Проект Тема: «Развитие связной речи детей 5 – 6 лет средствами малых форм фольклора»
проект (старшая группа)
Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvitie_svyaznoy_rechi_detey_5_-_6_let_sredstvami_malyh_form_follora.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по направлению физическое развитие детей № 31 «Родничок»
607039, Нижегородская область, город Выкса, мкр. Дружба, пос. Дружба, здание № 29-А
Телефон 8(831)77-72-2-04 Е-Маil: MDOU31-Druzhba@yandex.ru
Проект
Тема: «Развитие связной речи детей 5 – 6 лет средствами малых форм фольклора»
Выполнила :
воспитатель Коноплёва И.В.
2018 г.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (сентябрь – октябрь 2018г.)
- Практический (ноябрь 2018 г. – март 2019 г.)
- Аналитико – обощающий (апрель – май 2019 г )
Паспорт проекта:
Тип информационно – практический
По количеству участников – индивидуальный и групповой
Срок реализации: сентябрь 2018 г. – май 2019 г.
Актуальность.
Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества потешки, пословицы, поговорки, загадки и сказки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
ГИПОТЕЗА данного проекта базируется на предположении о том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью малых форм фольклора, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведёт к положительной динамике показателей развития связной речи дошкольников.
Цель проекта :
Развитие связной речи детей 5 – 6 лет посредством малых форм фольклора.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников ;
- использовать малые формы фольклора в работе по развитию речи у дошкольников;
- проверить целесообразность и успешность применения малых форм фольклора на занятиях по развитию речи дошкольников;
- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
- развивать монологическую речь;
- обогатить словарный запас;
-формировать умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки;
- воспитывать интерес к народному творчеству, любовь к фольклору, приобщать детей к народным традициям и культуре родного края.
Практическая значимость:
- внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ;
- в обогащении предметно-развивающей среды по развитию речи дошкольников;
- в обогащении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
- развитие связной речи дошкольников;
- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, практический и аналитико-обобщающий.
1этап – подготовительный этап (сентябрь - октябрь 2018г.)
- изучение психолого - педагогической методической литературы;
- определение уровня связной речи;
- создание конспектов НОД;
- создание дидактических игр;
- разработка цикла мероприятий, направленных на развитие связной речи детей;
- создание речевой среды;
сотрудничество с родителями с целью повышения педагогической грамотности по речевому развитию детей;
- создание картотек;
2 этап – практический этап (ноябрь 2018 г. – март 2019 г.)
Проведение серии мероприятий, направленных на развитие связной речи у детей 5 – 6 лет.
- разработка и апробация конспектов НОД
«Путешествие в старину сказки»
«Загадка – это интересно»
«Потешки, поговорки, пословицы»
«Семейные обычаи на Руси»
«Знакомство с народной куклой»
- организация СР игр, народных игр, дидактических игр
«Что лишнее?»
«Чего не бывает?»
«Найди ошибку»
«Что сначала, что потом»
- составление загадок по схемам;
- обогащение предметно – развивающей среды:
пополнение речевого уголка
разные виды театра
создание альбомов «Пословицы, поговорки и народные приметы»,
«Выражения народной мудрости», «Русские народные игры»
оформление консультаций и памяток для родителей и педагогов
Работа с детьми:
- наблюдения на прогулке
- беседы
- рассматривание альбомов
- ознакомление с художественной литературой
- сюжетно – ролевые игры
- народные игры
- игры – инсценировки
- досуговые мероприятия
Работа с родителями:
- анкетирование «Использование фольклора дома»
- папка – передвижка «Повторяйте вместе с нами»
- буклет «Что читать ребёнку дома»
- создание в группе мини – музея «Русская изба»
- совместное изготовление альбомов фольклорных произведений
Работа с педагогами:
- мастер – класс «Путешествие в мир сказок»
- выступление «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
3 этап – аналитико – обощающий этап (апрель – май 2019 г.)
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений проведенной работы.
Обобщение и распространение опыта работы по повышению связной речи посредством малых форм фольклора у детей 5 – 6 лет.
- выполнены пособия, атрибуты
- организация и проведение итоговой диагностики детей
- игра – викторина «Отгадай загадку»
- создание альбомов русского фольклора
- литературный КВН «знатоки фольклора»
- открытый просмотр НОД «Путешествие страну сказок»
Оценка результативности реализации проекта:
Таким образом, эффективность работы, проведенной с детьми подтверждают следующие результаты:
- развилась связная речь детей
- обогатился словарный запас детей
- развилось умение детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки
- появился интерес к народному творчеству
- дети приобщились к народным традициям и культуре родного края
- родители стали активными участниками образовательного процесса по развитию связной речи детей
Вывод:
Анализируя результаты проведённой работы, я подошла к следующим результатам
- использование малых форм фольклора даёт положительную динамику в повышении уровня речевых умений дошкольников
- следует продолжать приобщать детей к народному творчеству
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по теме"Развитие эмоциональной сферы раннего возраста средствами малых форм фольклора" ,"В гости к сороке-белобоке"
"В гости к сороке-белобоке"...
Конспекты занятий по теме"Развитие эмоциональной сферы раннего возраста средствами малых форм фольклора","Быстро скачет зайка,ты его поймай-ка"
"Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка"...
Конспекты занятий по теме"Развитие эмоциональной сферы раннего возраста средствами малых форм фольклора", "Матрешки к нам спешат, порадовать тебя хотят"
"Матрешки к нам спешат, порадовать тебя хотят"...
Конспекты занятий по теме"Развитие эмоциональной сферы раннего возраста средствами малых форм фольклора","Солнышко и дождик"
"Солнышко и дождик"...
Тема по самообразованию: « Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому ...
Статья на тему "Развитие речи детей с помощью малых форм фольклора"
Развитие речи детей в младшей группе....
Проект «Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»
Проект«Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора»...