Проектная работа "Особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"
проект

Килмөхәмәтова Лилиә Әсҡәт ҡыҙы

Проектная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kpk.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГАУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Особенности организации образовательного процесса в разновозрастных группах ДОО в условиях реализации ФГОС ДО.

Разработчик проекта:

Кильмухаметова Лилия Аскатовна

воспитатель МАДОУ №25. д/с «Сказка» с. Красноусольский, Гафурийского р.,РБ

 

Руководитель проекта:

Яфаева В.Г., зав. каф. ДиПО,

 д.п.н., профессор

2022г

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности. Исходя из нашего опыта: Перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

1 трудность заключается в том, что методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

2 трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это отнимает больше и сил и времени. Ведь, по сути, во время одной образовательной деятельности педагогу в разновозрастной группе приходится проводить две микро образовательных деятельности.

Кроме того, от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

В нашем детском саду функционируют одна башкирская  группа: укомплектованных детьми смежных возрастов, т.е. организация работы ориентирована на программы двух возрастов.

Итак, на какие основные особенности необходимо обращать внимания, работая в разновозрастной группе:

Согласно современным стандартам образования, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ выступает в роли «Второго воспитателя», в разновозрастной группе она строится по таким же принципам, только с небольшими уточнениями:

- игровой и дидактический материал должен соответствовать обеим возрастным категориям.

- детская мебель, соответственно должна быть двух размеров.

- существенную роль играет размещение мебели, столы и кровати рекомендуется расставлять по возрастным подгруппам.

Таким образом, преимуществом разновозрастного общения является:

  • Дети чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия.
  • Младшие видят более понятный пример для действий.
  • Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания.
  • Контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

Актуальность проекта. На данном этапе развития дошкольного образования нет единой формы планирования воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО, на которую могут ориентироваться воспитатели. В условиях реализации ФГОС ДО роль планирования педагогического процесса велика. Грамотно составленные модели образовательного процесса в ДОУ - своеобразный путеводитель для педагогов, помогающий эффективно решать задачи качественного образования, направленного на воспитание, обучение и развитие ребёнка дошкольника.

Концептуальное обоснование. Педагогу ДО важно иметь представление о том, что такое планирование.

Планирование – это «заблаговременное определение порядка и последовательности осуществления мероприятий воспитательно-образовательной работы с указанием конкретных, сроков необходимых условий, средств, форм, методов и приёмов» [8]. Это - проект алгоритма мероприятий, направленных на достижение целей и решение задач воспитательно-образовательного процесса ДОУ; - система мероприятий, направленная на достижение поставленной цели, конкретно сформулированной, с указанием измеряемого, сравниваемого, оцениваемого конечного результата. «План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование представляет собой научно обоснованную организацию педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.» [6]

В системе ДО планирование – один из организационных этапов управленческой и методической работы в ДОУ, образовательного процесса. Функция планирования – это комплекс трёх видов планирования, объединяющее в себе:

-стратегическое планирование – разработку ООП ДО;

-тактическое планирование – создание комплексно-тематического плана;

-оперативное планирование – еженедельное планирование воспитательно-образовательной работы в каждой возрастной группе.

В данной работе рассматривается оперативное планирование – еженедельное и ежедневное календарное планирование. Программа развития ДОУ, Годовой план работы ДОУ, ООП ДОУ, разрабатываемая на базе вариативной образовательной программы, всё это является основой для дальнейшего, поэтапного планирования образовательного процесса. Педагогическая литература предлагает современному воспитателю разнообразные формы планирования.

Ежедневное планирование – подробное, пошаговое планирование действий воспитателя на каждый день, предусматривающее организацию всех видов деятельности.

Еженедельное планирование - планирование комплекса мероприятий, реализуемых педагогом в течении недели.

Тематическое планирование - планирование комплекса мероприятий на основе одной темы.

Перспективное планирование - планирование мероприятий каждого вида деятельности на перспективу.

Календарное планирование - планирование комплекса мероприятий отправной точкой которого является календарное событие, общественно-значимое явление.

Блочное планирование - планирование комплекса мероприятий в форме тематического блока.

Преимуществом у воспитателей ДОУ пользуются разновидности планирования: перспективное тематическое, календарно-тематическое, блочно-тематическое. Анализ всех видов планирования и применение их в практике воспитателей показал, что содержание в планах повторяется, дублируется. При этом воспитатели расходуют много времени на планирование образовательного процесса, что отрицательно отражается на подготовке и реализации педагогического процесса.

В теории планирования образовательного процесса актуален интегративный подход.

Интеграция –сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. В учебнике «Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения» под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой даны следующие рекомендации для планирования педагогического процесса: «Следует предусмотреть разные способы интеграции содержания и деятельности детей, предусматривать возможность дифференцированного (отдельного, обособленного) освоения ряда содержания в зависимости от его направленности, сложности связей и отношений, возраста детей, этапа освоения и других условий.» [9]

В педагогической практике вопрос планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ рассматривался такими учёными, как Аванесова В.Н., Минкина М.В., Буре Р.С, Гербова В.В., Доронова Т.Н. В работах авторов отмечается специфика разновозрастной группы ДОУ, которая состоит в том, что при планировании и организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ воспитателям необходимо учитывать возраст детей. В соответствии возрастным особенностям и содержанию ООП ДОУ, где прописаны педагогические задачи, методы, формы, содержание воспитательно образовательной работы, воспитатели могут спроектировать план (подготовку и реализацию) педагогического процесса.

локальных актов ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, мы пришли к мнению, что у воспитателей, работающих в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, возникает необходимость оптимизации планирования педагогического процесса.

Анализ планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ и ведущейся педагогической документации по планированию показал недостаточную компетентность воспитателей в вопросах планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ, нерациональные использование временных ресурсов (большие затраты времени на планирование образовательного процесса, при минимальном использовании времени для подготовки). Проведённый анализ актуализирует разработку проекта «Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе в условиях реализации ФГОС ДО».

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Название проекта 

«Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДОО»

Вид проекта: педагогический, долгосрочный. 

Участники: Воспитатель старшей разновозрастной группы Кильмухаметова Л.А., сменный воспитатель Латипова А.Г.

Цель проекта

Разработка модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО, приемлемой для практической деятельности воспитателей, работающих в разновозрастных группах ДОО.

Задачи

Изучить нормативно-правовую базу, научную и методическую литературу по теме «Планирование образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».

Проанализировать планирование и ведущуюся педагогическую документацию по планированию образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ.

Проанализировать условия планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ.

Определить структуру модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.

Определить степень соответствия модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ требованиям ФГОС ДО.

Ввести модель планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в практическую деятельность воспитателей разновозрастной группы ДОУ.

Проанализировать эффективность применения модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в практической деятельности воспитателей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – аналитический.

Предполагает изучение нормативно-правовой базы, научной и методической литературы по теме проекта, анализ документации и условий ДОО по планированию образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ.

2 этап – проектировочный.

В нем содержится информация, направленная на решение задач, связанных с разработкой алгоритма по проектированию модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ и проектированием модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ.

3 этап–аналитический.

Представляет анализ степени соответствия модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ требованиям ФГОС ДО.

4 этап- практический.

Предполагает введение модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в практическую деятельность

- воспитателями ДОУ, работающими в старшей разновозрастной группе

- коррекция модели планирования на основе анализа работы воспитателей с использованием данной модели планирования, применение модели планирования с учётом внесённых изменений

- введение модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в практическую деятельность воспитателями, работающими в младшей разновозрастной группе ДОУ

- коррекция модели планирования на основе анализа работы воспитателей с использованием данной модели планирования, применение модели планирования с учётом внесённых изменений, с учётом преемственности в образовательном процессе между младшей и старшей разновозрастными группами

5 этап – аналитический.

Подразумевает анализ эффективности применения модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО воспитателями на практике.

В основу разработки проекта положены принципы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Этап

Задачи

Содержание

Сроки

Исполнители

Аналитический

        Проанализировать нормативно-правовую базу, научную и методическую литературу по теме планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

Анализ нормативно-правовой базы по планированию образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ.

Анализ научной и методической литературы по теме

15.05-03.07.

2022г.

Кильмухаметова Л.А.

Проанализировать имеющиеся в ДОУ условия планирования образовательного процесса (психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, РППС)

Анализ планирования и ведения документации по планированию в ДОУ

04.07.-10.07.

2022г.

Кильмухаметова

Проектировочный

Определить структуру модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

Составление структуры модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

11.07.-18.07.

2022г.

Кильмухаметова Л.А.

Разработать проект модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

Проектирование модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

19.07.-31.07.

2022г.

Кильмухаметова Л.А.

Аналитический

Определить степень соответствия модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ условиям реализации ФГОС ДО

Презентация проекта модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ на педагогическом совете ДОУ. Обсуждении степени соответствия модели условиям реализации ФГОС ДО.

01.08.

2022г.

Кильмухаметова Л.А.

