"Знатоки грамотной и красивой речи"
консультация по развитию речи

Светлана Михайловна Клыго

Деловая игра для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БДОУ «Центр развития ребёнка-Нюксенский ДС»

Деловая игра для воспитателей

«Знатоки Грамотной и красивой речи».

Подготовила Клыго С.М

Учитель-логопед

с.Нюксеница

2022

Задачи:

  • Дать возможность педагогам в игровой форме проверить и актуализировать свои знания в области фонетики и фонологии, орфоэпии и грамматики и применить эти знания на практике;
  • Вызвать желание и стремление совершенствовать свою речь и речь своих воспитанников.

ВСТУПЛЕНИЕ

Уважаемые коллеги ответьте мне на вопрос Здравствуйте, что входит в образовательную область «Речевое развитие» какие компоненты?

В: Развитие лексической стороны речи.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Развитие связной речи детей.

Уважаемые коллеги, как вы считаете: какое самое главное условие должен выполнить человек, который собирается научить другого человека чему-либо?

(Наводящий дополнительный вопрос: должен ли педагог, который обучает чему-либо своих воспитанников, сам хорошо понимать предмет и разбираться в данном вопросе?)

Конечно же, чтобы педагог мог не только компетентно обучать своих воспитанников, но и постоянно быть для них образцом грамотной и красивой речи, он должен обладать устойчивыми знаниями в области фонетики и фонологии, орфоэпии и грамматики, а также постоянно применять эти знания на практике.

Я предлагаю вам сегодня освежить в памяти знания, которые позволят вам развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух и формировать звуковую аналитико-синтетическую активность у дошкольников. Знания эти все мы получали в школе, в средних и высших учебных заведениях, поэтому многое уже позабылось. Актуализировать наши знания предлагаю в деловой игре «Знатоки Грамотной и красивой речи».

Буду рада, если после проведения игры у вас возникнет желание и стремление совершенствовать свою речь и речь своих воспитанников.

Помогать в проведении игры, подсчитывать баллы будет компетентное жюри: 

Итак, в нашей игре принимают участие три команды.

И так разминка Блиц опрос для команд.

Вопросы для 1-ой команды:

  1. Назовите создателей славянской азбуки.
  2. В русском языке есть фразеологизм стоять фертом. Это как? Покажите.
  3. Назовите синоним к слову алфавит.
  4. Вот два слова: пальто, платье. Какое из них иноязычное? Обоснуйте свой ответ.
  5. Как сказать правильно: килограмм баклажан или килограмм баклажанов?

Вопросы для 2-ой команды:

  1. Назовите 1-ую букву кириллицы.
  2. Можно ли сказать, что слова невежа и невежда – синонимы. Почему?
  3. Как сказать правильно: нет полотенцев или нет полотенец?
  4. В русском языке есть фразеологизм прописать ижицу. Как это надо понимать?
  5. Сколько звуков в слове фальшь?

Вопросы для 3-ей команды

1.Назовите последнюю букву кириллицы.

2. В русском языке есть фразеологизм расставить точки над и. Как это

надо понимать?

3. Сколько звуков [ц] в предложении: Ученица Синицына отправляется учиться за границу?

4. Какое из данных слов русское: автор, ахать, аккуратный?

5. Как правильно сказать: то'рты или торты' ?

Молодцы, переходим к первому заданию. Употребите слова в родительном падеже, множественного числа.

1 команда. Армяне, вафли, граммы, носок, сапоги, помидоры.

2 команда. Бананы, ботинки, полотенца, свечи, ясли, комментарии.

3 команда. Апельсины, гектары, кастрюли, плечи, солдаты, туфли.

Второе задание подберите к существительным прилагательные используя правильный род.

Например: Рояль чёрный, мозоль больная.

1 Команда. Бра, картофель, пальто, Сочи, леди, Кольраби, кофе.

2.Команда. Шампунь, жюри, кафе, молодёжь, какаду, рельс, метро.

3.Команда. Шимпанзе, шоссе, тюль, туфля, метро, Баку, фойе.

И так следующее задание. Перепишите текст, заменяя цифровые числительные прописными.

1 Команда.

 В порт вошёл теплоход с 2485 пассажирами.

Разность между 87 и 58 составляет 29.

2 Команда.

Частное от деления 6884 на 6 равно 1144.

Фруктовый сад разбит на 690 гектарах.

3 команда.

Это небольшой старинный город с 4675 жителями.

Библиотека пополнилась 376 книгами.

Конкурс Капитанов:

 «Он» и «она» (лексика)

Это задание на смекалку. В двух столбиках даны определения слов, которые различаются грамматической категорией рода: слева – м.р. (он), справа – ж.р. (она). Ответы занесите в бланк. Время выполнения – 3 минуты.

Столовый или перочинный

У гриба под шляпкой

Батон с маком внутри

Красное, чёрное и зеро

Пойманная рыба

Хитрый приём

Прогулка с рюкзаком

Манера ставить ноги

Официальное посещение

Ф.И.О. на картонке

«Декольте» по-русски

Кусок газеты или мяса

Мы продолжаем с вами и у нас пятое задание. Глагол «Одеть», «Надеть», как же правильно? Сейчас мы с вами и разберёмся.

1 Команда

Брат__________часы на руку.

Девочка____________ куклу.

Больной гриппом должен_____________маску из марли.

Музыкант_____________чехол на гитару.

2 Команда

На мебель были____________чехлы.

Девочке подарили игру «_____________медвежонка»

Космонавт_______________ скафандр.

Сегодня девочка_____________новые туфли.

3 Команда

Слесарь___________хомут на трубу.

Модница______________новое платье.

Муж жену_____________как принцессу.

Сегодня холодно и я ___________шарф.

Глагол –это часть речи, которая скрывает много интересного. Исправьте ошибки.(6)

1 Команда.

Не махай так сильно руками при разговоре.

Если вы так поступите, я очутюсь в очень неловкой ситуации.

Я убедю вас в том, что вы ошиблись.

Занавеска чуть колыхается от ветра.

Легкий морозец щипет щеки, с елок сыпятся серебряные искры.

Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых сроков.

2 Команда

Когда пловец достигнул берега, шторм почти утихнул.

Меня глодает совесть.

Шахматист отвергнул предложение противника.

Всё дремет вокруг, не плескается волна.

Лошади запрягаются в повозку, и веселая процессия двигается к городской площади.

Машина за машиной подъезжали и нагружались овощами.

3 Команда

Где вы слыхали это?

Положь игрушку и выдь к гостям нормальным ребенком.

Ой, как крапива жгется!

Вы не хочете со мной дружить? Ну и ехайте отсюда!

Отец старался хорошо воспитать сына и давать ему первые представления об окружающем мире.

Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, отнюдь не проста.

Я, ты мы, они, оно-что же это? Местоимение правильно.

У нас 7 задание

Перепишите текст в исправленном виде заменяя местоимения нужными частями речи.

 1. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена.

 2. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась.

3. Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.

4. За дорогой на вершине холма-хвойный лес, а на его холмах раскинулись луга.

5. Мальчик дал щенку тушеного мяса, и он за несколько секунд съел его.

6. Эту рыбу дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала.​​

Последнее задание.(8)На месте пропусков поставьте местоимения

«Два друга много дней шли по пустыне»

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, что получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Спасибо за внимание.

Жюри подводит итоги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знатоки грамотной и красивой речи Подготовила Клыго С.М, учитель-логопед Апрель,2022 г

Слайд 2

Вопросы для 1-ой команды: 1.Назовите создателей славянской азбуки. 2.В русском языке есть фразеологизм стоять фертом . Это как? Покажите. 3.Назовите синоним к слову алфавит . 4.Вот два слова: пальто, платье . Какое из них иноязычное? Обоснуйте свой ответ. 5.Как сказать правильно: килограмм баклажан или килограмм баклажанов ? БЛИЦ - ОПРОС

Слайд 3

1. Кирилл и Мефодий 2. Руки в боки. Ферт – старинное название буквы «ф». 3 . Азбука 4. Пальто. Неизменяемость – один из признаков иноязычных слов. 5. Килограмм баклажанов.

