Конспект открытого занятия " Кругосветное путешествие" по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: расширять и обобщать представления детей о планете Земля.
Задачи:
- формировать у дошкольников экологическое мышление и воображение средствами опытно-исследовательской деятельности и средствами моделирования;
- уточнить и систематизировать знания детей о континентах, их растительном и животном мире;
- закрепить знания детей об особенностях животных и растений, обитающих в различных климатических условиях;
- развивать логическое мышление, способность сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Кругосветное путешествие» по познавательно-экспериментальной деятельности»
Тема занятия: Экспериментирование в подготовительной группе
Возрастная группа: 6-7 лет МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №10» (работа с подгруппой из 7-10 чел., продолжительность занятия 30 мин.)
Цель: расширять и обобщать представления детей о планете Земля.
Задачи:
- формировать у дошкольников экологическое мышление и воображение средствами опытно-исследовательской деятельности и средствами моделирования;
- уточнить и систематизировать знания детей о континентах, их растительном и животном мире;
- закрепить знания детей об особенностях животных и растений, обитающих в различных климатических условиях;
- развивать логическое мышление, способность сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Оборудование:
Глобус, письмо из исследовательского института, проектор, монитор мультимедийная презентация с изображением Арктики, Африки, океана, Евразии
опыт №1 (стаканчики с водой, кисти, крем),
опыт № 2 (модель зайца и фон двухцветный),
опыт № 3 (баночка с песком, трубочка),
опыт № 4 (рыбья чешуя, картонка темного цвета, лупа), картинки к загадкам о морских обитателях, силуэты животных, круг, окрашенный в 4 цвета (белый, желтый, синий, зеленый),
ХОД НОД
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Нам пришло письмо из научно-исследовательского института. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята! Наш научно-исследовательский институт занимается изучением природы разных континентов. Недавно наша научная экспедиция вернулась из кругосветного путешествия, но, к сожалению, не все вопросы были нами решены.. Обращаемся к вам с просьбой помочь провести до конца исследования, которые мы не успели закончить. А поможет вам в этом глобус».
Воспитатель: Согласны, ребята, помочь ученым? Тогда в путь, отправляемся в экспедицию.
Воспитатель: Что такое глобус?
Дети: Глобус – модель нашей Земли.
Воспитатель: Что означают синий и зеленый цвета на глобусе? Желтый и коричневый? Белый?
Дети: Синий-вода, океаны. Зелёный –леса. Жёлтый-пустыня. Коричневый –горы. Белый- вечные льды, снега.
Крутим наш волшебный глобус и на экране появляется изображение Арктики, дети должны отгадать, куда они попали.( Арктика).
Воспитатель: Ребята, мы находимся в Арктике. Где расположен этот континент? Покажите на глобусе. Скажите, что мы знаем об этом континенте?
Дети: Эта континент вечных снегов и льдов. Солнце совсем не показывается. Несколько месяцев длится полярная ночь..
Воспитатель: Какое явление можно наблюдать в Арктике?
Дети: ( Северное сияние)
Воспитатель: Живут ли в Арктике люди? Растут ли в Арктике растения?
Дети: ( Нет, только мхи)
Воспитатель: Какие животные живут в такой мерзлоте? Почему животные не мерзнут при таком морозе? Вот мы и должны выполнить первое задание: Нам нужно доказать, почему шерсть белого медведя не покрывается льдом?
Проходим в лабораторию. Напоминаю правила поведения в лаборатории: четко следуем инструкции главного научного руководителя, которым являюсь я. Берем только те предметы, которые я буду называть.
Исследование № 1
Воспитатель: Перед вами на столе кисти. Предположим, что это шерсть медведя. Опускаем одну кисть в воду на несколько секунд. Вытаскиваем ее, встряхиваем. Вода все равно остается на предполагаемой шерсти. Берем вторую кисть, смазываем ее кремом( он заменит нам жир, который выделяет кожа животного) и также опускаем в воду. Вынимаем ее и встряхиваем. Что произошло?
Дети: Со смазанной жиром кисти капельки воды легко стряхнулись и она осталась сухой.
Так и медведь, выйдя из воды, встряхнулся, жир отталкивает воду и его шерсть остается сухой. Поэтому ему и не холодно.
Воспитатель: Кто использует еще эту хитрость? Птицы водоплавающие, пингвины).
Воспитатель: А может ли пингвин встретиться с белым медведем? Почему?
Дети: Пингвины живут в Антарктиде. Это тоже холодный континент , где вечные снега и льды.. Расположен на южном полюсе.
Отправляемся дальше. Крутим глобус, на экране появляется лес, показываем на глобусе, где находится лес.
