Консультация для педагогов LEGO-конструирование с детьми дошкольного возраста
консультация
В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вн овь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ОСТРОВОК»
Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
_______________________________________
Подготовила воспитатель
Турбина Светлана Александровна
Консультация для педагогов
LEGO-конструирование с детьми дошкольного возраста
Что такое конструктор LEGO- для ребенка?
Это буря эмоций, восторг, сменяющийся любопытством. Что ждет его в этой загадочной коробочке? Он еще не знает, но уверен, что наверняка что-нибудь удивительное.
Целые города с добродушными жителями, аэропорты, военные корабли, железные дороги, замки с отважными рыцарями и прекрасными принцессами, милые уютные домики с настоящим семейство и многое-многое другое. Только ребенок получает все это не сразу, а кропотливо собирает из мельчайших деталей, ощущая себя настоящим создателем. LEGO — это поистине универсальная игрушка, одинаково обожаемая и мальчишками, и девчонками. Причем играть в него могут даже самые маленькие крохи, которым едва исполнилось полтора годика. Но только не маленькими детальками, а кубиками побольше. И для подростков найдется немало интереснейших конструкторов для экспериментирования, в том числе радиоуправляемых игрушек, которыми нередко увлекаются даже взрослые, мечтая снова окунуться в сладкие объятья детства.
А еще LEGO вырабатывает у детей тягу к творчеству и познанию нового. Каждый набор — это своя история, которую можно переписывать с чистого листа. Ведь эти конструкторы предоставляют практически неограниченные возможности для моделирования. Сегодня ты властелин фантастического звездолета, завтра — мирный фермер или хозяин зоопарка. С помощью конструкторских наборов малыши постигают окружающий мир в изумительно ярких красках, свойственных цветным кубикам LEGO. С ними можно забыть про унылые дома, перемежающиеся серыми росчерками асфальтовых дорог, про ненастную погоду за окном, грязь и слякоть. Можно отрешиться от взрослого, не всегда понятного мира, и построить свой, красочный и необыкновенный, ощущая гордость за собственные творения
- «Развитие познавательных способностей с помощью LEGO - конструирования»
Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в разных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мысленных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи (деятельность предполагает общение, объяснение своего конструктивного решения). Дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Для детей в возрасте от трех до семи лет основой обучения должна быть игра - в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать.
Дети играют со всем, что попадается им в руки, поэтому им нужны для игр безопасные и прочные вещи, конструктор LEGO даёт им возможность для экспериментирования и
самовыражения.
В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Такая игра с мелкими деталями развивает не только двигательные функции, но и речь, особенно это касается детей с задержкой развития.
LEGO - конструкторы появились на свет уже более 50 лет назад. Поэтому может возникнуть вопрос: "Смогут ли они все также заинтересовать современного ребенка, который идѐт в ногу со временем и увлекается компьютерными играми?".
Наборы LEGO зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки малыша.
Конструкторы LEGO представляют собой разнообразные тематические серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков LEGO. Кроме того, LEGO - непростая игрушка, она обучает и развивает ребенка. Собрал одну игрушку – надоела, включи фантазию и собери новую, используя только свой собственный ум и изобретательность!
Играя в LEGO дети:
• Развивают мелкую моторику рук стимулирующие в будущем общее речевое развитие и умственные способности
• Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве
• Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии
• Расширяют свои представления об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте
• Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление
• Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить
• Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое
• Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд
Работа с конструкторами LEGO позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
- "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"
Развитие речи ребенка является важным этапом в полноценном развитии личности человека в целом. Следует понимать, что речь является основой всякой умственной деятельности, именно это умение обеспечивает реализацию успешной коммуникации индивида с обществом. Также успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определенную успешность в учебной деятельности по всем предметам.
Главной задачей дошкольного детства является всестороннее развитие личности ребенка, и от использования конкретных форм деятельности во многом зависит успешность данного процесса. Развитие речи тесно связано с сенсорными способностями ребенка, которые обусловливают значительную двигательную активность ребёнка, и, поскольку, движение является естественным состоянием ребенка, способствующим его интеллектуальному развитию, особенно важно грамотно организовать предметную среду.
Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в психолого-педагогическом процессе. Логопеды и педагоги отмечают, что внедрение в практическую работу с детьми наборов LEGO позволяет в более короткие сроки достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психо-коррекции, обучении и воспитании.
В качестве базовых способов организации работы с применением LEGO-технологий принято выделять конструирование декораций, воспроизведение действий персонажей с озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование предворяющей, сопровождающей и завершающей речи, использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи
Существует несколько видов конструирования, которыми должны овладеть дети:
1. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: как сюрпризный момент можно использовать на занятии письмо-схему, которую принес сказочный герой - ребенок выполняет задания и строит постройку по схеме. Данная форма конструирования может применяться на различных этапах работы над звуком.
2. Конструирование по теме: применяется на этапах автоматизации звука в словах, фразах, стихах и позволяет расширить кругозор и лексику по определенной теме.
3. Конструирование по условиям: детям не дают идеальной модели (образца) конечной постройки, а также инструкции, описывающей способы ее возведения, а лишь определяются рамочные условия, которым конечный вид постройки должен соответствовать (например, построить гараж для легковых или грузовых машин, собрать дачный дом и т.д.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В данном случае мы ориентируемся на понимание лексического значения слов, логико-грамматических структур, ориентацию в пространстве. Данный вид конструирования может применяться на этапах отработки звука в словах, фразах, стихах, связной речи.
4. Конструирование по образцу: детям предлагаются макеты (образцы) конечных построек, выполненных из деталей строительного материала. Применяется на занятиях по развитию связной речи.
5. Конструирование по замыслу: ребенок сам вправе решать, что и каким образом он будет конструировать. Применяется на занятиях по закрепления звука в свободной речи.
Основные принципы использования LEGO-технологий:
- доступность и наглядность материала;
- систематичность и последовательность обучения и воспитания;
- работа по индивидуальной траектории с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей детей.
- личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка, предоставление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы)
В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, опираясь на использование интегрированных принципов, она объединяет в себе как элементы игры, так и элементы непосредственного экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
Следует подчеркнуть, что работа по развитию речи с применением LEGO-технологий делает логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Все это помогает лучшему усвоению не только коррекционного, но и основного материала, предполагаемого в рамках основной образовательной программы
Этапы развития способностей к конструированию:
1. Планировать предстоящую деятельность, представлять ход работы по операциям, описывать окончательный результат готового изделия.
2. Овладевать элементами графической грамотности: умение охарактеризовать модель.
3. Самостоятельно конструировать.
4. Овладевать конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателем и детьми.
5. Самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом.
6. Определять назначение получившегося изделия.
Таким образом, работа по развитию речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Общение с детьми дошкольного возраста"
В этой статье раскрываются особенности общения с детьми дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин".
Особенности освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин.Последовательность освоения величин в младшем и среднем дошкольном возрасте....

Консультация: «Петрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста - «Эбру». (Рисование на воде).
Эбру - это удивительное волшебство воплощения своей фантазии на воде. Древнейшее искусство рисования пришло к нам из Турции. Оно резко отличается от того рисования, к которому мы привыкли. ...

Консультация: « Использование дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста»
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы....

Консультация для родителей “Использование гаджетов детьми дошкольного возраста”.
Консультация для родителей “Использование гаджетов детьми дошкольного возраста”.Технологии не стоят на месте, ребенка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интер...

Консультация на тему: "Конфликты между детьми дошкольного возраста"
В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и общаться со сверстниками. А это неизбежно ведет к возникновению первых конфликтов. Как воспитателю ДОО пре...