День Чувашского языка
план-конспект занятия
Конспект занятия по чувашскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_den_chuvashskogo_yazyka.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект развлечения по теме «День чувашского языка ДОУ» в подготовительной школе группе.
Задачи:
- развивать любовь детей к родному языку, культуре, истории чувашского народа;
- знакомить с вкладом И. Яковлева в народную культуру;
- воспитывать чувство любви к своей малой Родине и чувства гордости и восхищения представителями чувашского народа.
Предварительная работа с детьми: беседы (о ценностях), знакомство с чувашскими пословицами о труде, добре и т. д., чтение произведений И.Я.Яковлева (о трудолюбии, дружбе, добре), разыгрывание мини-сценок по творчеству Яковлева (создавались и обыгрывались различные проблемные ситуации), знакомство с компьютером.
Материалы и атрибуты: компьютер, проектор, экран, буквы, изделия декоративно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, рассказы «Конь», «Лентяй и Лодырь», «Яблонька», легенда «Золотая книга чувашей», аудиозапись «Жаворонок».
Методы и приемы:
художественное слово (пословицы, легенда), использование ИКТ, разыгрывание сценок, музыкальное сопровождение – чувашская мелодия, чувашский танец, рассматривание слайдов, путешествие.
Ход занятий:
Воспитатель: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: А теперь давайте поприветствуем на чувашском языке. Ыра кун сунатпар!
Дети: Ыра кун сунатпар!
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в какой республике мы проживаем? (ответы детей). Я предлагаю вам послушать стихотворение о Чувашии, который написал П. Хузангай.
Чувашская земля, родимый край,
Ты всех похвал и почестей достоин,
Тут солнце, словно пышный каравай,
Здесь воздух, словно на меду настоян.
Живет тут удивительный народ,
Способный веселиться и трудиться.
Который очень нежно бережет,
Жемчужины преданий и традиций.
Ребята, как вы думаете, какой наряд на мне? (ответы детей). Да, верно, чувашский национальный наряд. Нравится вам мое платье? (ответы детей).
Что вам в нем нравится? (рассуждения детей)
Да, наряд действительно восхитительный, какие красивые узоры на нем. Вот И.Я.Яковлев говорил: «Чувашский народ сберег три бесценных сокровища: сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок».
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто такой И. Я. Яковлев? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам предлагаю послушать притчу. Хотите? (ответы детей)
(включается музыка «Журавушка»)
Когда-то давно у чувашского народа была книга, которая учила добру, дружбе, трудолюбию. Прошло время. Нежданно-негаданно напали на чувашский народ злые племена, хотели похитить самое дорогое, что у них было – Золотую Книгу, но не нашли ее, потому что те, кто охранял эту книгу, положили ее в Золотую шкатулку и зарыли в землю, а сами погибли в бою. Верили наши предки, что родится на чувашской земле богатырь, который разыщет Золотую книгу родного народа и вернет ее людям. И вот нашелся такой человек – это И. Я. Яковлев.
( выключается музыка)
(показ слайдов на экране о Яковлеве и букваре).
1 слайд портрет Яковлева
И. Я. Яковлев является основоположником чувашского алфавита, чувашской литературы и первого чувашского букваря
(слайд 2 с букварем)
И.Яковлев любил свой народ и хотел, чтобы он был грамотным, он обучал всех чуваш письменности, чтению и просвещал их.
(слайд3 с букварем)
Иван Яковлев ходил по деревням, собирал по крупицам у чувашских старцев пословицы, поговорки, легенды, притчи, истории.
(Слайд 4 с чув.букварем)
И записывал их в свою книгу, так слово за словом, пополнялась эта книга.
(слайд с букварем)
В результате долгих поисков народной мудрости был создан первый чувашский букварь.
Этот букварь и стал новой золотой книгой для чуваш. И.Я.Яковлев был умным, придумал для чуваш свою азбуку, теперь они могут читать и писать на своем родном, чувашском языке.
Воспитатель: Ребята, я сегодня приглашаю путешествовать по страницам этой уникальной и мудрой книги. А вы хотели бы побывать на страницах этого букваря? (Ответы детей)
Воспитатель: А попасть нам на эту страницу поможет волшебная тропинка, а тропинка-то не простая, она с буквами. (дети идут змейкой по тропинке, звучит музыка «Асамат кепере»)Проходите на первую страницу. Присаживайтесь. (выключается музыка)
(1, 2 слайды русский и чувашский алфавит).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на странице букваря находятся буквы и слова, они старинные, русские и чувашские
(3,4,5 слайды чувашский алфавит).
Воспитатель: Посмотрите, эти буквы отличаются от русских (рассуждение о чувашских буквах Ă, Ç, É, ÿ)-
(показ чувашских букв)
Воспитатель: (буквари на мольберте) Ребята, посмотрите, вот настоящие буквари. Эти буквари очень старинные и уникальные. От времени даже страницы пожелтели. Вот этот букварь на русском языке, а это букварь на чувашском языке.
Воспитатель: Теперь приглашаю вас пройти на следующую страницу – страницу «Народной мудрости». (звучит музыка «Асамат кепере». Дети идут по тропинке, выключается музыка)
На этой странице мы с вами узнаем о пословицах, поговорках, созданных чувашским народом. А вы знаете ребята, какие-нибудь пословицы? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие знаете? А кто расскажет? (рассуждения детей)
Воспитатель: Я рада, что вы знаете пословицы о дружбе, добре, трудолюбии.