Слайд 4

Вопросы для 2-ой команды : 1.Назовите 1-ую букву кириллицы. 2.Можно ли сказать, что слова невежа и невежда – синонимы . Почему? 3.Как сказать правильно: нет полотенцев или нет полотенец ? 4.В русском языке есть фразеологизм прописать ижицу . Как это надо понимать? 5.Сколько звуков в слове фальшь ?

Слайд 5

1. Аз 2. Нет, т.к. слова – абсолютно разные по значению. Это паронимы. 3. Нет полотенец. 4. Сделать внушение, выговор или даже высечь. 5. 4 звука

Слайд 6

Вопросы для 3-ей команды 1.Назовите последнюю букву кириллицы. 2. В русском языке есть фразеологизм расставить точки над и . Как это надо понимать? 3. Сколько звуков [ц] в предложении: Ученица Синицына отправляется учиться за границу? 4. Какое из данных слов русское: автор, ахать, аккуратный ? 5. Как правильно сказать: то‘рты или торты' ?

Слайд 7

1. Ижица 2. Не оставить недомолвок; прояснить ситуацию. 3. 5 звуков [ц] 4. Ахать. Остальные 2 слова – иноязычного происхождения. 5. То‘рты

Слайд 8

Употребите слова в родительном падеже, множественного числа . 1 команда. Армяне, вафли, граммы, носок, сапоги, помидоры . 2 команда. Бананы, ботинки, полотенца, свечи, ясли, комментарии . 3 команда. Апельсины, гектары, кастрюли, плечи, солдаты, туфли.

Слайд 9

1 команда 2 команда 3 команда Армяне, вафли, граммы, носок, сапоги, помидоры. Бананы, ботинки, полотенца, свечи, ясли, комментарии. Апельсины, гектары, кастрюли, плечи, солдаты, туфли. Армян, вафель, грамм, носков, сапог, помидоров. Бананов, ботинок, полотенец, свечей, яслей, комментариев. Апельсинов, гектаров, кастрюль, плеч, солдат, туфель.

Слайд 10

П одберите к существительным прилагательные, используя правильный род. 1 Команда. Бра, картофель, пальто, Сочи, леди, Кольраби, кофе . 2.Команда . Шампунь, жюри, кафе, молодёжь, какаду, рельс, метро . 3.Команда . Шимпанзе, шоссе, тюль, туфля, метро, Баку, фойе.

Слайд 11

1 Команда 2 Команда 3 Команда Бра( ср.р ) картофель( м.р ) пальто( Ср.р ) Сочи( м.р ) леди( ж.р ) Кольраби( ж.р ) кофе( м.р ) Шампунь( М.р ) жюри( ср.р ) кафе( ср.р ) молодёжь( ж.р ) какаду( м.р ) рельс( м.р ) метро( ср.р ) Шимпанзе( м.р ) шоссе( ср.р ) тюль( м.р ) туфля( ж.р ) метро( ср.р ) Баку( м.р ) Фойе( ср.р )

Слайд 12

Перепишите текст, заменяя цифровые числительные прописными. 1 Команда. В порт вошёл теплоход с 2485 пассажирами. Разность между 87 и 58 составляет 29. 2 Команда. Частное от деления 6884 на 6 равно 1144. Фруктовый сад разбит на 690 гектарах. 3 команда. Это небольшой старинный город с 4675 жителями. Библиотека пополнилась 376 книгами.

