Проект "Мир Эмоций"
проект (старшая группа)
Приложение к проекту состоит из 3 приложенией: 1 - конспекты занятий и бесед; 2 - Игры; 3 - дополнительные материалы с методическими указаниями для создания наглядного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_mir_emotsiy.docx | 75.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Балаганский детский сад № 4.
Проект «МИР ЭМОЦИЙ»
Подготовила:
Воспитатель МКДОУ Балаганский детский сад № 4.
Занева Татьяна Сергеевна
с Балаганск
Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей,
ставить себя на место обиженного и чувствовать, -
значит, дать ребенку всю
умственную возможность быть справедливым
К.Д.Ушинский
Содержание
- Введение
- Информационная карта проекта
- План реализации проекта.
- Приложение.
- Введение.
Министерством образования и науки с 17 октября 2013 года принятием Федеральным государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждены требования к дошкольному образованию.
В которых содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено не только на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, но и на развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации и другое.
Эмоциональный интеллект включает способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими.
Также проанализировав текущую ситуацию в досуге современных детей, можно сделать вывод, что дети замыкаются на играх в компьютере и чаще всего в телефоне, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.
Организация:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Балаганский детский сад № 4»
Адрес:
Иркутская область, Балаганский район, посёлок Балаганск, улица Пушкина 2».
Адаптированный проект: воспитатель:
Занева Татьяна Сергеевна
Вид, тип проекта: долгосрочный, творческий.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Цель: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Задачи:
- Для детей:
- Получить знания о чувствах, некоторых базовых эмоциях и способах их выражения;
- Развить стремления сопереживать, помогать поддерживать друг друга.
- Развивать представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать.
- Развивать умение вербально передавать собственное и чужое эмоциональное состояние через его называние, описание.
- Перенести полученные этические представления, которые дети приобретут в процессе работы над сказками, в жизнь и деятельность.
- Совершенствовать у детей умение жалеть, защищать, помогать и поддерживать доброжелательную атмосферу в группе
- Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям.
Для педагогов:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме и определить основные направления в работе»
Для родителей:
- Закрепить полученную информацию с детьми;
- Выполнение совместных работ с детьми;
- Принять участие в создании пособий «Наши эмоции».
Сроки проведения: октябрь - май.
- Описание проекта:
Классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т.д.). Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния
Ожидаемые результаты проекта: Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить.
Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.
Картотека игровых упражнений по развитию мимики.
Оформленный стенд поделок и рисунков «Эмоции глазами детей».
Совместная деятельность воспитателей и родителей, изготовление «Экрана эмоций».
Продукты проекта:
- Экран эмоций;
- Коробочка примирения с картотекой мирилок.
- Готовые игры на развитие эмоционального интеллекта для использования детьми в самостоятельной деятельности и индивидуальных игр под руководством педагога:
- твистер с эмоциями;
- Игра "Лишняя эмоция";
- "Кубик настроений";
- Лото «Мультяшные эмоции»;
- Игра «Настроение»;
- «Четвёртый лишний»;
- Игра «Собери эмоцию»;
- Игра «Мимическая гимнастика»;
- Игры с «Волшебным зеркалом»;
- Дидактическое пособи «Изменчивые эмоции».
- Оформленные индивидуальные альбомы с работами детей и родителей по темам.
- Картотека игровых упражнений по развитию мимики.
- Оформленный стенд поделок и рисунков «Эмоции глазами детей».
Формы работы с семьёй:
- Совместная деятельность воспитателей и родителей, изготовление «Экрана эмоций»;
- индивидуальные беседы по текущим проблемам;
- консультации;
- оформление совместных выставок работ детей и родителей;
- оформление групповых фотовыставок.
3.План реализации проекта
1 этап – подготовительный – октябрь.
- Подбор и анализ методической литературы, наглядного материала и оборудования для реализации игр, упражнений и занятий;
- разработка плана занятий и бесед с детьми.
- Подготовка презентаций:
- «Такие разные эмоции».
- Поиск и подготовка художественной литературы:
- В. Осеева «Обидчики»;
- В. Сутеев «Под грибом», «Яблоко».
- Подбор иллюстраций:
- людей в разном настроении.
- Подготовка материалов для игр:
- Д/игра «Угадай эмоцию»;
- С/р игры «Детский сад»; «Дочки – матери»; «Мы идём в гости»; «Поликлиника»; «Магазин».