Воспитатель: А вот какую я знаю пословицу, которая есть в букваре Яковлева, послушайте. Не запасайся деньгами, а запасайся друзьями.
Ребята, почему именно друзьями надо запасаться? (рассуждения детей)
Воспитатель: Да, потому что именно друзья выручат из беды, помогут в любой трудной ситуации.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие по страницам букваря и отправляемся на следующую страницу (звучит музыка «Асамат кепере», дети идут по тропинке, выключается музыка) Эта страница тоже интересная. И.Я.Яковлев писал рассказы для чувашских детей, которые учат честности, трудолюбию, добру и уважению к человеку. Он писал очень маленькие рассказы, но они имели очень большой смысл. Хотите послушать? (Ответы детей)
Рассказ называется «Конь»
Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор – чей конь? Стали они коня друг у друга рвать. Дай мне, мой конь. Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой. Пришла мать, взяла коня, и конь стал ничей.
- Почему мама забрала коня ? (рассуждения детей)
- А что надо было сделать? (вместе играть, дружно) (рассуждения детей)
Послушайте следующий рассказ «Лентяй и Лодырь»
Жили Лентяй и Лодырь. Лег Лентяй под Яблоню и говорит : « Ах, если бы мне яблоко попало прямо в рот ». А лодырь ему отвечает: « Как тебе не лень такие вещи говорить!».
Воспитатель: Я предлагаю вам разыграть сценку по рассказу из букваря И.Я.Яковлева «Лентяй и Лодырь». Вот какая смешная сценка получилось!!! (выбор двух мальчиков) (разыгрывание сценку)
Ребята, а вы знаете, кто такой Лентяй? Лодырь?
(Лентяй - ленивый человек, тот, кто не любит работать. Лодырь – это бездельник, лентяй)
Воспитатель: Ребята, а вам встречались такие люди? (рассуждение детей)
Воспитатель: Ведь мы с вами не такие? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами дружные, трудолюбивые. Вот и чувашский народ трудолюбивый. Он славится мастерством, трудолюбием. И мы с вами можем в этом убедиться, подойдите, посмотрите, какую красоту создал чувашский народ. Можете потрогать, рассмотреть.
( подходят к столу, где тухъя, вышивка, куклы в национальных костюмах).
Какая кропотливая работа, здесь и вышивка, и монетки-то, ах, как весело звенят, так и хочется в пляс пуститься. Я вас приглашаю потанцевать. Хотите потанцевать? (Ответы детей)
(звучит чувашская музыка, танцуют).
(выключается музыка)
Воспитатель: У вас поднялось настроение? (рассуждение детей)
Воспитатель: Глядя на вас, душа моя радовалась.
Воспитатель: Следующая страница этой уникальной книги научит нас добру, дружбе и заботе (звучит музыка «Асамат кепере», идут по тропинке, выключается музыка). Предлагаю послушать одну притчу «Яблонька».
(музыка «Журавушка»)
Посадил старый дед яблоньку. А ему говорят: «Зачем ты сажаешь яблоню, ты стар и болен. Может так получиться, что ты не попробуешь ни одного яблока с этого дерева». А он им в ответ: «Я не попробую, попробуют мои внуки, дети и другие люди и вспомнят меня добрым словом».
(выключается музыка )
Воспитатель: Вот и И.Я.Яковлев оставил после себя эту мудрую книгу, чтобы люди умели читать и писать, передавали свои знания из поколения в поколения.
Воспитатель: Закончилось наше путешествие. Пришло время возвращаться обратно со страниц этого уникального букваря. (звучит музыка, дети идут змейкой, выключается музыка )
-Ребята, понравилось ли вам путешествие по страницам букваря? (Ответы детей)
-Чем оно понравилось? (Ответы детей)
-Что больше всего запомнилось? (Ответы детей)
-Что интересного для себя узнали? (Ответы детей)
На прощание пожелаем нашим гостям и друг другу всего светлого и доброго.
(пожелания детей)
Пожелание педагога на чувашском языке и перевод
Сывâ пулâр, хâнасем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои разработки: «День чувашского языка». 27.04.2017г.
Сценарий праздника«День чувашского языка»...
День чувашского языка
Это сценарий на чувашском языке посвящен 170 летию И.Я. Яковлева просветителя чувашского народа. К сценарию прилагается песни и стихи на чувашском языке....
День чувашского языка
25 апреляВ Чувашии отмечается День чувашского языка |...
День чувашского языка "Янра, чаваш челхи!"
Уяв т.ллев.% Шкул =улне =итмен ачасене тăван чĕлхене юратма: ăна хисеплеме вĕрентсе пыни: пĕр-пĕринпе хутшăнса хăнăхăвĕсене: пултарулăхне аталантарасси? Ачасен савăк кăмăлне у=ма тăрăшни чăвашсен...
Сценарий праздника "День чувашского языка"
Материал развлечения "День чувашского языка" может быть полезен для воспитателей, музыкальных руководителей ДОУ.Праздник организуется с детьми 6-7 лет. Изучая чувашский язык, ребенок приобща...
День чувашского языка (сценарий развлечения)
У каждого человека есть Родина и свой родной язык. Каждый человек должен знать и хорошо говорить на своём родном языке....
День чувашского языка 24.04.2021
День чувашского языка...