Слайд 13

1 Команда. В порт вошёл теплоход с 2485 пассажирами. (В порт вошёл теплоход с двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью пятью пассажирами) Разность между 87 и 58 составляет 29.(Разность между восьмьюдесятью семью и пятьюдесятью восьмью составит двадцать девять) Перепишите текст, заменяя цифровые числительные прописными. 2 Команда. Частное от деления 6884 на 6 равно 1144.(Частное от деления шести тысяч восьмисот восьмидесяти четырёх на шесть равно тысяче ста сорока четырём) Фруктовый сад разбит на 690 гектарах.( Фруктовый сад разбит на шестистах девяноста гектарах) Перепишите текст, заменяя цифровые числительные прописными. 3 команда. Это небольшой старинный город с 4675 жителями.(Это небольшой старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью жителями) Библиотека пополнилась 376 книгами.(Библиотека пополнилась тремястами семьюдесятью шестью книгами.) Перепишите текст, заменяя цифровые числительные прописными .

Слайд 14

Конкурс Капитанов: «Он» и «она» (лексика) Столовый или перочинный У гриба под шляпкой Батон с маком внутри Красное, чёрное и зеро Пойманная рыба Хитрый приём Прогулка с рюкзаком Манера ставить ноги Официальное посещение Ф.И.О. на картонке «Декольте» по-русски Кусок газеты или мяса

Слайд 15

Нож – ножка Рулет – рулетка Улов – уловка Поход - походка Визит – визитка Вырез – вырезка

Слайд 16

1 Команда Брат__________часы на руку. Девочка____________ куклу. Больной гриппом должен_____________маску из марли. Музыкант_____________чехол на гитару. 2 Команда На мебель были____________чехлы . Девочке подарили игру «_____________медвежонка» Космонавт_______________ скафандр. Сегодня девочка_____________новые туфли. 3 Команда Слесарь___________хомут на трубу. Модница______________новое платье. Муж жену_____________как принцессу. Сегодня холодно и я ___________шарф.

Слайд 17

1 Команда Брат надел часы на руку. Девочка одела куклу. Больной гриппом должен надеть маску из марли. Музыкант надел чехол на гитару. 2 Команда На мебель были надеты чехлы. Девочке подарили игру «одеть медвежонка» Космонавт надел скафандр. Сегодня девочка надела новые туфли. 3 Команда Слесарь надел хомут на трубу. Модница надела новое платье. Муж жену одел, как принцессу. Сегодня холодно и я надел шарф.

Слайд 18

1 Команда. Не махай так сильно руками при разговоре. Если вы так поступите, я очутюсь в очень неловкой ситуации. Я убедю вас в том, что вы ошиблись. Занавеска чуть колыхается от ветра. Легкий морозец щипет щеки, с елок сыпятся серебряные искры. Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых сроков. 2 Команда Когда пловец достигнул берега, шторм почти утихнул. Меня глодает совесть. Шахматист отвергнул предложение противника. Всё дремет вокруг, не плескается волна. Лошади запрягаются в повозку, и веселая процессия двигается к городской площади. Машина за машиной подъезжали и нагружались овощами. 3 Команда Где вы слыхали это? Положь игрушку и выдь к гостям нормальным ребенком. Ой, как крапива жгется ! Вы не хочете со мной дружить? Ну и ехайте отсюда! Отец старался хорошо воспитать сына и давать ему первые представления об окружающем мире. Проблема, обсуждающаяся на страницах газеты, отнюдь не проста.

Слайд 19

Исправьте ошибки. 1 Команда . 1.Не маши так сильно руками при разговоре. (неверная форма слова) 2.Если вы так поступите, я могу очутиться в очень неловкой ситуации. (неверная форма слова) 3.Я смогу убедить вас в том, что вы ошиблись. (неверная форма слова) 4.Занавеска чуть колышется от ветра. (неверная форма слова) 5.Легкий морозец щиплет щеки, с елок осыпаются серебряные искры. (неверная форма слова) 6.Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намеченных сроков. (несогласование времен)

Слайд 20

Исправьте ошибки. 2 Команда 1.Когда пловец достиг берега, шторм почти утих. (неверная форма прошедшего времени) 2.Меня гложет совесть. (неверная форма слова) 3.Шахматист отклонил предложение противника. (лексическая ошибка либо неверная форма прошедшего времени) 4.Всё дремлет вокруг, не плещется волна. (неверная форма слова) 5.Лошадей запрягают в повозку, и веселая процессия движется к городской площади. (неверный залог) 6.Машины подъезжали и на них грузили овощи. (неверное число глагола, неверный залог)

Слайд 21

Исправьте ошибки . 3 Команда 1.Где вы слышали это? (использование устаревшего просторечного) 2. игрушку и выйди к гостям нормальным ребенком. (неверная форма слова) 3.Ой , как крапива жжется! (неверная форма слова) 4. не хотите со мной дружить? Ну и езжайте отсюда! (неверная форма слова) 5.Отец старался хорошо воспитывать сына и давать ему первые представления об окружающем мире. (неверный вид глагола) 6.Проблема , обсуждаемая на страницах газеты, отнюдь не проста. (разряд причастия)

Слайд 22

Перепишите текст в исправленном виде заменяя местоимения нужными частями речи. 1 Команда 1 . В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена. 2. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась. 2 Команда 1 . Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами. 2 . За дорогой на вершине холма-хвойный лес, а на его холмах раскинулись луга. 3 Команда 1 . Мальчик дал щенку тушеного мяса, и он за несколько секунд съел его. 2 . Эту рыбу дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала.

Слайд 23

Перепишите текст в исправленном виде заменяя местоимения нужными частями речи. 1 Команда 1. 1.В комнате, возле печки, которая была сильно натоплена, стояла девушка. 2.Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала её там , пока гроза не закончилась . 2 Команда 3. Молодёжь осталась довольна концертом и просили почаще устраивать такие встречи с артистами. 4. За дорогой, на вершине холма - раскинулись луга и хвойный лес . 3 Команда 5. Мальчик дал щенку тушеного мяса, и тот за несколько секунд съел его. 6. Эту рыбу дала мне продавщица Люба, поскольку из-за жары та уже припахивала.

Слайд 24

На месте пропусков поставьте местоимения «Два друга много дней шли по пустыне» 1 Команда Однажды …… поспорили, и один ….. сгоряча дал пощёчину другому. ….. друг почувствовал боль, но ….. не сказал. Молча …. написал на песке: «Сегодня…. самый лучший друг дал …. пощёчину ». 2 Команда Друзья продолжали …… путь, и вот ….. нашли озеро, ….. решили искупаться. Тот, … получил пощёчину, едва не утонул, а друг …. спас. Когда .. пришёл в …. , то высек на камне: «Сегодня … самый лучший друг спас … жизнь ». 3 Команда Первый спросил ….. : – Когда .. ….. обидел, .. написал на песке, а теперь … пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-нибудь … обижает, …. .должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть …. надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, …. должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Слайд 25

«Два друга много дней шли по пустыне» Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, что получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас. Когда он пришёл в себя , то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его : – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Слайд 26

Самые длинные слова Тетрагидропиранилциклопентилтетрагидропиридопиридиновые » (55 букв, химич . вещество) « Гидразинокарбонилметилбромфенилдигидробенздиазепин » (50 букв, транквилизатор Гидазепам ) « Кокамидопропилпропиленгликольдимонийхлоридфосфат » (48 букв, химическое вещество) « метоксихлордиэтиламинометилбутиламиноакридин » (44 буквы, химическое вещество, другое название — акрихин) « четырёхсотпятидесятисемимиллиметровое » (37 букв, ствол орудия) « превысокомногорассмотрительствующий » (35 букв самое длинное русское слово зарегистрированное в «Книге рекордов Гиннесса» издания 2003 года)

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: ”Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи.

Закреплений знаний по разделам "Звукопроизношение", "Обучение элементам грамоте","Лексико-граматической категории", "Связная речь"...

Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи

Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам  грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь»....

Итоговое занятие "Путешествие в страну грамотной и красивой речи".

Итоговое занятие в подготовительной группе...