Проект "Путешествие ниточки"
проект (старшая группа)

Сидорова Людмила Николаевна

Сегодня я хочу поделиться с вами проектом для старшей группы "Путешествие ниточки". Я выбрала именн этот проект, т.к. он является очень познавательным, интересным и увлекательным.
Нити - это великое изобретение человека. Мы уже не представляем обыденную жизнь без неё, она нужна и интересна своременным детям, поскольку открывает новые возможност для деятельности.
Нитка учит, забавляет и рукодельничает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nitka.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Путешествие ниточки»

Вид проекта: краткосрочный

Тип проекта: исследовательско-поисковый

Основное направление проект: знакомство детей с разными видами ниток, их особенностями, применением в жизни человека.

Срок реализации проекта: неделя

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: доступ к интернету, компьютер, смарт доска, проектор.

Актуальность данного проекта:

В дошкольном возрасте ребёнок открыт всему миру. С неимоверной скоростью он впитывает в себя все многообразие открывающейся ему жизни. Все, что нам, взрослым, уже давно понятно и не удивительно, ребенок воспринимает в первый раз - как игру, как чудо. Как помочь ребенку не потеряться в этом мире, как научить видеть в обыденном, обычном, неприметном массу полезного для себя и людей, как научить получить знания, как воспитать деятельностного человека – это то, что всегда волнует воспитателей и родителей.

Дети часто не задумываются о происхождении некоторых вещей, что благодаря одной маленькой составляющей, может появиться что-то большое. Например, благодаря ниткам появляются различные вещи, без которых не может человек.

Цель: дать представления о волокнах и пряже, о том, откуда они берутся, о видах ткани. Познакомить детей с историей появления одежды.

Задачи:

- развивать внимание, мышление, мелкую моторику;

- развивать речь детей, обогащать их словарь, формировать умение строить предложения.

-обобщить и активизировать словарный запас по теме

-уточнить представление детей о предметах одежды, деталях, материале, необходимых для ее изготовления;

-формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности;

-воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера;

Проблема:

Нити – великое изобретение человека. Мы не представляем себе жизнь без теплой и удобной одежды, без тканей, создающих уют в доме. С раннего возраста ребенка окружают современные материалы, в основном синтетические. Сегодняшние бабушки редко вяжут своим внучатам носки и варежки из натуральной шерсти, и уж вовсе никто не ткет дома холсты, для того, чтобы сшить одежду. Все это ушло в прошлое. Любые вещи можно купить в магазине.

Нитка нужна и интересна современным детям, поскольку открывает новые возможности для деятельности. Нитка учит, забавляет и рукодельничает.

Необходимые условия для реализации проекта:

мультимедийная презентация «Путешествие ниточки»; катушка с разными нитками, кусочки ваты, микроскопы – 2, лупы на каждого ребёнка, лоскуты льняной ткани – на каждого ребёнка, льняная нить, непряденый лён, семена льна, изделия из льняных нитей – ткани, кружево, салфетки.

Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Метод трех вопросов: Что мы знаем? Что хотим узнать? Где и как найдем ответы на вопросы?

Задачи по работе с родителями:

- привлечение внимания родителей к развитию исследовательских умений и навыков дошкольников,

- привлечь к реализации проекта,

- демонстрационное оформление проекта,

- участие в мастер - классах для детей,

- помочь детям в поисках информации,

- привлечение родителей к совместному участию в мероприятии проводимых для детей.

Предполагаемый результат: дети познакомились с историей появления одежды.

Работа проводится по двум направлениям:

- совместная деятельность взрослых и детей: поиск информации, грамотное оформление найденной информации, подготовка к публичной презентации.

- взаимодействие с родителями: информирование родителей о предстоящем проекте, консультации по запросу родителей, помощь в правильном оформлении продукта (презентации)

Этапы работы над проектом «Путешествие ниточки»

Проблема: оторвалась пуговица, карман, разошелся шов, дырка на штанине. Нужно срочно привести вещь в порядок.

Первая версия ПРИШИТЬ.

Помогает детям найти нитки и иголку. НЕТ НИТОК

Педагог фиксирует другие варианты решения проблемы, предложенные детьми.

Оценивают состояние своей одежды и принимают решение, что в таком виде ходить не красиво и неудобно.

Предлагают способы решения проблемы: ПРИШИТЬ.

Поиск ниток и иголки.

НЕТ НИТОК.

Предлагают другие варианты решения проблемы: приклеить, пришить леской, зацепить степлером, приклеить скотчем, оставить так, купить новую.

Вводный этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

редлагает решить проблему любым из предложенных детьми способов.

Поддерживает интерес детей и направляет на поисковую деятельность.

Обеспечивает необходимыми подручными материалами. Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Оказывает помощь в изготовлении альтернативной одежды из бумаги.

Предлагает детям вспомнить свою любимую одежду, из чего она изготовлена, почему она приносит удовольствие.

