Кружок "Волшебная ниточка"
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью.
Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышкам на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью.
Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка.
В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография».
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити.
Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков.
Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания.
Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии», нахождение на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы.
В результате у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений.
В работе используются бархатная бумага, пряжа разных цветов, картон, ватные палочки, клей)..
Работа кружка организовывается с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих достаточных навыков работы с нитью и другими материалами работа начинается с более простых поделок.
Цель и задачи программы.
Цель.
Создание условий для развития творческих способностей детей, их эстетического развития.
Задачи.
- Познакомить детей с нетрадиционной работой с нитью.
- Формировать умения и навыки работы с нитью.
- Расширять представления детей о видах изобразительного искусства.
- Способствовать развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.).
- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
- Развивать творческие способности ребенка.
Принципы:
- Наглядность.
- Сознательность и активность.
- Доступность.
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Систематичность и последовательность.
- Вариативный подход.
Расписание работы кружка.
Занятия в кружке проводятся в течение учебного года (с сентября по май), один раз в неделю с группой детей в количестве 6 человек.
Занятие продолжительностью до 20 минут.
Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ.
Структура занятия:
- Создание игровой ситуации.
- Рассматривание образца.
- Объяснение, показ приемов работы.
- Работа с нитью.
- Физкультурная пауза.
- Доработка изделия из дополнительного материала.
- Рассматривание готовых работ.
Формы работы с детьми:
- игра
- импровизация (служащая мостом между играми ребенка в быту)
- объяснение
- рассказ и рассказ детей
- чтение воспитателя
- показ
- личный пример
- беседа
- обсуждение
- наблюдения
- словесные и подвижные игры
2. Содержательный раздел.
Этапы работы
1. Подготовительный
- Освоить прием выполнения рисунка нитками на бархатной бумаге
- Освоить прием выкладывания нитки по горизонтали.
- Освоить прием выкладывания нитки по вертикали.
- Освоить прием выкладывания нитки по кругу.
- Освоить прием выкладывать нитки по спирали.
- Научиться работать на ограниченном пространстве.
2. Основной
- Научиться выбирать нитки нужного цвета.
- Научиться отрезать нить нужного размера.
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы.
- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий.
- Научиться действовать по словесному указанию, образцу воспитателя.
- Научиться доводить дело до конца.
3. Итоговый
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Планируемые результаты работы кружка.
Занимаясь с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд) дошкольники должны:
Иметь:
-развитую мелкую моторику пальцев рук;
-сенсорное восприятие;
-логическое мышление;
-воображение.
Уметь:
- работать с нитью в нетрадиционной технике (рисование, аппликация, ручной труд)
Обладать:
- волевыми качествами (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца и т.п.);
-эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру;
- эстетическому вкусу;
- дети будут иметь представление, о технике «ниткография»;
- повысится уровень развития мелкой моторики пальцев, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, художественных способностей, волевых качеств (усидчивости, умения доводить начатое дело до конца).
Материал:
- нити разного цвета
- лист картона с изображением рисунка
- клей ПВА
- ножницы
- клеенка
- кисть.
- салфетка.
Перспективно-тематический план кружка «Волшебная ниточка»
Неделя | Тема | Цель | Оборудование |
Сентябрь | |||
1 неделя | «Нитка-раз, нитка-два..» | Познакомить детей с нитками, рассказать об их назначении. | Клубки ниток, нитки в катушках, нитки «мулине», иллюстрации по теме. |
2 неделя | «Мяч» | Учить создавать изображение мяча, ориентироваться на плоскости, развивать моторику рук, аккуратность, воспитывать интерес к изобразительным материалам. | Иллюстрации, альбомы, поделки, листы бархатной бумаги с изображением линий в разных направлениях, пряжа красного, жёлтого, зелёного, синего цвета. |
3 – 4 неделя | «Овощи» | Учить детей подбирать цвет нитей в соответствии с цветом выбранного овоща; развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, воспитывать аккуратность. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Октябрь | |||
1 неделя | «Зонтик» | Учить детей создавать изображение (зонтик), использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
2 неделя | «Домик» | Продолжать учить наматывать нитку на шаблон; развивать внимательность, усидчивость. Развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно. | Плотный картон, простой карандаш, ножницы, нитки средней толщины. |
3 неделя | «Косточка для собачки» | Вызвать у детей желание изготовить «лакомство для собачки – косточку», проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, быть внимательными, неторопливыми. Воспитывать любовь к животным. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити белого цвета, ножницы. |
4 неделя | «Морковка для зайчика» | Продолжать учить детей создавать изображение, используя нити нужного цвета. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити оранжевого и зеленого цвета, ножницы. |
Ноябрь | |||
1 неделя | «Флаг России» | Познакомить с государственной символикой: флаг. Учить детей создавать изображение (флаг), использовать в работе необходимые цвета нитей. Развивать умение пользоваться ножницами. Воспитывать чувство гордости за родину, аккуратность. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити красного, белого и синего цвета, ножницы. |
2 неделя | «Тарелочка» | Вызвать у детей желание изготовить красивую тарелочку, проявляя свое творчество. Развивать умение пользоваться ножницами, быть аккуратным. Воспитывать усидчивость. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
3 неделя | «Шапочка» | Продолжать учить детей создавать изображение (рукавичка), не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
4 неделя | «Ваза с цветами» | Учить детей использовать в работе творческую фантазию, создавая изображение вазы с цветами. Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать желание доводить начатое до конца, помогать товарищам, испытывающим затруднения в выполнении работы. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Декабрь | |||
1 неделя | «Рябинка для снегиря» | Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей, создавая изображение. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость, заботливое отношение к зимующим птицам. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити, красного, коричневого цвета, ножницы. |
2 неделя | «Снежинки» | Уточнить с детьми время года, зимние приметы. Учить детей создавать изображение снежинок. Развивать мелкую моторику рук, аккуратность, усидчивость, воспитывать желание помогать товарищам. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити белого и синего цвета, ножницы. |
3 неделя | «Праздничное дерево» | Уточнить знания детей о деревьях. Учить рисовать ёлку способом «ниткография». Развивать умение использовать свою фантазию для оформления своей работы, воспитывать аккуратность при работе с ножницами. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
4 неделя | «Зимняя фантазия» (коллективная композиция) | Учить создавать коллективную композицию на основе индивидуальных работ, составлять теплую и холодную цветовую гамму с помощью ниток. Закреплять умение пользоваться ножницами, Воспитывать внимательность, неторопливость. | Листы бархатной бумаги, шерстяные нити разных цветов, ножницы. |
Январь | |||
1-2 неделя | Знакомство детей с техникой рисования «ниткгорафия», с видами волокнистых материалов, с ножницами и правилом пользования ими. «Шарик для елочки» | Продолжать знакомить детей с волокнистыми материалами и их свойствами; учить вырезать кусочки цветных нитей и наклеивать, сыпать их на основу; развивать умение работать ножницами, клеем. | Разноцветные нити, лист картона с изображением (елочной игрушки) шарика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Снеговик» | Продолжать учить детей использовать в работе приёмы «ниткографии» в соответствии с предложенным содержанием. Уточнить способ изображения снеговика. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать интерес к неживой природе, аккуратность. | Нити белого, оранжевого, черного, зеленого цвета, лист картона с изображением снеговика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Домик» | Учить детей использовать в работе задуманное на основе полученных ранее умений и навыков. Учить рисовать домик способом «ниткография». Развивать усидчивость, мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность, желание помогать товарищам. | Нити разных цветов, лист картона с изображением домика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Февраль | |||
1 неделя | «Колокольчик» | Учить детей создавать изображение колокольчика, не выходя за контур, использовать в работе разнообразную цветовую гамму. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость. Воспитывать желание помогать товарищам, которые затрудняются выполнить то или иное действие. | Нити разных цветов, лист картона с изображением колокольчика, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя | «Моё настроение» | Учить отображать своё настроение способом рисования «ниткография» и в соответствии с цветовым исполнением. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать дружеские отношения, интерес к «ниткографии». | Нити разных цветов, лист картона, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Валентинка» | Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. | Нити разных цветов, лист картона с изображением сердечка, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Подарок для папы» | Вызвать у детей желание изготовить подарок для папы, проявляя свое творчество, индивидуальность. Развивать умение пользоваться ножницами, воспитывать заботливое отношение к папам, внимательность, аккуратность. | Нити разных цветов, лист картона , с изображением подарка, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Март | |||
