Рабочая Программа фольклорного ансамбля "Родничок"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
.
Рабочая программа фольклорного ансамбля « РОДНИЧОК»
(Группы общеразвивающей направленности от 5 до 7 лет)
Музыкальный руководитель Ефремова Наталия Викторовна
Рабочая программа по разделу «фольклорная деятельность»
Автор: Ефремова Н.В. музыкальный руководитель ГБОУ школа № 1527 СП « Кораблик»
Пояснительная записка
Художественно- эстетическое воспитание занимает одно из важных мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др..
Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие. Первое-формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе - художественное развитие-приобщение к искусству и художественной деятельности. Под влиянием окружающей среды у ребенка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно.
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет фольклорная деятельность. В связи с этим в ДОУ введены дополнительные занятия по фольклорной деятельности. Настоящая программа описывает курс подготовки по фольклорной деятельности детей дошкольного возраста 5— 7 лет.
Цель программы
— развитие творческих способностей детей средствами фольклорного искусства.
Воспитательно-образовательные задачи:
1 Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких.
2. Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю , его традициям и обычаям.
3. Развитие музыкальных умений и навыков в ансамблевой деятельности детей.
Организация работы по реализации программы проводится по трем направлениям:
1 Занятия познавательного цикла. ( в помещении « Избы» и музык. зала).
2. Организация и проведение календарных народных праздников и досугов.
3. Совместная деятельность взрослых и детей.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год: вводный— в октябре, итоговый— в мае.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1 «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному танцу, отмечая ее разнохарактерное содержание и тд.
2.«Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясна дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
- Занятия познавательного цикла
Целесообразно использовать для такого рода занятий специально оборудованное помещение « Изба», где дети погружаются в атмосферу старины.
Занятия раскрывают, так называемый, основной сюжет года. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики и взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, потешками , пословицами, произведениями устного народного творчества и народным фольклором.
- Совместная деятельность педагога и детей.
Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений будет убедительно доказана, если вместе с детьми устроить,например, « капустник», на котором можно и дело сделать, и повеселиться.
Самостоятельная деятельность детей.
Взрослый создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной взрослым познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной деятельности.
Дополнительные занятия в ансамбле предполагают комплексное изучение следующих разделов:
Раздел 1 « Детский музыкальный фольклор».
Раздел 2 « Народная песня».
Раздел 3 «Игровой фольклор».
Раздел 4 « Хоровод».
Раздел 5 « Игра на детских музыкальных инструментах»
Занятия проводятся 1 раза в неделю. Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих и музыкальных навыков.
Содержание программы ансамбля.
Раздел I« Детский музыкальный фольклор»
.Тема 1. « Потешки , приговорки, заклички».
Жанровое разнообразие обращение к различным видам природы; о животных; о материнской любви, ласке; о частях тела. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него.
Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.
Тема2 « Колыбельные песни, пестушки».
Предназначение данных произведений. Постижение народно- попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.
Тема3 « Считалки, дразнилки, частушки».
Цель данного вида фольклора- использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания ,голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.
Раздел II« Народные песни».
Тема 1 « Календарные песни».
Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Учить детей в пределах кварты точно передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.
Тема2 « Свадебные песни».
Особенности поэтического изложения и мелодии. Знакомство со звеньями
свадебной игры (сватовство, смотрины, девичник). Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Различение выразительных средств музыки - темп, динамика, регистр. Выявление их роли в создании музыкального образа. Умение сравнивать произведения различных жанров. Учить детей высказываться об эмоционально – образном содержании песни.
Тема 3 «Лирическая песня».
Жанровое разнообразие (грустные и удалые; печальные и мужественные). Развивать умение детей свободно и непринужденно вести мелодическую линию, не теряя звонкости и полетности голоса.
Тренировка дыхания. Учить петь выразительно, используя различные интонации, исполнительские краски. Следить за правильным, четким произношением слов. Учить контролировать слухом качество пения.
Раздел III« Игровой фольклор».
Тема 1 Песенный припев.
Его основная функция (связь частей, задачи игры, концовка). Отработка навыков пения. Передача образа, характера в пении.
Тема 2 « Движения, театрализованное действо».
Работа над движениями, диалогами к играм. Двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен.
Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.
Раздел IV « Хоровод». Тема 1, 2 « Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода».
Виды хороводов; хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета).
Обработка хореографических движений. Добиваться выразительной передачи танцевально - игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.
Раздел V« Игра на детских музыкальных инструментах».
Тема 1 « Знакомство с народными инструментами».
Классификация народных инструментов. Учить детей владению элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различным способом звукоизвлечения. Учить определять тембр музыкальных инструментов. Знакомство с элементами нотной грамоты.
Игра на музыкальных инструментах по одному и группами, подчеркивая ритмическое и тембровое разнообразие музыки.
Тема 2 « Ансамблевая игра».
