Семинар-практикум для воспитателей "Творческий педагог - творческие дети"
материал

Туринкова Татьяна Николаевна

Актуализация творческого, креативного развития воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Тополёк»

р. п.  Дергачи

Семинар-практикум для воспитателей

"Творческий педагог - творческие дети"

Подготовила:

воспитатель I квалификационной категории

Туринкова Т. Н.

Семинар-практикум для воспитателей

"Творческий педагог - творческие дети"

Дата проведения: 25.01.2023 г.

Цель: актуализация творческого, креативного развития воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.

Задачи:

Совершенствовать профессиональное мастерство воспитателей и педагогов ДОУ, формировать у них потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления;

Вовлечь воспитателей и педагогов ДОУ в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;

Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.

Материалы и оборудование: презентация для проведения семинара-практикума, бланки для упражнений «Круги» и «Причины и следствия», мяч.

Ход мероприятия

Здравствуйте, уважаемые коллеги! На просторах интернета я наткнулась на одну очень точную примету: если встретились 2 воспитателя или педагога, то обязательно начинается семинар! Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе так много воспитателей и педагогов.

Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума «Творческий педагог – творческие дети». И сегодня я бы хотела вас познакомить с таким понятием как креативность. Креативность в переводе в английского означает – творить, создавать. Креативность не обязательно связано с такими видами деятельности, как рисование, сочинение стихов или музыки, или игрой на сцене и т. д. Креативность проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, в ситуациях отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющих условия. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.

Итак, «креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человека, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить между индивидами, креативность свойственна всем без исключения…» (Джонсон, 1997 г.)

Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения о воспитания.

 В последние годы укоренилось утверждение, что у творчески работающего воспитателя – творчески развитые дети. Еще В. А. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной деятельности.

Вот послушайте, я нашла одну очень интересную историю, в которой герой обладает ярко выраженной способностью в творчеству.

Во времена Первой мировой войны некому мистеру Херригану жена прислала отчаянное письмо, вот такого содержания. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ мистер Херриган написал ей: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо, конечно же, было вскрыто цензурой, и в дом его жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма в поисках оружия. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Херриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад». «Теперь посади картошку, - ответил ей муж».

Итак, в рамках сегодняшнего семинара-практикума с я вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Невозможно говорить о творчестве отдельно от педагога! «Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Наше время – время контрастов. С одной стороны, жизнь - шаблонные действия, ритуалы и правила. Рутина заставляет плыть по течению. С другой стороны, наше время – время перемен. Оно задает высокую планку успешному человеку, это и

- способность быстро анализировать ситуацию,

- находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,

- умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе,

- оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.

К решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. И именно этому учатся дети у нас – своих наставников. Педагог – это не просто профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста. Весьма наглядной в этом отношении является притча.

«В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: — Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!

Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!»

 Уверена, что и нам тоже некогда и незачем «ржаветь».

И сегодня в раках семинара с элементами тренинга я предлагаю вам поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым поднять свой профессиональный уровень.

Коллеги, предлагаю вам легкую «интеллектуальную разминку». У вас на столе находится карточка со словом «творчество».

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «творчество»? Напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова, при этом они могут представлять любую часть речи.

Т – талант, терпение

В – восторг, великолепие

О – оригинальность, организованность

Р – развитие, результат, развития интуиция

Ч – чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность

Е – единство, единение

С – стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай,

соперничество, совершенствование, скорость, способность

Т – труд, тандем

В – вспышка

О – осведомленность, откровенность

Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.

И сейчас я перейду к практической части своего выступления. И первое наше упражнение называется «Мячик».

Упражнение «Мячик».

Цель: включение учащихся в активную деятельность; тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы.

Ход упражнения: Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перекидывают друг другу мячик. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «земля», «воздух». Поймавший мяч должен сказать соответственно название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного. Мяч должен побывать в руках у каждого.

Рефлексия: Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами.

Упражнение «Реклама»

Цель: тренировка качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость).

Ход упражнения: командам дается бросовый и никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 3 новых необычных способа применения этого предмета.

  1. Пустая консервная банка
  2. Пустая картонная коробка
  3. Перегоревшая лампочка

Упражнение «Круги».

Цель: развитие особенностей невербальных компонентов воображения (гибкость, оригинальность).

Материалы для упражнения: бланк с изображением 10 кругов диаметром 3 см.

Ход упражнения.  Ваша задача: за определенное время дорисовать круги так, чтобы получилась картинки. Рисовать можно как с внутренней стороны круга, так и с внешней стороны. Можно объединять 2 и более кругов в одну картинку, но это будет считаться за одно изображение.

Упражнение «Образно-ассоциативное мышление»

Цель: умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами.

На слайде изображены картинки. Воспитателям нужно составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения.

Возможные варианты ответов:

1 группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока);

2 группа: транспорт (машина, лодка)

3 группа: деревянные предметы (лодка, гитара);

4 группа: предметы, в которые можно налить жидкость (пакет сока, ведро)

5 группа: металлические предметы (машина, ведро)

6 группа: могут плавать (рыба, лодка)

7 группа: предметы, сделанные человеком (гитара, ранец, пакет сока, машина, ведро, лодка)

8 группа: природа (ель, рыба)

- Молодцы!

Вы очень творческие люди, в этом никто не усомнится.

Рефлексия.

И напоследок хочу вам рассказать ещё одну притчу. “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать личность: любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение; готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Организация совместной деятельности педагога и детей с учётом гендерного подхода к воспитанию»

Основная задача гендерного воспитания прописана в ФГОС ДО, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерн...

Семинар-практикум «Творческий педагог-творческие дети»

Семинар-практикум «Творческий педагог-творческие дети»Дата: 30.10.2018 годаЦель: формировать креативное мышление, повысить свой  профессиональный уровень.Добрый день, уважаемые коллег...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей и педагогов ДОУ "Творческий педагог - творческие дети"

Цель: актуализация творческого, креативного потенциала воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.Задачи:Совершенствовать профессиональное м...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Творческий педагог - творческие дети»

Цель: актуализация творческого, креативного потенциала воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности....

Семинар-практикум для педагогов "Творческие педагоги - творческие дети"

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен заже...

Выступление на районном семинаре-практикуме «Творческий педагог – творческие дети» Тема выступления: «Творческий педагог – какой он?»

laquo;Творчество»… - слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Творчество служит человеку для его саморазвития, само...

Семинар-практикум для педагогов «Творческий педагог-творческие дети»

Актуализация творческого и креативного развития педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности....