Родительское собрание учителя-логопеда в средней логопедической группе
методическая разработка (средняя группа)

Юсова Лариса Алексеевна

Методическая разработка для учителей-логопедов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_sredney_log._gr.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Родительское собрание в средней логопедической группе

                                                                     Ход собрания

1.      Вводное слово.

ЛОГОПЕД: Добрый день, уважаемые родители,  я очень рада вас видеть!

Наша группа называется речевой или логопедической. Поэтому, помимо воспитателей, с детьми занимается логопед. Зовут меня Лариса Алексеевна, в детском саду я работаю логопедом вот уже 26 лет. Мои первые воспитанники давно закончили школу.

2.      Характеристика детей с ОНР.  

Какие дети занимаются в логопедической группе? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи.

В конце младшей группы ваши дети  проходили  ТПМПК, которая-

1.Обследует ребенка;
2. Если у него выявляются речевые проблемы, прописывает для него  специальную образовательную программу для детей с нарушением речи;
3. Рекомендует занятия с логопедом, посещение логопедической группы (на 2 года).


АООП  ДО детей с ТНР предполагает  формирование всех  компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь.

Особенности коррекционной работы в группе.  

 В каждой логопедической группе свои коррекционные  задачи (речевые задачи) с последующим усложнением.
Ввиду того, что у нас 3 логопедических группы, работа логопеда распределяется согласно общему расписанию следующим образом:

Индивидуальные занятия  учитель-логопед начинает проводить со старшей логопедической группы и продолжает данную работу в подготовительной логопедической группе (подготовка детей к школе).
В средней логопедической группе
мы подготавливаем речевой аппарат  к правильному произношению всех звуков,  развиваем речевой слух, работаем над  правильным дыханием, работаем  с пальчиками. Речевой аппарат ребенка в силу своего возраста, еще недостаточно развит.  

Направления работы:

Работа логопеда и педагогов нашей группы  проводится по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения

- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);

- фонематического слуха, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

-  грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму; 

- развитие связной речи, подразумевающее   умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

            

Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач.

Сентябрь-октябрь-ноябрь, 1 период обучения
Сентябрь  по программе - это диагностика общего и речевого развития,
Занятия в средней группе начинаются с 01.10.
Мы занимаемся по программе третий месяц, Сейчас 2 период обучения
(декабрь-январь-февраль).
Занятия строятся по темам. На каждую неделю учебного года есть своя тема, например – одежда, обувь, осень, животные.

Всю неделю дети с воспитателями расширяют представления по теме,

 а с логопедом на материале этой темы расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковая гимнастика, су-джок –терапия(игры со специальными массажными мячиками).

                         

                           Мастер-класс для родителей

1. Артикуляционная гимнастика

 2. Игры с массажными мячиками.

Очень важной в коррекции речевых нарушений является артикуляционная гимнастика.

 Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Каждое занятие мы начинаем с гимнастики для языка. Я хочу, чтобы вы сейчас тоже попробовали их выполнить, как выполняют это ваши дети.

 
Упражнения для губ

1.«Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
          Зубы ровно мы смыкаем,
         
И заборчик получаем.

2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

            Мои губы – трубочка

           Превратились в дудочку.

3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

Свои губы прямо к ушкам  растяну я, как лягушка.

А теперь - слонёнок я, видишь – хобот у меня.

Мне понравилось играть, повторю я всё опять.

Упражнения для щек

1. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

2. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

3. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

 (выработка положения языка и удержание позы)

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
                          На губу язык клади,

                          Пя-пя-пя произноси.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
                      Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
                   Язык широкий положи, его края приподними.

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
                   Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
                   

Динамические упражнения для языка

(выработка координации и точности движений)

1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого  к уголкам рта.
                  Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
                 Словно маятник часов покачаться он готов.

2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
                  На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
                  Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.

4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

                   Чищу зубы я снаружи,
                  Чищу зубы я внутри.

                   Чтобы зубы не болели,
                  Не темнели, чтоб они.

6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
                         Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
                         Я копытцем постучу!  Цок-цок-цок.
                         Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.

7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
                           Красить потолок пора,
                           Пригласили маляра.
                          Ниже челюсть опускаем,
                          Язык к нёбу поднимаем.
                         Проведём вперёд – назад –

                         Наш маляр работе рад.

8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
                          Ох, и вкусное варенье!
                         Жаль осталось на губе.
                         Язычок я подниму,
                         И остатки оближу.

                                                      Советы логопеда

  1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
    Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, овощи и фрукты, хлеб с корочками, кусковое мясо.

Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

  1. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
  2. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
  3. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
  1. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  2. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
  3. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.
  4. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек  ценен индивидуален. 

Надеюсь, что мои советы будут интересны и полезны вам, уважаемые родители, и помогут решить проблемы речевых нарушений у вашего ребенка.

Логопед раздает родителям буклеты «Артикуляционная гимнастика дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Родительское собрание учителя - логопеда "Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»План  проведения:1.Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? Зачем нужен логопед?2.Осо...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями средней логопедической группы.

Для получения лучших результатов у детей нарушением речи в логопедической группе необходима взаимосвязь логопеда с воспитателями. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми средней логопедической группы ГБДОУ д/сад комбинированного вида № 41 Московского района. Учитель-логопед: Васе...

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ГРУППЕ компенсирующей направленности для детей с ТНР

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической пр...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

"Содержание дистанционного родительского собрания №2 в младше-средней логопедической группе ГБДОУ компенсирующего вида"

Методическая разработка в форме презентации содержит слайды по основным пунктам повестки, обязательным для ознакомления родителей на 2м дистанционном родительском собрании в логопедической группе....