КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
по художественному труду
«Волшебная ниточка»
Подготовила в рамках аттестации: педагог дополнительного образования Н.Н.Скачкова
МБДОУ ЦРР детский сад – «Танюша»
2012 год
Непосредственная образовательная деятельность с детьми 6-7 лет.
Тема: «Волшебная ниточка»
( Круглый плетеный коврик для сюжетно - ролевой игры «Семья»).
Программное содержание:
Продолжать формировать интерес к народно-прикладному искусству, к окружающему миру людей, животных, предметов быта, необходимых человеку, ценностное отношение к этому миру.
Расширять знания детей о домашних животных, уточнить с которых животных человек получает шерсть, закрепить название старинных предметов (прялка, веретено), при помощи которых в далекие времена пряли нитки из шерсти, рассказать какие предметы одежды можно связать из шерстяных ниток.
Развивать: глазомер, чувство цвета, мелкую моторику, умение переплетать готовую основу на круглых рамках, художественный вкус, творческие способности.
Основные психические процессы: внимание, восприятие, память, мышление.
Связную речь, грамматический строй речи, диалогические способности.
Обогащение словаря: прялка, веретено, кудель, посиделки, крючок, лучина, спицы, рукоделие, прясть, светец, изба.
Активизировать словаря: нитка, рамка, шерсть, переплетать, клубок.
Воспитывать: трудолюбие, как важное средство формирования культуры межличностных отношений, усидчивость, аккуратность, умение оценивать свою работу и работу сверстников, чувство своей значимости и гордости за изготовленную своими руками поделку.
Предварительная работа:
1. Просмотр слайдов «Домашние животные».
2. Беседа о домашних животных.
3. Чтение книги «Клубок, Крючок и Спицы в гостях у малышей», М. Максимова, 1994 г.
4. Дидактическая игра «Что здесь лишнее?» (на закрепление слов: клубок, крючок, спицы, ножницы, иголка, катушки, наперсток, нитки).
5. Разгадывание загадок о предметах, необходимых для рукоделия (на закрепление слов: клубок, крючок, спицы, ножницы, иголка, катушки, наперсток, нитки).
6. Рассматривание:
- альбома «Плетение»;
- предметов, выполненных в технике плетения (лапти, туесок, кружка из бумаги, лапти из лыка, сани, корзинки из шпона и лозы);
- плетеных ковриков, станков для плетения;
- коллекций: «Из чего нить получается», «Нитки».
7. Практическая работа:
- плетение бумажных ковриков, преобразуя их по замыслу в разные предметы, например, кошелек, ваза и т. д.
- наматывание ниток в клубок, игра: «Одень кукле варежки, штанишки, носочки, пальто, шапочку», сматывая нитки разного цвета на плоскостную куклу».
Материал для сюрпризного момента:
- для детей кукла Катя приносит разнос с « сыром» к чаю, а там завелись мыши. Дети берут по одной мышке и вытаскивают их из «сыра». На концах ниток – хвостиков прикреплена маленькая игрушка.
- для гостей цветок по типу «оригами».
Материал для непосредственной образовательной деятельности:
- народные костюмы для детей, для педагога;
- прялка, светец, лучина, емкость с водой, кудель из овечьей шерсти, веретено, круглые рамки, клубки напряденной шерсти;
- кукла Катя в вязаной летней одежде;
- ширма с зимней вязаной одеждой для Кати;
- предметные картинки с изображением домашних животных: коза, овца, кролики, верблюд, собака;
- шерсть вышеперечисленных животных.
Техническое оснащение:
проигрыватель, кассета с записью песни «Коляда» в исполнении группы «Ивана - Купала».
Этапы работы | Ход непосредственной образовательной деятельности | Работа с детьми | Интеграция |
Организационный момент.
(1 минута)
Знакомство с народной традицией собираться на посиделки и рукодельничать.
(1 минута)
Путешествие в прошлое лампочки.
(3 минуты)
Соблюдение правил безопасности.
Знакомство с предметами старины.
(3 минуты)
Наглядно показываю как получается нить.
(1 минута) | Звучит музыка, дети в русских костюмах заходят в мастерскую их встречает Сказительница.