Следующее задание в лаборатории.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Летом серый, зимой – белый?» Для чего природа меняет окраску зайца?
Предлагаю проверить. Исследование № 2
Перед вами модель маскировки зайца. Мы уже сказали, что заяц зимой белый. Возьмем модель зайца приложим на белый фон. А затем переместим нашу модель на темный фон. Что мы видим?
Дети: На темном фоне белый заяц заметен, а на белом – нет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Маскировка зайца делает его незаметным, если он находится на фоне, который совпадает с его окраской.
Воспитатель: Наша экспедиция отправляется дальше. Крутим глобус, на экране появляется изображение Африки. Дети догадываются, куда попали.
Воспитатель: Какой климат в Африке? Какие животные обитают? Как животные и растения приспосабливаются к жарким условиям Африки?
( Климат тёплый и жаркий. В Африке обитают лев, жираф, гориллы, носорог, зебра и т.д. Научились долго хранить в своем организме запасы воды и пищи и интенсивнее охлаждать. Например у верблюда в двух горбах хранится вода, а слоны обваливаются в грязи ,тем самым они спасаются от жары.
Воспитатель: Сейчас нам нужно выполнить следующее задание - провести исследование
№ 3 «Как образуются барханы?
Давайте пройдем в лабораторию. Поставьте перед собой баночку с песком. Представим,.что эта пустыня. Возьмите трубочку и дуйте несильно, но долго на песок, не касаясь трубочкой песка. Что происходит? ( Появляются волны). А если дуть подольше? (Песок перемещается) Что появляется? (Песчаный холмик)
С помощью чего получается холмик?( Поток воздуха).Эти холмики называют барханы.
Воспитатель: Молодцы! Путешествие продолжаем. Крутим глобус. Макет океана. Дети высказывают предположения о том, куда попали?
Воспитатель: Каким цветом на глобусе изображены моря и океаны? Посмотрите, синего цвета почти в 2 раза больше, чем других цветов.( Значит, океаны занимают большую часть Земли, чем суша).
Воспитатель: Что растет на дне? (Водоросли, кораллы)
Какие животные обитают? (рыбы, скат, акула, кит) Для этого я вам загадаю загадки, а вы на экране их увидите.
У каких жителей океана тело прозрачное, потому что состоит в основном из воды? ( медуза)
Некоторые представители этих рыб опасны для человека из-за электрических органов, расположенных по бокам тела (скат)
Самое крупное млекопитающее, обитающее в океане. (кит)
Какие особенности имеют животные, обитающие в воде? (Обтекаемая форма, жабры, чешуя, плавники)
Воспитатель: Молодцы! Нам нужно провести еще одно исследование
№ 4 «Определи возраст рыбы»
Воспитатель: Положите чешуйку на картон темного цвета, с помощью лупы внимательно рассмотрим кольца на чешуе. Сосчитаем более светлые и широкие кольца. Как и кольца на стволе дерева, кольца на чешуйках образовываются по одному в год. Значит, возраст рыбы равен количеству колец на чешуе.
Воспитатель: Ребята, молодцы! Провели исследование, помогли ученым. Но осталось еще последнее задание. Справимся с ним?
На столе лежит круг, раскрашенный в цвета природных зон.(белого, синего, желтого, зеленого). В конверте находятся силуэты различных животных. Вам нужно взять по одному силуэту, внимательно рассмотреть его, определить чей этот силуэт, вспомнить, где обитает это животное и расселить в круг нужного цвета.
Воспитатель: Почему вы рассели силуэт на тот или иной цвет?
Наше путешествие подходит к концу, Крутим глобус и отравляемся в детский сад
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы работали, ребята!
Ребята, что для вас было интересного?
Что вы узнали нового?
Какое задание было самым трудным?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, мы помогли учёным?
Дети: Да
Воспитатель: Ну а как же они узнают результаты наших исследований?
Дети: ( предложения детей)
Воспитатель: Ребята, а я предлагаю написать учёным письмо с результатами наших исследований. Согласны?
Дети: Да
Воспитатель совместно с детьми пишет письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды» Воспитатель: Балаганская И.А.
Цель: обобщить и расширить знания детей о свойствах воды. Задачи. 1. Образовательные:Учить на практике выявлять физические качества воды и льда. Формировать познавательные интерес...
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....
Конспект открытого занятия для студентов по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Цыплёнок»
Конспект открытого занятия для студентов по изобразительной деятельности в подготовительной группе«Цыплёнок»...
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занятие №6
Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Занятие №6...
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности....
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»
: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....
Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»
Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...