Учить детей контролировать себя в данном виде деятельности, подстраиваться к игре своих товарищей, соблюдая ритмический рисунок музыкального произведения. Самостоятельно начинать и заканчивать игру на детских музыкальных инструментах, в соответствии с частями произведения, его вариациями.
Календарный план работы детского ансамбля
ОКТЯБРЬ
Занятие 1 (помещение « Изба»)
1 Беседа о календарных песнях.
Слушание песни (по усмотрению музыкального руководителя).
2 Разучивание заклички «Осень, осень в гости просим».
3 Игра « Вейся, Капустка», « Пугало» и др.
4 Игра на детских музыкальных инструментах (шумовых).
Занятие 2
1 Слушание (по усмотрению музыкального руководителя)
Беседа о содержании песни, особенностях ее исполнения.
2 Распевание. Закличка « Осень, осень в гости просим».
3 Разучивание слов к хороводу « Как пошли наши подружки».
4 Игра « Вейся, Капустка», « Пугало».
Занятие 3
1.Разучивание хоровода «Как пошли наши подружки».
2.Беседа о свадебных, обрядовых песнях. Слушание песни « Ой, где был сокол?». Знакомство со звеньями свадебной игры.
3 Игра « Колечко»
4 Знакомство с русским народным инструментом – трещоткой или др
Занятие 4 1.Обучение элементам нотной грамоты.(рнп «Лесенка»).
2.Хоровод « Как пошли наши подружки».
3
Слушание «Ой, где был сокол?». Выделение эпитетов, метафор, поэтических параллелей (невеста - белая лебедушка, молодая яблонька; жених сизый селезень, ясный сокол). Своеобразие мелодии, поэтического изложения.
4 Игра « Колечко».
НОЯБРЬ
Занятие 1
1 Обучение элементам нотной грамоты.
2 Разучивание частушек.
3 Хоровод « как пошли наши подружки».
4 Игра « Мельница»
Занятие 2
1 Исполнение частушек.
2 Игра на детских музыкальных инструментах.
3 Хоровод « Как пошли наши подружки».
4 Игра « Мельница».
Занятие3 Проведение фольклорного досуга « ОСЕНИНЫ ». С участием взрослых и детей.
Занятие 4
1 Беседа о прошедшем празднике.
2 Разучивание песни « Говорят у нас вот так!».
3 Игры по желанию детей.
ДЕКАБРЬ
Занятие 1
1 Беседа о празднике « Святки» (от Рождества до Крещения), о традициях, обычаях, обрядах, которые проводились в эти дни.
2.Разучивание Рождественских колядок.
3 Разучивание слов к хороводу « Ой ты, зимушка-зима». Повторение знакомых песен.
4 Игра « Пирог» или « Коляда».
Занятие2
1 Слушание « Авсень– коляда». Беседа о содержании песни, характер ее исполнения.
2 Разучивание Рождественских колядок (для скупых хозяев).
3 Хоровод « Ой, ты, зимушка – зима!».
4 Игра на детских музыкальных инструментах.
Занятие 3
1 Слушание « Авсень - коляда».
2 Разучивание прибаутки « Зайка белый».
З .Хоровод « Ой ты, зимушка - зима».
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
Зантятие 4
1 Хоровод « Ой ты, зимушка - зима»
2 Повторение Рождественских колядок.
3 Игра на детских музыкальных инструментах.
4 Игра « Метелица».
ЯНВАРЬ
Рождественские каникулы.
Фольклорный праздник. « Всех зовем на наши Святки».
Занятие1
1 Слушание « В низенькой светелке». Определить характер песни, ее содержание.
2 Разучивание песни « Как повадился коток». Повторение песен по желанию детей.
3 Игра « Льдинка».
Занятие2
1 Слушание « В низенькой светелке ».
2 Хоровод « Ой ты, Зимушка - зима».
3 Песня « Как повадился коток». « Говорят у нас вот так!».
4 Игра « Льдинка».
Занятие3
1 Беседа о колыбельных песнях. Слушание « Баю – баюшки - баю».
2 Разучивание пестушки.
3 Исполнение знакомых песен.
4 Игра « Мельница».
ФЕВРАЛЬ
Занятие 1
Песни: « Шел Ванюша».
3 Повторение песни «Как повадился коток».
4 Игра -хоровод « Всем, Надюша, расскажи».
Занятие 2
1 Беседа о празднике « Масленица», о .традициях, обрядах. Слушание
2 «Выходила наша Масленица».
3 Разучивание приговорок « Подай, тетенька , блина», « Блин - блиночек».
4 Игра « Горшок».
Занятие 3
1 Слушание « Выходила наша Масленица».
2 Разучивание слов к хороводу « А мы масленицу провожали».
3 Повторение прибауток, приговорок к масленице».
4 Игра « Горшок».
Занятие 4
1.Разучивание песни «Блины».
2.Хоровод « А мы Масленицу провожали».
3 Игра « Сковорода»
МАРТ
Занятие1
1 .Заучивание закличек о весне.
2.Пение « Блины», « Шел3 Ванюша», « Как повадился коток».
3 .Хровод « А мы Масленицу провожаем».
4 Игра « Горшок».
Занятие 2
Праздник «Масленица - кривошейка»
Занятие 3
1Беседа о приходе весны и о быте крестьян, труде, связанным с этим временем года. Слушание « Уж я сею - высеваю».
2 Разучивание слов к хороводу « Идет Матушка Весна».
3 Повторение знакомых песен.
4 Игра « Колечко».
Занятие 4
1.Слушание « Уж я сею - высеваю».
2.Разучивание песни « Ой, сад во дворе».
3.Хоровод « Идет Матушка Весна».
4.Игра « Капустка».
Апрель
Занятие 1.
1.Слушание дразнилок, заучивание « Лентяй - лентяй».
2.Пение « Ой, сад во дворе», « Шѐл, Ванюша».
3.Игра на детских музыкальных инструментах.
4.Хоровод « Идѐт Матушка - Весна».
Занятие 2.
Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми. 2.Разучивание пасхальных приговорок.
- . Повторение знакомых песен.
4. Игра « Ручеѐк».
Занятие 3.
Праздник « Пасха Христова»
Май
Занятие 1.
1.Слушание песни « Утушка - луговая».
2 Заучивание заклички « Дождик, дождик, поливай!»
- Хоровод « Вот уж скоро лето».
4.Игра на детских музыкальных инструментах.
- Игра « Ручеѐк».
Занятие 2
1.Слушание « Утушка - луговая».
2 Разучивание песни « Я ль по садочку похаживала».
3.Повторение закличек.
4. Игра - хоровод « Всем, Надюша, расскажи».
Занятие 3.
1.Слушание колыбельной песни « Вы не дуйте, буйны ветры».
2.Разучивание песни к игре « Пчѐлы». 3.Пение частушек.
4.Игра на детских музыкальных инструментах.
- Игра в « Ворона»
Занятие 4.
1.Слушание колыбельной песни « Вы не дуйте, буйны ветры».
2.Заучивание пестушки « Мое дитятко в дому».
3.Исполнение частушек.
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
- Игра « Пчѐлы».
Фольклорный досуг « У Околицы»
Мониторинг уровня развития детей в музыкальном фольклоре.
Диагностика выделенных показателей проводилась в форме индивидуальных и фронтальных исследований при выполнении детьми специально разработанных заданий.
Уровни владения детьми народным музыкальным фольклором.
- Наличие элементарных знаний о народных традициях
- Знание народных инструментов
- Владение основами малого фольклора (потешки, считалки, поговорки)
- Багаж народных игр
- Формирование певческих навыков
- Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора
- Художественно творческое развитие.
Список литературы.
- Праздник каждый день. И. Каплунова, И. Новоскольцева.
- Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста: пособие для практ. Работников ДОУ/ Н. В. Зарецкая. -4 –е изд. – М. : Айрис – пресс, 2006.
- Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика –Синтез, 2005. – 152 с.
- Музыкальные игры и пляски в детском саду. Редактор Н. М. Шереметьева.
- Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 1. Осень – зима. – Волгоград: Учитель, 2003.- 84 с.
- Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки/ Сост. Н. Н. Доломанова, - М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112 с.
- Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительные группы. – М.: ВАКО, 2007. – 256с.
- Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ «Лада»», 2006. -
- с.
9 Весѐлая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3 -10 лет. / Бердникова Н. В. Худож. Афончива Е. А. – Ярославль: Академия развития, 2005.- 224с.
- Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развесѐлый хоровод./ Михайлова М. А.; худож. - В. Н. Курова. Ярославль: Академия развития, 2005. -224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа фольклорного кружка по развитию певческих навыков «Ладушки»
Народное песенное творчество является значительной частью культурного опыта человека. Взрослые, детские народные песни, попевки, и колыбельные предлагают детям обширный круг поэтических а...
Рабочая программа кружка «Солнышко» (фольклорно-патриотическое направление)
В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...
Рабочая программа фольклорного кружка «ОБУГЭ СИТИМЭ» для детей с 3 до 6 лет дошкольного возраста. Тип программы: Образовательная программа дополнительного образования.
Этнокультурная направленность образования в Республики Саха (Якутия) является неотъемлемой частью образовательной деятельности, обеспечивающей приобщение обучающихся к ценностям культуры народов, прож...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Рабочая программа фольклорной студии
Фольклор в силу своей специфики, многофункциональности и синкретизма создает прекрасные условия для вовлечения детей в разнообразную творческую деятельность и развития их креативных способностей.Литер...
Дополнительная программа фольклорного кружка «Ладушки» для детей второй младшей группы Рабочая программа предназначена для детей 3-4 лет (вторая младшая группа).
Данный вид кружковой деятельности рекомендуется 10-15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю всего 38 занятий Организация развивающей предметно-пространственной среды.В группе организов...