Здороваются с хозяйкой, с гостями, улыбаются. - Дети, гости тоже улыбаются вам. Добрые улыбки гостей помогут нам в работе. Наши гости все рукодельницы, им очень интересно, как дети делают разные поделки. -Я приглашаю вас в музей, в эту волшебную страну. - Дети, подойдите сюда, пожалуйста, садитесь рядом со мной. -Раньше в далекие времена, когда в деревне заканчивались все дела по хозяйству, женщины и мужчины собирались у кого-нибудь в избе на посиделки и рукодельничали, то есть делали вещи своими руками. -Что можно делать своими руками? Предположительные ответы детей: Вязать, вышивать, шить, прясть. -Молодцы!
-А теперь мы свами отправимся в путешествие! Хотите узнать, куда мы отправимся? Для этого вам нужно отгадать загадку: Дом - стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. -Правильно! Это лампочка, значит мы отправляемся в прошлое лампочки. -Закройте глаза и представьте себе, что мы перенеслись на машине времени назад в прошлое. Света в те времена не было как сейчас, люди вставляли лучину в светец и поджигали ее, а чтобы не случился пожар, ставили емкость с водой. / поджигаю лучину, тушу, поливая водой из банки./ -Вот такой раньше был свет.
Мы с нашими героями покажем и расскажем о ниточке, а так как наша страна волшебная, то и ниточка у нас будет необычная. Хозяйка нашего музея-Королева Прялка: -Вы в стране волшебной прялки. Приглашаю вас, друзья Все вы гости для хозяйки, А хозяйка эта-я! /Королева показывает детям прялку/. -Я должна позвать моего помощника. /появляется Веретено/. -Веретено: -Вот и я, меня вы звали, Я на помощь всем приду, Я хочу, чтоб вы узнали, Как умело я пряду. /показывает детям веретено, имитирует нужные движения/. -Королева Прялка: -Прежде чем я буду прясть, Шерсти нужно вам набрать, Можно попросить немного У овечки шерсти дать. -Педагог: У нас ведь волшебная страна, пусть сейчас жездесь появится шерсть./Я вношу кудель шерсти/. -Королева Прялка: Шерсть привязывают к прялке, Чешут редким гребешком, Ловко скручивают нитку Озорным веретеном. /педагог показывает детям, как прядут пряжу и сматывают ее на веретено/. -Вот так получались шерстяные нитки. А теперь их прядут на фабриках, на специальных станках. -Дети, вы помните, кто нам дал вот эту шерсть? -Овечка нам дала эту шерсть. -Правильно овечка или барашек. | -Поднять настроение детей, вызвать интерес к русским костюмам.
-Обогащение словаря
-Вызвать интерес к прошлому лампочки. -Формировать у детей образное мышление.
-Контролировать ситуацию. Охрана жизни и здоровья детей
-Вызвать положительный эмоциональный настрой к предметам глубокой старины.
-Развивать у детей диалогическую речь в стихотворной форме.
-Формировать стремление проявлять себя в разнообразной деятельности: в играх, драматизации.
-Активизация словаря. -Стимулировать развитие любознательности, умение сравнивать, как получали нитки раньше и как их получают сейчас. | музыка
коммуникативность
познание коммуникативность социализация
Здоровье
труд |
Приглашение на выставку.
(1 минута)
Беседа на выставке по предметным картинкам о домашних животных.
(2 минуты) |
Появляется кукла Катя и приглашает детей на выставку. / на одной стороне большой ширмы предметные картинки домашних животных и кусочки шерсти. На другой стороне вещи, связанные из шерсти. Вторая половина закрыта тканью /. - Дети, а еще с каких домашних животных люди получали шерсть? - С овец, собак, кроликов, коз, верблюдов. - Потрогайте шерсть. - Дети, только вы не думайте, что люди обижали животных. Наступала весна, становилось жарко, хозяйки стригли или вычесывали шерсть у животных, а они с радостью расставались с зимней шубой. /Открываю вторую половину ширмы с вязаными вещами/. |
Развитие памяти, интереса к окружающей действительности (к миру животных). |
Коммуникативность.
Социализация.
|
Беседа о вещах, связанных из ниток.