Практический

Ввести модель планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в практическую деятельность воспитателей РВГ ДОУ

Введение модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в практическую деятельность воспитателей разновозрастной группы ДОУ:

- воспитателями ДОУ, работающими в старшей разновозрастной группе;

- коррекция модели планирования на основе анализа работы воспитателей с использованием данной модели планирования, применение модели планирования с учётом внесённых изменений;

- введение модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в практическую деятельность воспитателями, работающими в младшей разновозрастной группе ДОУ;

- коррекция модели планирования на основе анализа работы воспитателей с использованием данной модели планирования, применение модели планирования с учётом внесённых изменений, с учётом преемственности в образовательном процессе между младшей и старшей разновозрастными группами (05.08.2019г.-31.05.2020г.)

02.08.2022г.-31.05.23г.

07.08.2022г.-31.05.2023г.

13.08.2022г.-31.05.2023г.

Воспитатели ДОУ

Аналитический

Проанализировать эффективность применения модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО в практической деятельности воспитателей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

Результатом проекта является модель планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС. Данная модель представляет собой планирование целостного педагогического процесса на период одной – двух недель. Она ориентирована на группу, посещаемую детьми разных возрастов (4-7 лет), и представляет собой взаимодействие воспитателей и детей, методически организованное, поэтапно целенаправляемое, наполняемое с содержательной стороны, выстроенное в технологической последовательности, предполагающее диагностируемый результат. Это модель взаимодействия, позволяющего решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи в условиях ДОУ. Планирование образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ по данной модели подразумевает доминирующий тип взаимодействия воспитателя и детей на основе субъект-субъектных отношений. Воспитатель по отношению к детям является партнёром, при этом объединяя в себе функции и педагога - советчика и педагога – наблюдателя.

Планирование педагогического процесса на основе разработанной модели, которая содержит в себе проектирование развивающей предметно-пространственной среды, позволит воспитателям значительно сократить время, затрачиваемое на разработку планов образовательного процесса, что в свою очередь увеличит объём времени для качественной подготовки воспитателей к реализации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Практическое применение модели позволит систематизировать деятельность воспитателей по планированию и организации образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ.

При наличии эффективности проектирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ на основе разработанной модели нами предусматривается трансляция опыта работы в следующих формах:

Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ.

Консультация для педагогов ДОУ, работающих в разновозрастных группах. Консультация для младших воспитателей по теме «Роль (Взаимодействие воспитателя и) младшего воспитателя в реализации ВОП в ДОУ»

Методическое объединение для педагогов ДОУ.

Методические рекомендации «Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе дошкольного учреждения в рамках реализации ФГОС ДО».

Публикация опыта работы по теме проекта в периодических изданиях ДО, на сайтах дошкольного образования сети Интернет.

После окончания периода реализации проекта предполагается работа по корректированию и совершенствованию модели планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ в условиях ФГОС ДО с учётом рекомендаций научного руководителя, рецензента и методистов других ДОУ, отзывов воспитателей, работающих в разновозрастных группах ДОО.

Даная модель является основой электронного планирования образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. – 2-е изд.испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.

Буре Р.С., Михайленко Н.Я., Котырло В.К и др.; сост. Реуцкая Н.А., Петрова Н.А.; под ред. Курбатовой Р.А. – М.: Просвещение, 1989. – 158 с.

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): Кн. Для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.

Гербова В.В. занятия по развитию речи 4-6 лет (старшая разновозрастная группа): Кн. Для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.

Головина Е.А. Особенности воспитания дошкольников в разновозрастных группах – URL: http://school2100.com/upload/iblock/fa9/fa9eaf309a2a7d24061840d343ed6491.pdf.

Грибанова М.В, Субботина И., Рюмина И. Блочно-тематическое планирование, как средство оптимизации педагогического процесса // Основные направления оптимизации ДО: материалы всероссийской научно-практической конференции. Пермь, 20 В 2 частях. Ч.II. /под ред. О.Р. Ворошниной ПГПИ. – Пермь, 2005. - 103с.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.

Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования: учебник / авт.-сост. Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева // под общ.редакцией О.В. Прозументик, Н.А. Зориной; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 155 с.

Минкина М.В. Методика работы в разновозрастной группе детского сада. – Изд. -2-е, доп. И перераб. Минск… 1977. – 144с.

Скоролупова, О.А. Планирование как один из этапов методической работы в ДОУ. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 104с.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 №1155, вступивший в силу с 01 января 2014 года).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада"

В этой консультации подробно описываются особенности работы в разновозрастной группе детского сада....

«Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе»

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах как педагоги-практики, так и методисты....

Особенности организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данной статье описываюся особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста. Рассмотрен алгоритм написания программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Региональное содержание в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Доклад к семинару - практикуму по теме: "Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ МАЛОКОМПЛЕКТНОГО ДЕТСКОГО САДА»

Система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Среди этих изменений отмечаются как позитивные тенденции, так и сложные проблемы, требующие решения....