Предлагает детям послушать рассказ К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Обсуждение рассказа.

Предлагает опыт «Из чего состоит твоя одежда?».

Дети приклеивают оторванный карман клеем или на скотч, прицепляют степлером. Пробуют в использовании.

Делают вывод, что не красиво и неудобно. Карман отпал, пуговица не застегивается, а дырка выглядит ужасно и вещи испорчены.

Дети настаивают, что можно сделать одежду не только из ткани и сшивать нитками. Предлагают альтернативный вариант. Например, из бумаги. Изготавливают носки и варежки. Склеивают с помощью клея или скотча. Пробуют носить.

Делают вывод: неудобно, носки порвались и в них холодно, быстро рвутся. Варежки под воздействием воды размокли и восстановлению не подлежат.

Рассказывают о своей любимой одежде. Объясняют, почему в ней приятно ходить, какие ее свойства и из какого материала она изготовлена.

Слушают рассказ «Как рубашка в поле выросла». Принимают участие в обсуждении.

-Что сначала сделали люди (Посеяли зерна льна.)

-Что выросло в поле (Лен.)

-Что сделали люди потом (Они его скосили, вымочили, выбелили.)

-Как у них получилась ткань (Её спряли на станке.)

Дети пытаются «разобрать» предложенные кусочки ткани на нитки. Рассматривают нитки под микроскопом.

Практический этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Информирует о проекте родителей.

Помогает организовать мастер классы (прядем шерсть, пробуем вязать).

Направляет детей на правильный поиск решения проблемы.

Рассказываем детям о тканях и нитках с просмотр мультимедийной презентации и комментариями:

-Вы уже знаете, что ткань можно получить из льна. Лен жары не любит, он растет на севере. До чего красив цветущий лен-все поле в голубых цветочках! Отцветет лен, созреют на нем семена -тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие в нем микробы съедят клей, которым волокна льна прочно склеены. Только после этого спрядут льняные нити.

А вот хлопок любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки, и в каждой – будто кусочек ваты! Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчесывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.

Шерстяные нити прядут из овечьей шерсти. Никогда не спросит овечий парикмахер: «Какую желаете прическу?» Всех овец на один фасон стрижет – наголо! Подстриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают – до следующей стрижки. А шерсть отправляют на прядильную фабрику.

Что же делают с волокнами на прядильной фабрике? Возьмем кусочек ваты, намочим и попробуем скрутить пальцами, при этом немного растягивая. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. В старину нити скручивали пальцами и наматывали на веретено. А сейчас нити прядут огромные прядильные машины. Нитки затем отправляются на ткацкие фабрики. Там на ткацких станках из ниток ткут ткани.

Знакомим детей с профессией ткачиха, вязальщица, вышивальщица, прядильщица и их деятельностью, рассматривание их оборудования на Смарт доске.

Игра «Быстрые утюжки».

Игра «Такая разная нить»

Игра «Подбери заплатку»

С помощью взрослых пытаются найти ответы на главный вопрос «Откуда появились нитки?»

«Из чего состоят нитки?»

-Что мы про нитки уже знаем? – из ниток состоит ткань. Из ниток вяжут носки, нитками вышивают….

-Что мы хотим узнать?- из чего состоят нитки, как их делают…

-Как мы это можем узнать?- спросить у родителей, поискать в интернете, прочитать в энциклопедии…

Вместе с родителями, дети ищут и приносят в детский сад разные виды ткани (капрон, ситец, шелк, бархат, драп и т. п.), из которой собирают альбом «Виды ткани»

- Рекомендуемая литература для прочтения родителями детям:

Рассказы:  

А. Коновалова: «Волшебная  коробочка»,

« Иголочка», «Золотые руки»; К.Константиновский «Как ткани ткут и нити прядут»;

Заключительный этап

Изготовление Куклы-мотанки из ниток.

Совместная подготовка родителей, детей и воспитателя  к созданию Музея ниток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная ниточка

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному труду...

Ниточка к ниточке

Чем же полезно рукоделие? Разная текстура ниток прекрасно стимулирует тактильные ощущения, тем самым развивая мелкую моторику. Оттачивается координация движений, обогащается словарный запас. Яркие нит...

Дополнительное образование кружок "Ниточка- кудесница"

Кружок " Ниточка- кудесница"Цель работы кружка: дать  углублённые знания о  возможностях ниток, развивать желание овладевать техникой изготовления поделок из ниток, а также осваивать...

НОД (занятие)"Ниточка из прошлого"

Затятие по ознакомлению с окружающим в средней группе...

"Ниточка за ниточкой"

Аппликация из шерстяных ниток...

Конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «Белая ниточка» с использованием нетрадиционной техники рисования – кляксография с ниточкой

Продолжать учить детей разным нетрадиционными способом рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствую...

Проект "Ниточка за ниточкой"

Художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, об...