(3 минуты) | - Дети, а что можно связать из ниток? Из волшебной этой нитки Вяжут теплые носки, Варежки, шарфы и шапки. Всем они зимой нужны. -Дети, посмотрите, какие вещи я связала для себя? - Катя, ты связала себе очень красивый топик, юбочку с цветочками, нарядную шапочку и сумку, ты молодец! -Вы все правильно сказали, посмотрите, у меня в руках вот такие предметы. Я вяжу ими разные вещи, как они называются? - Дети, можно про нитки сказать, что они волшебные? - Да, они превращаются в нужные вещи. -Катя предлагает детям заняться этим увлекательным делом и сплести вот такой круглый коврик для игры. /Показывает/. | -Активизация словаря, развитие связной речи. -Заинтересовать детей в изготовлении вязаных вещей для куклы, позже для себя. | художественное творчество |
Физкультминутка в игровой форме.
(3 минуты) | У каждого ребенка на столе лежит «пушинка» -Дети, возьмите «пушинку» за ниточку и подуйте на нее, чтобы она удержалась в воздухе. (Упражнение на дыхание. Закрепление названия пальчиков). - Массаж ладоней и пальцев при помощи ребристого карандаша. - Упражнение с поролоновыми шариками (поочередное сжимание и разжимание шарика). - Сматывание ниток на клубок (левая рука держит клубок, а правая мотает и наоборот. Упражнение на координацию движений). - Следим за «полетом бабочки» (Работа по схеме. Профилактика нарушения зрения). - Массаж ушных раковин-«лепим пельмешки». | - Стимулировать желание детей выполнять разнообразные упражнения в игровой форме. - Развивать коммуникативные способности детей.
| здоровье коммуникативность
|
Практическая часть. Индивидуальная Работа. Игровой прием: «дельфин ныряет». (10 минут)
| -Дети садятся за стол, на столе лежат круглые рамки и клубки ниток. Нужно взять ниточку и вспомнить, как ныряет дельфин. /Покажите/. Нырнул дельфин в промежуток между ниточками, в следующий промежуток вынырнул и так дельфин ныряет и выныривает, пока не пройдет один круг, затем нитку нужно потянуть, чтобы не было дырок и продолжать переплетать, пока не заполнится все пространство. В конце работы дети разрезают парные нитки основы и завязывают их двумя узелками. Коврик готов. | -Закрепить умение переплетать готовую основу на круглых рамках, не пропуская нити, чуть затягивая. -Следить за утомляемостью детей. -Воспитывать чувство гордости и своей значимости.
| художественное творчество
здоровье
социализация |
Оценка детских работ.
(1 минута)
| - Катя спрашивает у детей: «Какую поделку сегодня сделали дети?» - Мы сплели коврики. -Из чего у вас получились такие красивые коврики? -Мы сплели их из шерстяных ниток. -Где можно использовать коврики? -Можно подарить маме, своей кукле и поиграть с ней в игру «семья». -Саша, как ты думаешь, твоей кукле понравится коврик? -Я думаю, понравится, потому, что он красивый и аккуратный. -Чьи коврики тебе нравятся? -Очень аккуратный коврик получился у Алены, у Вити, у Сережи, остальные дети тоже справились. | -Формировать умение детей оценивать свою работу и работу других детей. -Развивать диалогическую речь, мышление, воображение
|
социализация |
Оценка труда педагога и детей. Игровой прием: «прикрепи кружок».
(2 минуты)
| - Дети, вы запомнили, как плести коврики? Если запомнили, то прикрепите на доску красный кружок, если не запомнили, то синий.
| -Формировать умение давать оценку совместному творчеству. |
|
Работа с родителями. Игровой прием: «укрась бабочку».
(1 минута)
| Раздаю детям силуэты бабочек, маленькие клубочки ниток. Бабочки говорят, что их заколдовала злая волшебница. Теперь они стали плоские и некрасивые. -Дети, поможете бабочкам стать красивыми? -Как сделать бабочке туловище? -Намотать нитки на середину. -Успехов вам! | -Участие родителей в воспитании детей. |
|
Сюрпризный Момент. Игровой прием: «мыши в «сыре».
(1 минута)
| Дети дарят гостям цветы, сделанные по типу «оригами». -Катя приготовила вам сюрприз! /На разносе лежит «сыр». В «сыре» большая дыра, её «прогрызли» мыши, а потом туда забрались./ -Дети, давайте вытащим их из «сыра». Дети берут по одной мышке на хвостиках- ниточках маленькие игрушки. Дети благодарят Катю за подарки, прощаются с гостями и под музыку уходят.
| -Воспитывать желание делать приятное людям, быть вежливым, благодарить за поступки, приветствовать и прощаться друг с другом.
| коммуникативность |