- Игра «Радостная песенка».
- Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении».
- Подготовка материалов для упражнений на развитие эмоционального интеллекта:
- «Прочитай письмо»;
- "Тренируем эмоции".
- Подбор музыкального сопровождения:
- Фоновую мелодию на каждое занятие;
- Для игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости.
- Упражнение на релаксацию.
- Подбор сюжетных картинок
- о разных поступках людей.
2 этап - основной, организационно – практический.
Проведение образовательной деятельности, игр и упражнений в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Оформление фотовыставки «Я и другие», выставка рисунков детей, презентация для родителей, подведение итогов.
- План и содержания занятий
Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Для этого в основном используются:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий дети сидят в кругу ― на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок ― итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребенком и родителями.
Задачи развития
Развитие игровых навыков:
- договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры
- распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли
Развитие социально-коммуникативных навыков:
- использует речь для инициирования общения с взрослыми и сверстниками, удовлетворения своих разнообразных потребностей, для высказываний на познавательные темы, о событиях личной жизни.
- интересуется окружающим и задает вопросы познавательного и личностного характера.
- умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника
- проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища
Развитие эмоциональной сферы
- умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями
- эмоционально откликается на переживания близких людей, детей, персонажей сказок, историй, мультфильмов, спектаклей
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 5 разделов.
Раздел 1.
«Я и Я» (темы: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»).
В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол), свои мышечные и эмоциональные ощущения.
Раздел 2.
«Я и другие» (темы: «Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»).
В этом разделе представлены игры и упражнения, натравленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к фугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.
Раздел 3.
«Я и мои эмоции» (темы: «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Горе», «Интерес», «Наши настроения»).
Здесь содержатся игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Просмотр мультфильма «Головоломка».
Раздел 4.
«Я и животные» (темы: «Мой ласковый и нежный зверь», «Общение с животным»).
Здесь собраны игры и упражнения, направленные на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми; на снятие страха перед животными.
Раздел 5.
«Я и моя семья» (темы: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета»).
В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребенком своего места в семье и пони- мание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно- равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи. В конце каждого проводятся итоговые занятия темы: «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу»). Для итоговых занятий подобраны игры и упражнения, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.
Тематический план занятий
Раздел | Формы работы с детьми | Время проведения |
1.«Я и Я» | 1.Беседа об эмоциональных ситуациях Игровые упражнения по развитию мимики. Д/игра «Угадай эмоцию». С/р игра «Детский сад». Чтение художественной литературы. В. Осеева «Обидчики». Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. Игра «Радостная песенка». | 1-я неделя ноября;
|
2. «Тайна моего имени» | 2-я неделя ноября; | |
3. «Автопортрет» | 3-я неделя ноября; | |
4. «Мой внутренний мир» | 4-я неделя ноября | |
5. «Мой любимый сказочный герой | 1-я неделя декабря; | |
2.«Я и другие» |
Игровые упражнения по развитию пантомимики Складывание разрезных картинок. Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении». С/Р игра « Магазин». Упражнение на развитие эмоционального интеллекта «Прочитай письмо» Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. «Танцуем вместе» | 2-я неделя декабря;
|
Беседа на тему «Для чего нужны друзья?» Речевая игра «Скажи наоборот» С/Р игра «Дочки – матери». Рассматривание иллюстраций людей в разном настроении. Беседы с использованием презентаций: «Наши эмоции и чувства». Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край» Упражнение «Дорисуй портрет» | 3-я неделя декабря; | |
«Мы так похожи» | 4-я неделя декабря; | |
«Мы такие разные» | 2-я неделя января | |
«Язык жестов и движений» | 3-я неделя января; | |
«Давайте жить дружно» | 4-я неделя января; | |
«Мальчики и девочки» | 1-я неделя февраля; | |
3.«Я и мои эмоции» |
«Такие разные эмоции». Упражнения "Тренируем эмоции" С/Р игра «Поликлиника». Рисование «Эмоции бывают разными». Составление рассказов по сюжетным картинкам о разных поступках людей. С/Р игра «Поликлиника». Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. Упражнение на релаксацию. | 2-я неделя февраля; |
2.Беседа на тему: «Что такое хорошо, и что такое плохо». С/Р игра «Мы идём в гости». Лепка «Смайлики». Игровые упражнения по развитию мимики Речевая игра «Позови как…» Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. «Это я, узнай меня» Чтение художественной литературы В. Сутеев «Под грибом», «Яблоко». | 3-я неделя февраля; | |
«Радость» | 4-я неделя февраля; | |
«Удивление» | 1-я неделя марта | |
«Страх» | 2-я неделя марта; | |
«Гнев» | 3-я неделя марта | |
«Горе» | 4-я неделя марта; | |
«Интерес» | 1-я неделя апреля | |
«Наши эмоции (итоговое занятие по разделу) | 2-я неделя апреля; | |
4. «Я и животные» | «Мой ласковый и нежный зверь» | 3-я неделя апреля |
«Общение с животным» | 4-я неделя апреля | |
Я и моя семья | «С кем я живу» | 1-я неделя мая |
«Правила домашнего этикета» | 2-я неделя мая | |
Итоговые годовые занятия | «Путешествие в сказку» «Я знаю, я умею, я могу». Подведение итогов, предоставление результатов. | 3 –я неделя мая |
ИТОГО: 27 недель.
Раздел 1. «Я и Я»
- Выявление наличия сформированных знаний о социальных эмоциях.
- Способствовать самопознанию ребенка (обучение детей самонаблюдению, пониманию и принятию своих чувств).
- Учить детей описывать свои желания и чувства.
- Учить детей осознавать свои физические и эмоциональные ощущения.
- Помогать ребенку поверить в свои силы.
- Гармонизировать потребность ребенка в социальном признании
Раздел 2. «Я и другие»
- Систематизировать представления детей о настроении человека.
Развивать умение узнавать настроение по выражению лица. Воспитывать желание дарить другим положительные эмоции. - Продолжать укреплять дружественные отношения в детском коллективе.
- Расширить представления детей о различных способах коммуникации с окружающими.
- Дать детям дополнительные сведения о важности и значимости органов чувств, памяти, внимания, эмоций, жестов и движений в процессе общения.
- Сформировать позитивное отношение к сверстникам.
- Учить детей понимать собеседника по выражению лица, положению тела, жестам, проявлениям эмоций, а также выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства.
- Учить понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведения.
Раздел 3. «Я и мои эмоции»
- Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, злость, страх (испуг), удивление.
- Продолжать знакомство детей с эмоциями радости, удивления, страха, гнева, горя. Расширять представления детей об этих эмоциях, предлагая сравнивать их.
- Учить понимать свои чувства и чувства других людей; рассказывать об этом.
- Учить контролировать свои эмоции.
Раздел 4. «Я и животные»
© Закреплять знания детей о внешнем виде, повадках животных.
© Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, сострадание к бездомному животному.
© Продолжать учить подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.
Раздел 5. «Я и моя семья»
© Учить видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых.
© Формировать у детей «кодекс чести», умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.
© Дать представление о важности и значимости различных профессий (на примере родителей). © Продолжать учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и взаимопомощь, заботливое отношение к членам семьи.
3 этап – заключительный.
- Итоговое занятие «Путешествие в сказку»;
- Фото результатов работы над проектом.
- Оформление Индивидуальных альбомов с работами за время проведения проекта.
- Выставка наработанного материала.
- Подготовка и демонстрация отчёта в для родителей и педагогов в форме презентации.
Список литературы и источников
1. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986г.
2. И.А.Пазухина «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет»
3. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А.В. Можейко. - М: ТЦ Сфера
4. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.» Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2011г.
2.Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
3.Щипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А.. Азбука общения. Санкт-Петербург: “Детство-Пресс”, 2004.
4.Чистякова М.И. Психогимнастика/ Под ред. Буянова М.И. – М.:Просвещение, 1990. с. 12–20, 74, 77, 82, 92, 96.
5.Григорьева Н.А. «Развитие эмоциональной сферы. Дошкольная педагогика»
1. Проект "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста" Курасова З.И. 2017 – 2018 учебный год
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2021/09/01/proekt-razvitie-emotsionalnoy-sfery-detey-starshego.
- Интернет-ресурсы
- http://pochemu4ka.ru
- http://doshvozrast.ru
- http://stranamasterov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."
Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....
Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91
Знакомство с миром эмоций...
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...
Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....
Семинар для педагогов «Все эмоции нужны! Все эмоции важны! Почему важно учить дошкольников правильно проявлять эмоции»
Эмоции представляют переживания наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а так же к самому себе. Эмоции – это наши реакции на конкретные ситуации. Эмоции необходимы для...