Рабочая Программа фольклорного ансамбля "Родничок"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Ефремова Наталия Викторовна
Программа предназначена для дополнительных занятий с детьми 5-7 лет по освоению фольклорного репертуара. Такие занятия проводятся во второй половине дня в помещении музыкального зала и русского музея детского сада " Изба".

Скачать:


Предварительный просмотр:

  .

                   Рабочая программа фольклорного ансамбля « РОДНИЧОК»                                                                                                          

                        (Группы  общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет)

                     Музыкальный руководитель  Ефремова Наталия Викторовна

            Рабочая программа по разделу «фольклорная деятельность»

Автор: Ефремова Н.В. музыкальный руководитель ГБОУ школа № 1527 СП « Кораблик»

                                             Пояснительная записка

Художественно- эстетическое воспитание занимает одно из важных  мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др..

Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие. Первое-формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие-приобщение к искусству и художественной деятельности. Под влиянием окружающей среды у ребенка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.

Богатейшее поле  для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет фольклорная деятельность. В связи с этим  в ДОУ введены дополнительные занятия по фольклорной деятельности. Настоящая программа описывает курс подготовки по фольклорной деятельности детей дошкольного возраста 5— 7 лет.

                                            Цель программы

     — развитие творческих способностей детей средствами фольклорного искусства.

                                Воспитательно-образовательные задачи:

1 Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких.

2. Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю , его традициям и обычаям.

3. Развитие музыкальных умений и навыков в ансамблевой деятельности детей.

Организация работы по реализации программы проводится по трем направлениям:

1 Занятия познавательного цикла. ( в помещении « Избы» и музык. зала).

2. Организация и проведение календарных народных праздников и досугов.

3. Совместная деятельность взрослых и детей.

   Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год:  вводный— в октябре, итоговый— в мае.

Программа составлена с учетом реализации  межпредметных связей по разделам.

1 «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному танцу, отмечая ее разнохарактерное  содержание  и тд.

2.«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясна дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

-  Занятия познавательного цикла

Целесообразно использовать для такого рода занятий специально оборудованное помещение « Изба», где дети погружаются в атмосферу старины.

Занятия  раскрывают, так называемый,  основной сюжет года. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики и взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, потешками , пословицами, произведениями устного народного творчества и народным фольклором.

    -  Совместная деятельность педагога и детей.

Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений   будет убедительно доказана, если вместе с детьми устроить,например, « капустник», на  котором можно  и дело сделать, и повеселиться.

Самостоятельная деятельность детей.

Взрослый создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации  творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной взрослым познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной деятельности.

Дополнительные занятия в ансамбле предполагают  комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1 « Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2 « Народная песня».

Раздел 3 «Игровой фольклор».

Раздел 4 « Хоровод».

    Раздел 5 « Игра на детских музыкальных инструментах»

Занятия проводятся 1 раза в неделю. Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих и музыкальных  навыков.

                                          Содержание программы  ансамбля.

Раздел I« Детский музыкальный фольклор»

.Тема 1. « Потешки , приговорки, заклички».

Жанровое  разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него.

       Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

Тема2 « Колыбельные песни, пестушки».

Предназначение данных произведений. Постижение народно- попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

Тема3 « Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора- использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания ,голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

Раздел II« Народные песни».

Тема 1 « Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

Тема2 « Свадебные песни».

Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями

свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник).  Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально – образном содержании песни.

Тема 3 «Лирическая песня».

Жанровое разнообразие (грустные и удалые;  печальные и  мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса.

Тренировка дыхания. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.

Раздел III« Игровой фольклор».

Тема 1 Песенный припев.

Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.

Тема 2 « Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен.

Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

Раздел IV « Хоровод». Тема 1, 2 « Виды хороводов. Основные элементы русского  хоровода».

Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).

Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально - игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

Раздел V« Игра на детских музыкальных инструментах».

Тема 1 « Знакомство с народными инструментами».

Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов.  Знакомство с элементами нотной грамоты.

Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.

Тема 2 « Ансамблевая игра».

Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.

                               Календарный  план работы детского ансамбля

ОКТЯБРЬ

Занятие 1 (помещение « Изба»)

1 Беседа о календарных песнях.

Слушание песни (по усмотрению музыкального руководителя).

2 Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим».

3 Игра « Вейся, Капустка», « Пугало» и др.

4 Игра на детских музыкальных инструментах (шумовых).

Занятие 2

1 Слушание (по усмотрению музыкального руководителя)

Беседа о содержании песни, особенностях ее исполнения.

2 Распевание. Закличка « Осень, осень в гости просим».

3 Разучивание слов к хороводу « Как пошли наши подружки».

4 Игра « Вейся, Капустка», « Пугало».

Занятие 3

1.Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки».

2.Беседа о свадебных, обрядовых песнях. Слушание песни « Ой, где был сокол?». Знакомство со звеньями свадебной игры.

3 Игра « Колечко»

4 Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой или др

 Занятие 4 1.Обучение элементам нотной грамоты.(рнп «Лесенка»).

2.Хоровод « Как пошли наши подружки».

3

Слушание «Ой, где был сокол?». Выделение эпитетов, метафор, поэтических параллелей (невеста - белая лебедушка, молодая яблонька; жених  сизый селезень, ясный сокол). Своеобразие мелодии, поэтического изложения.

4 Игра « Колечко».

НОЯБРЬ

Занятие 1

1 Обучение элементам нотной грамоты.

2 Разучивание частушек.

3 Хоровод « как пошли наши подружки».

4 Игра « Мельница»

Занятие 2

1 Исполнение частушек.

2 Игра на детских музыкальных инструментах.

3 Хоровод « Как пошли наши подружки».

4 Игра « Мельница».

Занятие3  Проведение фольклорного досуга  « ОСЕНИНЫ ». С участием взрослых и детей.

Занятие 4

1 Беседа о прошедшем празднике.

2 Разучивание песни « Говорят у нас вот так!».

3 Игры по желанию детей.

ДЕКАБРЬ

Занятие 1

 1 Беседа о празднике « Святки» (от Рождества до Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.

2.Разучивание Рождественских колядок.

3 Разучивание слов к хороводу « Ой ты, зимушка-зима». Повторение знакомых песен.

4 Игра « Пирог» или « Коляда».

Занятие2

1 Слушание « Авсень– коляда». Беседа о содержании песни, характер ее исполнения.

2 Разучивание Рождественских колядок (для скупых хозяев).

3 Хоровод « Ой, ты, зимушка – зима!».

4 Игра на детских музыкальных инструментах.

Занятие 3

1 Слушание « Авсень - коляда».

2  Разучивание прибаутки « Зайка белый».

З .Хоровод « Ой ты, зимушка - зима».

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

Зантятие 4

1  Хоровод « Ой ты, зимушка - зима»

2 Повторение Рождественских колядок.

3 Игра на детских музыкальных инструментах.

4 Игра « Метелица».

 ЯНВАРЬ

Рождественские каникулы.

Фольклорный праздник. « Всех зовем  на наши Святки».

Занятие1

1 Слушание « В низенькой светелке». Определить характер песни, ее содержание.

2 Разучивание песни « Как повадился коток». Повторение песен по желанию детей.

3 Игра « Льдинка».

Занятие2

1 Слушание « В низенькой светелке ».

2 Хоровод « Ой ты, Зимушка - зима».

3 Песня « Как повадился коток». « Говорят у нас вот так!».

4 Игра « Льдинка».

Занятие3

1 Беседа о колыбельных песнях. Слушание « Баю – баюшки - баю».

2 Разучивание пестушки.

3 Исполнение знакомых песен.

4 Игра « Мельница».

ФЕВРАЛЬ

Занятие 1

Песни: « Шел  Ванюша».

3 Повторение песни «Как повадился коток».

4 Игра -хоровод « Всем, Надюша, расскажи».

Занятие 2

1 Беседа о празднике « Масленица», о .традициях, обрядах. Слушание

2 «Выходила наша Масленица».

3 Разучивание приговорок « Подай, тетенька , блина», « Блин - блиночек».

4 Игра « Горшок».

Занятие 3

1 Слушание « Выходила наша Масленица».

 2 Разучивание слов к хороводу « А мы масленицу провожали».

3 Повторение прибауток, приговорок к масленице».

4 Игра « Горшок».

Занятие 4

1.Разучивание песни «Блины».

2.Хоровод « А мы Масленицу провожали».

3 Игра « Сковорода»

МАРТ

Занятие1

1 .Заучивание закличек о весне.

2.Пение « Блины», « Шел3 Ванюша», « Как повадился коток».

3 .Хровод « А мы Масленицу провожаем».

4 Игра « Горшок».

Занятие 2

Праздник «Масленица - кривошейка»

Занятие 3

1Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим временем года. Слушание « Уж я сею - высеваю».

2 Разучивание слов к хороводу « Идет Матушка Весна».

3 Повторение знакомых песен.

4 Игра « Колечко».

Занятие 4

1.Слушание « Уж я сею - высеваю».

2.Разучивание песни « Ой, сад во дворе».

3.Хоровод « Идет Матушка Весна».

4.Игра « Капустка».

Апрель

Занятие 1.

1.Слушание дразнилок, заучивание « Лентяй - лентяй».

2.Пение « Ой, сад во дворе», « Шѐл, Ванюша».

   3.Игра на детских музыкальных инструментах.

  4.Хоровод « Идѐт Матушка - Весна».

Занятие 2.

Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми. 2.Разучивание пасхальных приговорок.

  1. . Повторение знакомых песен.

4. Игра « Ручеѐк».

Занятие 3.

Праздник « Пасха Христова»

Май

Занятие 1.

1.Слушание песни « Утушка - луговая».

2 Заучивание заклички « Дождик, дождик, поливай!»

  1. Хоровод « Вот уж скоро лето».

4.Игра на детских музыкальных инструментах.

  • Игра « Ручеѐк».

Занятие 2

1.Слушание « Утушка - луговая».

    2 Разучивание песни « Я ль по садочку похаживала».

    3.Повторение закличек.

    4. Игра - хоровод « Всем, Надюша, расскажи».

Занятие 3.

1.Слушание колыбельной песни « Вы не дуйте, буйны ветры».

2.Разучивание песни к игре « Пчѐлы». 3.Пение частушек.

4.Игра на детских музыкальных инструментах.

  • Игра в « Ворона»

Занятие 4.

1.Слушание колыбельной песни « Вы не дуйте, буйны ветры».

   2.Заучивание пестушки « Мое дитятко в дому».

  3.Исполнение частушек.

  4. Игра на детских музыкальных инструментах.

  • Игра « Пчѐлы».

Фольклорный досуг « У Околицы»

Мониторинг уровня развития детей в музыкальном фольклоре.

Диагностика выделенных показателей проводилась в форме индивидуальных и фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанных заданий.

Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором.

  1. Наличие элементарных знаний о народных традициях
  2. Знание народных инструментов
  3. Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)

  1. Багаж народных игр

  1. Формирование певческих навыков
  2. Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора
  3. Художественно творческое развитие.

Список литературы.

  1. Праздник каждый день. И. Каплунова, И. Новоскольцева.

  1. Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста: пособие для практ. Работников ДОУ/ Н. В. Зарецкая. -4 –е изд. – М. : Айрис – пресс, 2006.

  1. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика –Синтез, 2005. – 152 с.

  1. Музыкальные игры и пляски в детском саду. Редактор Н. М. Шереметьева.

  1. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Осень – зима. – Волгоград: Учитель, 2003.- 84 с.

  1. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки/ Сост. Н. Н. Доломанова, - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112 с.

  1. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительные группы. – М.: ВАКО, 2007. – 256с.

  1. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ «Лада»», 2006. -
  1. с.

9 Весѐлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3 -10 лет. / Бердникова Н. В. Худож. Афончива Е. А. – Ярославль: Академия развития, 2005.- 224с.

  1. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развесѐлый хоровод./ Михайлова М. А.; худож. - В. Н. Курова. Ярославль: Академия развития, 2005. -224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа фольклорного кружка по развитию певческих навыков «Ладушки»

Народное песенное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Взрослые,  детские народные песни, попевки, и колыбельные предлагают детям обширный круг поэтических а...

Рабочая программа кружка «Солнышко» (фольклорно-патриотическое направление)

В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...

Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.

Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Рабочая программа фольклорной студии

Фольклор в силу своей специфики, многофункциональности и синкретизма создает прекрасные условия для вовлечения детей в разнообразную творческую деятельность и развития их креативных способностей.Литер...

Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).

Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...