1 неделя | «Веточка мимозы» | Напомнить детям, что скоро мамин праздник и необходимо изготовить подарки. Подарком будет веточка мимозы. Продолжать учить детей технике «ниткография». Развивать у детей эстетические чувства цвета и композиции. Воспитывать любовь и уважение к мамам. | Нити разных цветов, лист картона с изображением ветки мимозы, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя | «Весеннее цветы» | Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы, сыпать на основу. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. | Нити зеленого и коричневого цвета, лист картона с изображением дерева, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Пасхальное яйцо» | Продолжать учить детей подбирать необходимые цвета нитей, сыпать на основу, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, усидчивость, самостоятельность. | Нити разных цветов, лист картона с изображением яйца, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Лиса и колобок» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Нити оранжевого, желтого и черного цвета, лист картона с изображением лисы с колобком, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Апрель | |||
1 неделя | «Птица на ветке» | Уточнить знания детей о птицах. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать заботливое отношение к птицам. | Нити коричневого, черного цвета, лист картона с изображением птички, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя | «Парусник» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Нити белого, синего и красного цвета, лист картона с изображением парусника, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 -4 неделя | «Радуга» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Нити разных цветов, лист картона с изображением радуги, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Май | |||
1 неделя | «Бабочка» | Уточнить знания детей о насекомых. Совершенствовать навыки выполнения работы. Учить детей использовать в работе творческую фантазию. Развивать умение быть аккуратным, убирать свое рабочее место, воспитывать любовь к природе. | Нити разного цвета, лист картона с изображением бабочки, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
2 неделя | «Разноцветные шары» | Совершенствовать умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность. | Нити разных цветов, лист картона с изображением воздушных шариков, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
3 неделя | «Светофор» | Закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах. Продолжать учить детей вырезать кусочки ниток для работы, подбирать необходимые цвета нитей для работы. Развивать мелкую моторику рук, воспитывать, аккуратность, усидчивость. | Нити красного, желтого, зеленого и черного цвета, лист картона с изображением светофора, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
4 неделя | «Гусеничка» | Закрепить умение подбирать нитки для работы; сыпать кусочки ниток на основу. Развивать творческие способности, усидчивость, мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Нити разных цветов, лист картона с изображением гусеницы, клей ПВА, ножницы клеенка, кисть, салфетка. |
Диагностическая карта результатов развития детей
(начало, конец года)
Фамилия Имя ребенка | Проявляет интерес к работе в технике «ниткография» | Умеет выкладывать нитки по горизогтали | Умеет выкладывать нитки по вертикале | Умеет выкладывать нитки по кругу | Умеет выкладывать нитки по спирали | Выполнение сухого рисунка нитками на бархатной бумаге | Итог | |||||||
Нг | Кг | Нг | Кг | Нг | Кг | Нг | Кг | Нг | Кг | Нг | Кг | Нг | Кг | |
Нг – начало года;
Кг – конец года;
Синий - ребенок справляется самостоятельно;
Зеленый - ребенок нуждается в стимулировании;
Красный - ребенок не справляется в самостоятельном выполнении и не принимает помощь.
1/2 показателей низкого уровня развития в рамках образовательной области будет свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребёнка возрасту.
1/3 показателей низкого уровня развития в рамках образовательной области можно считать показателем проблем в развитии ребёнка социального или органического генеза.
Средний уровень можно считать нормативным вариантом развития по каждому ребёнку и общегрупповому параметру.
Программное обеспечение.
1. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», Ярославль, Академия развития, 2000.
2. Н.В. Гультяева Ниткография «Солнечная система», «Дошкольное воспитание» №2 – 2004.
3. А.Н. Малышева «Работа с нитками и тканью», Ярославль, Академия
развития, 2001.
4. А. В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах. - КАРО, 2006.
5. О.А. Новиковская «Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет) » Издательство: Паритет, 2008 г.
6. В. Хазнбанк, Э. Хёниш «Сделай сам» издательство Фольк унд Биссен, Берлин, 1990
7. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12; 2012 № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волшебная ниточка
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному труду...
Ниточка к ниточке
Чем же полезно рукоделие? Разная текстура ниток прекрасно стимулирует тактильные ощущения, тем самым развивая мелкую моторику. Оттачивается координация движений, обогащается словарный запас. Яркие нит...
Дополнительное образование кружок "Ниточка- кудесница"
Кружок " Ниточка- кудесница"Цель работы кружка: дать углублённые знания о возможностях ниток, развивать желание овладевать техникой изготовления поделок из ниток, а также осваивать...
НОД (занятие)"Ниточка из прошлого"
Затятие по ознакомлению с окружающим в средней группе...
"Ниточка за ниточкой"
Аппликация из шерстяных ниток...
Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Белая ниточка» с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография с ниточкой
Продолжать учить детей разным нетрадиционными способом рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствую...
Проект "Ниточка за ниточкой"
Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, об...