педагогов дошкольников. Воспитание средствами музейной педагогики одно из самых эффективных и воспринимаемых дошкольникаи средств нравственного воспитания.А Москва в этой позиции стоит на первом месте, её по праву можно считать музейной столицей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov_sredstvami_muzeynoy_pedagogiki.pptx | 92.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания и музейной педагогики в современных исследованиях………………………….. 1.1. Состояние нравственного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе………………………………………………………………… 1.2. Сущностные характеристики музейной педагогики……………………… 1.3. Опыт формирования нравственных качеств личности средствами музейной педагогики……………………………………………………………. ГЛАВА 2. Опытно-экспертная работа по формированию нравственных качеств личности старших дошкольников средствами музейной педагогики…………………………………………………………………………. 2.1. Выявление уровня сформированности у старших дошкольников нравственных качеств личности………………………………………………… 2.2. Методика формирования нравственных качеств личности детей старшей группы средствами музейной педагогики…………………………………….. 2.3. Оценка эффективности разработанной методики………………………..
Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций приобретает особую актуальность в современной отечественной педагогике в связи с динамичным развитием социума, изменением приоритетов общественного сознания Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике нравственного воспитания детей Проведенный нами анализ степени разработанности проблемы нравственного воспитания старших дошкольников средствами музейной педагогики позволяет выявить следующие противоречия: - между социальной необходимостью нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики и отсутствием специально организуемой целенаправленной работы по воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения; - между потребностью педагогической практики в выявлении и характеристике педагогических условий нравственного воспитания средствами музейной педагогики в дошкольном возрасте и недостаточной их разработанностью в современной педагогике
Гипотеза исследования Ф ормирование нравственных качеств личности старшего дошкольника будет эффективным, если будет спроектирована педагогическая модель формирования нравственных качеств средствами музейной педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; - разработать методическое обеспечение сформирования нравственного воспитания старших дошкольников средствами музейной педагогики; - выявить потенциал ДОУ по нравственному воспитанию старших дошкольников средствами музейной педагогики методом использования культурного наследия отдельных народов
Задачи исследования конкретизировать и характеризовать содержание понятий «нравственное воспитание» и «музейная педагогика» и проследить процессах взаимоотношения и дополнения в теории и истории современной российской педагогики выявить исходный уровень сформированности нравственных качеств у старших дошкольников средствами музейной педагогики спроектировать и обосновать педагогическую методику (модель), реализующую специально разработанные педагогические условия для эффективного нравственного воспитания старших дошкольников средствами музейной педагогики экспериментально проверить эффективность разработанной методики в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Теоретические основы состояние нравственного воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе Одним из распространённых подходов к исследованию нравственной сферы личности является функционально-содержательный подход, согласно которому можно выделить ряд сфер личности: интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая, мотивационно- потребностная и другие. Большинство исследователей выделяют нравственную сферу личности как определённую систему . Нравственная сфера личности - интегрированное взаимодействие когнитивного (нравственное сознание, нравственный смысл, нравственные ценности, нравственные образы, нравственные нормы), эмоционального (нравственные чувства, эмпатические проявления в нравственных отношениях); поведенческого компонентов (нравственное поведение, поступки и действия в их мотивационной направленности) в личностной сфере, обеспечивающее единство нравственного сознания и поведения.
Известные Российские педагоги, которые занимались проблемами нравственного воспитания А.В.Зосимовский Н.В. Мельникова Р.В. Овчарова В.Д. Шатров Г.А. Урунтаева
Авторская концепция Мельниковой Н.В. о развитии нравственной сферы личности дошкольника По Н.В. Мельниковой каждому возрастному этапу сопутствуют критерии эффективности развития нравственной сферы личности у дошкольника: - критерий нравственного знания (что ребенок знает?) - критерий нравственного отношения (как он к этому относится?) - критерий нравственного поведения (как он себя ведет ?) - критерий нравственных чувств и морального переживания (что он при этом чувствует ?) - общий критерий - единство сознания, поведения, чувств, отношений и переживаний. Это единство и идентичная позитивная модальность всех перечисленных выше признаков.
Формирования нравственных качеств личности средствами музейной педагогики Воспитательный процесс в музее сочетает рациональный и ценностный аспекты и является творческой деятельностью, состоящей из нескольких этапов: 1 этап - накопление историко-культурного опыта, эмоцио ¬ нальных впечатлений от общения с подлинными предметами, об ¬ разов , возникших в сознании в ходе « переживания » музейных предметов, чувственного образа познания прошлой действитель ¬ ности , тактильных ощущений, а также опыта самопознания, по ¬ знания личных возможностей, своего творческого потенциала. И, как следствие, - нравственное, эстетическое, интеллектуаль ¬ ное развитие. 2 этап - осознание музея как культурно-исторического фено ¬ мена. Формирование образа музея в сознании. 3 этап - осмысление музейного предмета, предполагающее сочетание чувства, разума и действия. На этом этапе создается предпосылка к диалогу с ушедшими культурными реальностями.
Опытно- эксперементальная работа по формированию нравственных качеств личности старших дошкольников средствами музейной педагогики 1.Виртуальное посещение музеев. 2.Организация экскурсий группами. 3.Цикл тематических занятий при мини-музеях образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.
Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...
Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности....
индивидуальный образовательный маршрут педагога ДОУ Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средством музейной педагогики»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГАМБДОУ ЦРР –детский сад №2 «Журавушка» г.Олекминск РС(Я) Воспитатель: Матвеева Валентина ВладимировнаПериод...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики
Статья для педагогов...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.
Мини-музей в условиях ДОУ...
Консультации для родителей Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.
Консультации для родителей...
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством музейной педагогики»
Консультация для родителей "Патриотическое воспитание дошкольников посредством музейной педагогики"...