Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников посредством сказки» Для родителей детей подготовительной группы
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Горбачева Ольга Михайловна
Приложение 2
Конспект родительского собрания
«Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников посредством сказки»
Для родителей детей подготовительной группы
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путем введения их в культурную традицию народной, волшебной и авторской сказки.
Предварительная работа:
- Разработка сценария.
- Оформление групповой комнаты.
- Подготовка памятки для родителей.
- Оформление пригласительных билетов для родителей.
- Подготовка инсценировки сказки «Сказка о глупом мышонке» с детьми.
- Подготовка плакатов с цитатами: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»;
«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа» А. Н. Толстой;
« Русские песни, предания, пословицы, … наконец русские сказки - без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они - хранилище русской народности» Н.А. Некрасов.
Ход собрания
Воспитатель:
Сказочный мир таинственный и неповторимый. Порой кажется, что он рядом. Стоит только закрыть глаза, и все мгновенно становится волшебным: мамины туфли превращаются в хрустальные башмачки, спица – в волшебную палочку. Так обычные вещи каждого из нас уводят в сказку.
Уважаемые, родители, тема нашего собрания «Воспитание нравственных качеств у старших дошкольников посредством сказки». Тема интересная, необычная, поэтому и собрание мы начнем необычно, с игры «Закончи предложение»
Воспитатель зачитывает начало предложения, предлагая родителям его закончить.
Игра с родителями «Закончи предложение»
Вы хотели, чтобы ваш ребенок, когда вырастет, стал…?
В хорошей семье всегда…?
Нельзя прожить без…?
Если бы я нашел клад, то…?
Если бы я все мог, то…?
Моему ребенку необходимо сформировать такие нравственные качества, как…?
Воспитатель: Судя по вашим законченным предложениям, мы с вами убедились в том, что каждый родитель мечтает видеть своего малыша здоровым, счастливым, успешным, добрым, уважающим взрослых, умеющим находить общий язык с окружающими, обладающим нравственными и моральными устоями. Поверьте, что все эти качества можно заложить в дошкольника при помощи сказок. Сказок авторских, волшебных, русских народных, других народов мира.
Мы провели анкетирование о том, читают ли детям, посещающим нашу группу дома сказки, выяснили мнение родителей, полезно ли это для дошкольников.
Результаты анкетирования показали следующие результаты:
95 % родителей ежедневно читают детям перед сном сказки, рассказы и другие литературные произведения.
5 % родителей считают, что все необходимое, интересующее дошкольников можно найти и посмотреть в интернет-ресурсах.
Хочется возразить по этому поводу, ведь ничто так не сближает детей и родителей, как личное тесное взаимодействие, радостное общение друг с другом.
Итак, чем полезны сказки, какие сказки нужно читать детям, мы сейчас узнаем.
Сообщение воспитателя «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка»
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных, волшебных, авторских сказок, сказок о животных.
Через сказки о животных можно показать ребенку:
• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах окружающих наивысшую ценность.
Для девочек - это красная девица: умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец: смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину.
Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. А идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка:
- «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;
- сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;
- сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить;
- наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка»;
- страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.;
- трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается. Примером служат сказки: «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;
- мудрость восхваляется в сказках: «Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»;
- забота о близких поощряется в сказке «Бобовое зернышко».
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец, волшебница или Баба-яга. «Наставники всегда появляются в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца, волшебницы. Они помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогают ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Волшебные наставники помогают общаться с животными, птицами. Они предупреждают о подстерегающих опасностях и снабжают средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке наставники-волшебники задают вопросы типа: «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще они дают неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся... одной из особенностей целостной личности»
Волшебники не только помогают положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сами олицетворяют такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Они также испытывают нравственные качества других (так, как в сказке «Мороз Иванович»).
Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку» («Иван-царевич и серый волк»).
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!) Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В сказках со страшным для детей сюжетом силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Благодаря этому, дети начинают осознавать, что чувство защищенности, дает только полная семья, только присутствие матери.
Из всего этого следует: нравственное воспитание возможно через виды народных, авторских, волшебных сказок, сказок о животных, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
От себя хочется добавить, чтобы родители, читая детям не только сказки, а и другие литературные произведения, акцентировали детское внимание на их авторах. Ребенок должен знать и называть авторов литературных произведений различных жанров.
Для вас, уважаемые родители, ваши дети подготовили сюрприз, и сейчас они вам его покажут.
Инсценировка детьми сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
После просмотра сказки воспитатель обращается к родителям с просьбой принять участие в обсуждении сказки по следующим вопросам:
- Как, по вашему мнению, можно закрепить у ребенка название и автора сказки? (Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть).
- При помощи каких вопросов можно определить характер действующих персонажей?
- Является ли необходимостью просить ребенка пересказывать сказку для закрепления ее содержания?
- Как подвести ребенка к выявлению морали сказки, определению нравственных качеств героев сказки? (Чему учит нас эта сказка? На кого хочется быть похожим в этой сказке и почему? Кого можно пожалеть в сказке? Кого нужно научить правильным поступкам?)
Воспитатель предлагает детям пригласить родителей на музыкальную паузу -
«Прыг-скок колобок». После музыкальной паузы детям разрешается присесть рядом с родителями.
Воспитатель: Дружите со сказками, читайте их чаще и не забывайте, что никакой мультфильм не заменит личного дружеского взаимодействия матери и дитя, и
позвольте вручить вам памятки об основных правилах чтения. (Приложение 1).
- По окончании нашего собрания я предлагаю принять решение.
Решение собрания:
- Регулярно посещать родительские собрания, мероприятия, организованные педагогами группы.
- Прилагать все усилия к тому, чтобы ежедневно лично читать ребенку литературные произведения.
- При чтении литературных произведений закреплять у дошкольников знания об их авторах и названии.
Приложение 1
Памятка для родителей:
- Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
- Прежде, чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
- При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
- Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
- До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
- Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему?
- Выясните, чему учит эта книга?
Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:
- «Отгадай название сказки»;
- «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
- «Что лишнее?».
Игры со сказками дома:
- «Сочини новое окончание сказки»;
- «Звукорежиссёры»;
- «Пропущенный кадр».
Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:
- «Найди выход»;
- «Новые сказки»;
- «Сочини сказку».
Игры со сказками перед сном:
- «Сказочная цепочка»;
- «Встреча героев»;
- «Пересказ сказки по первым слогам».
Интернет-ресурсы:
- freeref.ru›wievjob.php?id=1022102
- доу17.рф›…article…Нравственное воспитание детей…
- tmndetsady.ru›Конкурсы на сайте›…-s-roditelyami…
newfound.ru›…kurs/konspekt-roditelskogo-sobraniia
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к аттестации: "Воспитание нравственных качеств личности у дошкольников при взаимодействии с родителями"
В презентации раскрывается тема нравственного воспитания детей при взаимодействии с родителями. Представлен фотоотчёт о проделанной работе. дана диагностика за последние два года....
Конспект НОД по воспитанию нравственных качеств в старшей группе по произведениям Л. Толстого "Котенок" и "Два товарища"
«Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требова...
Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"
Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к тру...
Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа)
Предлагаю Вашему вниманию конспект родительского собрания, направленого на формирование представлений родителей о способах нравственного воспитания детей с помощью сказок...
Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"
В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....
Родительское собрание "Воспитание культуры поведения у старших дошкольников"
Родительское собрание "Воспитание культуры поведения у старших дошкольников"...
Доклад "Воспитание патриотических чувств и нравственных качеств у старших дошкольников посредством инновационных технологий"
Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес ...