Открытый досуг "Знакомство с кротом Жориком" по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности в логопедической подготовительной к школе группе/
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Цель: развитие познавательно- исследовательских способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Систематизировать представление детей о полезных ископаемых.

-Расширять знания о полезных ископаемых (нефть, природный газ, железная руда, гранит, каменный уголь, глина, песок),  классифицировать их по группам: жидкий, твердый, газообразный;

-Закрепить в ходе экспериментирования умение исследовать свойства песка-сыпучесть,  растворимость, способность намокать и нагреваться,  появление песка; очищение воды при помощи песка.

-Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом;

-Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

-Развивать мышления, слуховое внимание и память; развивать словарный запас;

-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования;

Предварительная работа

- Просмотр документальных фильмов о добыче песка.

- Знакомство с профессией геолога.

- Беседы о полезных ископаемых.

- Рассматривание картинок  и презентаций о полезных ископаемых.

Оборудование и материалы: карточки «Четвёртый лишний»; разрезные карточки с картинками полезных ископаемых;  запись музыкальной разминки; упражнения-презентация «Из чего сделаны предметы», «Свойства песка»; фартуки для экспериментирования;  материал для экспериментирования для каждого ребёнка: пустые стаканчики и с водой, сухой песок, бутылка с отрезанным дном (воронка), губка (поролон или  промокашка, вата), стакан с цветной  водой; миска; ложечки; камни; лист черной бумаги; настольная лампа; контейнер с песком; мультфильм.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye_4_3_.docx68.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №5 «Звездочка» городского округа Лосино-Петровский. 

Досуг

«Знакомство с кротом Жориком»

по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности

в логопедической подготовительной к школе группе

pic.jpg

                                                                                  Подготовили  воспитатели:

Высшей квалификационной категории Кузнецова Н.В.

 Первой квалификационной категории Голубкова О.Н.

г.о. Лосино-Петровский, 2020 г.

Цель: развитие познавательно- исследовательских способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Систематизировать представление детей о полезных ископаемых.

-Расширять знания о полезных ископаемых (нефть, природный газ, железная руда, гранит, каменный уголь, глина, песок),  классифицировать их по группам: жидкий, твердый, газообразный;

-Закрепить в ходе экспериментирования умение исследовать свойства песка-сыпучесть,  растворимость, способность намокать и нагреваться,  появление песка; очищение воды при помощи песка.

-Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом;

-Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

-Развивать мышления, слуховое внимание и память; развивать словарный запас;

-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования;

Предварительная работа

- Просмотр документальных фильмов о добыче песка.

- Знакомство с профессией геолога.

- Беседы о полезных ископаемых.

- Рассматривание картинок  и презентаций о полезных ископаемых.

Оборудование и материалы: карточки «Четвёртый лишний»; разрезные карточки с картинками полезных ископаемых;  запись музыкальной разминки; упражнения-презентация «Из чего сделаны предметы», «Свойства песка»; фартуки для экспериментирования;  материал для экспериментирования для каждого ребёнка: пустые стаканчики и с водой, сухой песок, бутылка с отрезанным дном (воронка), губка (поролон или  промокашка, вата), стакан с цветной  водой; миска; ложечки; камни; лист черной бумаги; настольная лампа; контейнер с песком; мультфильм.

Ход мероприятия

Воспитатель: В круг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём, заниматься мы начнем.

Ребята, к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся с ними!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

Ребята, посмотрите, как вы думаете, что за предметы лежат на столе? (На столе лежат предметы: компас, молоток-кирка, карта, канат, карандаши, блокнот и контейнеры под образцы) (Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, кому эти предметы могут пригодиться?

Дети: Геологам.

Воспитатель: Скажите, кто такие геологи?

Дети: Геологи - это люди, которые занимаются изучением и поиском полезных ископаемых.

Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам стать настоящими геологами, и отправится в гости к кроту на экскурсию, который живет глубоко в земле,  но сначала нам надо собрать необходимые предметы, которые нужны в работе геологом.

Игра «Собери рюкзак»

Дети стоят полукругом, приглашаем 2 человек к столу, дети выбирают  предметы, нужные геологам,  и складывают их в рюкзак.

Воспитатель: Молодцы мы собрали все необходимые предметы и можем отправляться в путь. Но сначала нам нужно подготовить наши глаза, потому что у крота под землей  очень темно.

Гимнастика для глаз

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

Воспитатель: Давайте закроем глаза и произнесем волшебное заклинание чтобы попасть в гости к кроту.

Через тропы, острова

Через реки и моря,

Испытания пройдем

К кроту в гости попадем!

Воспитатель: Вот мы и оказались под землей…

Крот: Здравствуйте ребята, меня зовут крот Жорик. Знаю, что вы хотите стать геологами. Как вы думаете, что такое полезные ископаемые?

Дети: Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или ее поверхности и используют в хозяйстве.

Крот: А я вам хочу рассказать и даже показать, как они выглядят и как люди добывают их.  

(На экране появляется слайд 1 с изображением среза Земли)

Крот: Наша матушка Земля богата различными полезными ископаемыми. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, глина, железная руда и т.д. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужно природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет. Полезные ископаемые находятся глубоко в земле, и достать их не просто. Существует три способа, как поднять природные богатства на поверхность.

(Слайд 2 с изображением 1 способа)

Крот: 1способ называется открытый. Добыча полезных ископаемых происходит в карьерах – это очень глубокая вырытая в земле яма, из которой полезные ископаемые вынимаются каменными блоками или же дробятся на отдельные куски, и вывозится при помощи специальных машин.

(Слайд 3 с изображение 2 способа)

Крот: 2 способ  закрытый. Добыча ископаемых происходит в шахтах. Шахта -  очень похожа на глубокий колодец, которая  находится в местах глубоко залегающих под землей полезных ископаемых. В шахте производится добыча и транспортировка ископаемого при помощи специальной техники. Люди, которые работают в шахтах, называются шахтерами.

(Слайд 4 с изображением 3 способа)

Крот: 3 способ  бурение скважин. Огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Для добычи как раз нефти и природного газа бурят скважины, по ним они поступают на поверхность, а затем по трубопроводам перекачиваются к местам переработки и потребления.

Крот: Ребята, полезные ископаемые можно поделить на три вида. Может кто-то из вас знает, как они называются?

Дети: Ответы детей.

Крот: (Слайд 5) Правильно. Полезные ископаемые делятся на три вида это – газообразный, жидкий и твердый.  Давайте познакомимся с одним из видов полезных ископаемых, отгадав загадку, вы поймете, о каком виде пойдёт речь.

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это?   (Нефть)

(Ответы детей)

Крот: (Слайд 6)  Глубоко под землей течет черная река. Геологи нашли эту реку, пробурили скважину и из нее забил фонтан черной воды, которую называют нефтью. Нефть густая маслянистая жидкость черного цвета. У нее резкий запах, и она очень хорошо горит.  А как вы думаете, переработав нефть, что из нее получают?

Дети: Бензин, пластмассу, асфальт, краску, воск, моющие средства, резину и т.д. (Слайд 7)

Крот: (Слайд 8) К какому виду полезных ископаемых относится нефть? (Ответы детей + щелчок) Правильно, какие вы умные ребята.

Воспитатель: Наши ребята не только умные, но и очень внимательные! Ты сейчас сам в этом убедишься!

Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карточку и скажите, что здесь лишнее. (Воспитатель показывает карточку, на которой изображены предметы, сделанные из нефти, но один из этих предметов не верный. Дети называют, что лишнее)

Крот: Отгадав загадку, вы узнаете, о каком следующем виде полезных ископаемых будет идти речь.

Он на кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.   (Газ)

(Ответы детей)

Крот: (Слайд 9) Природный газ ценнейшее полезное ископаемое, которое часто называют «голубым золотом». Природный газ образовался из остатков растений и животных. Он бесцветный, легче воздуха и горит голубым пламенем. Природный газ бывает различного происхождения. Между прочим, и те атмосферные газы, которыми мы с вами дышим, тоже входят в группу природных газов. Как вы думаете, какую пользу для человека приносит природный газ? Как его используют люди? (Ответы детей)

 (Слайд 10) Природный газ широко применяется в качестве топлива, и для приготовления пищи. (Слайд 11) К какому виду полезных ископаемых относится природный газ? (Ответы детей + щелчок)

Ребята, а не пора ли нам немного отдохнуть и размяться!

Воспитатель: Уважаемый Крот Жорик, наши ребята знают одну замечательную песенку о дружбе. Под неё как раз можно будет повеселиться и размяться. Давайте покажем Кроту веселую разминку!

«Веселая разминка»

(Дети с Кротом выполняют музыкальную разминку)

Воспитатель: Вот мы с вами немного размялись.

Крот: Ну а мы продолжим. Слушайте следующую загадку:

С виду неприглядный камень,

Он в земле лежит пластом.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.  (Каменный уголь)

(Ответы детей)

Крот: (Слайд 12) Правильно это каменный уголь. (Показывает детям кусок каменного угля + щелчок). За долгое время под землей накапливался толстый слой слежавшихся растений, затем этот слой превратился в большой пласт. Этот пласт твердел и превращался уже в каменный уголь. Каменный уголь черный, твердый, но хрупкий. Хорошо горит. Пусть он некрасивый, пачкает руки, но его ценность и польза для человека очень большая. Как вы думаете, какую пользу для человека приносит каменный уголь? (Ответы детей)

(Слайд 13) Уголь хорошо горит, поэтому он используется как твердое топливо для получения тепла и электроэнергии, а так же его используют для  создания лекарств, духов, краски, пластмассы, взрывчатых веществ. Почему уголь называют каменным?

Дети: (Слайд 14) Потому что он твердый.

Крот: А раз он твердый, то к какому виду полезных ископаемых относится каменный уголь? (Ответы детей + щелчок) Правильно. Все последующие полезные ископаемые, о которых мы еще с вами будем говорить, тоже будут относится к твердому виду ископаемых. Следующая загадка:

Она варилось в доменной печи,

Чтобы потом нам сделать

Ножницы, ключи.  (Железная руда)

(Ответы детей)

Крот: (Слайд 15) Правильно это железная руда. (Показывает детям разные по цвету кусочки железной руды + щелчок). Железная руда – это общее название нескольких ее разновидностей. Она бывает черного, бурого или красноватого цвета. Железная руда очень твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Чтобы из этого камня получить железо, надо его расплавить в большой печи. Такие печи называются доменными. Расплавив железную руду и получив железо, что из него делают? (Ответы детей)

(Слайд 16) Из железа делают рельсы, машины, трубы, гвозди, магниты и многое другое. Так как железная руда твердая, она относится, к какому виду полезных ископаемых? (Ответы детей)

Следующая загадка:

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит)

(Ответы детей)

Крот: (слайд 17) (Показывает детям кусочек гранита + щелчок). Название гранит произошло от греческого слова «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех цветов – красного, светло-серого и черного. Он зернистый, твёрдый и очень прочный.  Хорошо полируется. Как вы думаете, где можно использовать этот камень? (Ответы детей)

(Слайд 18) Его используют для строительства набережных рек, лестниц, фонтанов, перил, фундаментов для памятников. Гранит, относится к какому виду? (Ответы детей)

Ребята,  у меня есть картинки, но они все перепутались. Я не могу их собрать, потому что я живу под землей, а там темно. Да, и признаться, плохо вижу!

Упражнение «Собери картинку»

Воспитатель: Давайте поможем Кроту Жорику и узнаем, что же нарисовано  на карточках (дети делятся на несколько команд и собирают перепутанные картинки: Карточка 1 - Каменный уголь; Карточка 2 - железная руда; Карточка 3- гранит.)

Крот: Вот спасибо вам,  ребята! Теперь я знаю, что нарисовано на карточках.

Крот: Ребята слушайте следующую загадку:

И липка, и жирна, и мягка

А посуда из нее крепка.  (Глина)

(Ответы детей)

Крот: (Слайд 19) (Показывает детям глину + щелчок). Глина — это осадочная порода, оседает на дне водоемов, находится она на не большой глубине. Со временем водоемы пересыхают, а глина остается.  Она бывает бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Главное свойство глины пластичность. Как вы думаете, люди где используют глину? (Ответы детей)

(Слайд 20) Из глины делают кирпичи, посуду, свистульки, цветочные горшки, используют для кладки печей и даже в косметологии.

Крот: Следующая загадка:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже  (Песок)

(Ответы детей)

(Слайд 21) (Показывает детям песок + щелчок). Песок - это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из песчинок разного цвета и величины, не скрепленных между собой.  По цвету, он может быть  (желтый, белый, черный, красноватый). Волны, выветривание, извержения вулканов и землетрясения разрушают горные породы и способствуют образованию песка.   Как вы думаете, как человек использует песок? Где его можно применить? (Ответы детей)

(Слайд 22) Песок широко используется в строительстве. Он входит в состав растворов на основе цемента, при укладке плитки, в изготовлении стекла и медицине. Без него невозможно представить ни одной детской песочницы. Стало  популярным и рисование песком.  Песок тоже относится к твёрдому виду полезных ископаемых.

Крот: Молодцы ребята, вы отгадали все мои загадки!

Воспитатель: Предлагаю поиграть ещё в одну игру. На экране будут появляться картинки предметов, ваша задача определить из какого природного ископаемого он сделан.

(Слайд 23+щелчки) Игра «Полезные ископаемые»

Крот: Я вижу, что вы ребята действительно очень много знаете про полезные ископаемые, и готовы стать настоящими геологами.  Но сейчас, я хочу более подробно познакомить вас со свойствами  одного знакомого вам полезного ископаемого. Отгадав загадку, вы поймете, о чем будет идти речь:

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И в куличики играть.

Дети: Песок.

Крот: Правильно! И теперь, чтобы нам более подробно познакомится со свойствами песка, предлагаю отправиться в мою мини лабораторию!

Воспитатель: Отличная идея, Жорик! Но, сначала мы  с ребятами вспомним правила техники безопасности в лаборатории, а затем  наденем фартуки!

(дети проговаривают правила техники безопасности в лаборатории, и одевают фартуки)

Воспитатель: Теперь мы готовы!

Крот: Ребята, вы знаете, как в природе появляется песок?

(Ответы детей).  Я вам сейчас это покажу.

 «Откуда берется песок»

Крот: Для этого мне понадобятся камни и лист черной бумаги.

(Крот берет два камня и трет их друг об друга. На бумагу сыпется песок.)

Как вы думаете, что это сыплется?  

Дети: Песок

Крот: Правильно, песок. В природе ветер и вода заставляют биться и тереться камни, в результате чего и появляется песок. А сейчас я предлагаю вам провести несколько опытов и более подробно познакомиться со свойствами песка.

Опыт 1

«Сухой песок-сыпучий»

Крот: Для этого опыта нам понадобятся пустые стаканчики, сухой песок.  Предлагаю пересыпать песок из одного стакана в другой. Что происходит с ним?

Дети: Он сыпаться. 

Крот: Значит песок, какой?

Дети: Песок сыпучий.

Крот: Правильно! Делаем вывод: сухой песок сыпучий. (Слайд 24)

(После каждого опыта на экране появляются карточки, на которых отображены  свойства  песка)

Опыт 2

«Песок имеет цвет, но не имеет запаха»

Крот: Возьмите стакан с сухим песком и посмотрите на него. Скажите, песок имеет цвет?

Дети: Да.

Крот: А теперь понюхайте его. Имеет ли он запах?

Дети: Нет.

Крот: Значит, какой можно сделать вывод: сухой песок имеет цвет, но не имеет запаха. (Слайд 25)

Опыт 3

«Нагревание песка солнцем (лампой)»

Крот: В вашей группе есть искусственное солнышко, вот такое (настольная лампа). Давайте  поместим  под лампу контейнер с песком  и оставим на какое-то время. А чуть позже вернемся к нему и узнаем, что произойдет с ним.  

Опыт 4

«Свойства мокрого песка»

Крот: Для следующего опыта нам понадобятся стакан с водой, миска, песок.

Ребята, как вы думаете, что произойдёт, если песок чуть-чуть полить водой?   (Ответы детей).  Предлагаю взять стакан с водой и проверить. Куда же делась вода?  

Дети: Песок ее впитал.

Крот: Делаем вывод: песок имеет свойство впитывать воду. (Слайд 26)

Опыт 5

 «Растворяется песок или нет?»

Крот: Для следующего опыта нам понадобятся стакан с чистой водой, чайная ложка, песок.  Давайте проверим, растворяется ли песок в воде. Возьмите стакан с водой и положите туда 1-2 ложки песка и помешайте. Растворился ли песок в воде?

Дети: Нет.

Крот: Делаем вывод - песок не растворяется, он осел на дно стакана. (Слайд 27)

А теперь предлагаю вернуться к контейнеру с песком, который мы поставили под лампу и узнать, что произошло с ним. Потрогайте пальцами песок, что с ним произошло?

Дети: Песок нагрелся и стал теплым.

Крот: Делаем вывод - песок может нагреваться. (Слайд 28)

Опыт 6 (с наблюдением)

«Очищение  воды через песок»

Крот: Для следующего опыта  нам понадобится  пластиковая  бутылка с отрезанным дном (воронка), губка (поролон или  промокашка, вата), песок, стакан с цветной  водой.

Посмотрите, у вас стоят стаканчики с водой. Перевернем  пластиковую  бутылку с отрезанным дном (воронка),  вложим в горлышко кусочек губки (поролон, промокашку, вату) и заполним песком. Подкрасим воду яркой  краской. Нальем часть в бутылку и подождем, пока она не просочиться через песок. Сравним отфильтрованную воду с «подкрашенной». Она изменилась? (Ответы детей)

Крот: Ребята, песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки. Делаем вывод -  песок очищает загрязнённую воду. (Слайд 29)

Крот: Ребята мы с вами провели много опытов,  давайте вспомним какими свойствами обладает песок?

Выводы исследований:

  1. Сухой песок сыпучий.
  2. Песок имеет цвет, но не имеет запаха.
  3. Песок не растворяется.
  4. Песок имеет свойство впитывать воду.
  5. Песок может нагреваться.
  6. Песок очищает загрязнённую воду.

Крот: Молодцы! За то, что вы были такими умными, внимательными, любознательными,  я вам дарю вот этот замечательный мультфильм!!!

Просмотр мультфильма. (Слайд 30)

Воспитатель: Ребята вы догадались, что за полезное ископаемое было в мультфильме?

Дети: Каменный уголь.

Воспитатель:  Правильно. Ну а теперь нам пора прощаться с кротом и  возвращаться в группу.  Спасибо тебе крот за такую замечательную  экскурсию.

Крот: И вам спасибо ребята, что пришли ко мне в гости, буду с нетерпением ждать вас еще у себя в гостях.

Воспитатель: Чтобы вернуться назад в группу давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова

Вокруг себя обернись

1,2,3 в детском садике очутись.

Воспитатель: Вот мы и оказались в группе. Вам понравилось сегодняшний досуг? Что вам больше всего запомнилось, понравилось? (Ответы детей)

На этом наш досуг подошел к концу. Спасибо, ребята, вы очень старались, и многое узнали и вспомнили!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театральной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Медовый замок настроений»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театральной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Медовый замок настроений» ...

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема: «Наша удивительная планета».

Методическая разработка игровой экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы. Образовательная область «Познавательное развитие», тема:«Наш удивительная пл...

Конспект открытой ООД по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Лесная сказка" (по произведению М.Ю.Картушиной "Заяц - портной").")

Конспект открытой ООД по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Лесная сказка" (По мотивам произведения М.Ю.Картушиной "...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Зимние забавы»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Зимние забавы»....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами театральной деятельности для детей подготовительной к школе группе «Медовый замок настроений»

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию  с элементами театральной деятельности  для детей подготовительной к школе группе «Медовый замок настроений»....