Итоговое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Занимательное путешествие для маленьких знатоков в страну Красивой Речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, закрепить навыки правильного звукопроизношения.
Задачи:
- Обучающие:
- Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения и словообразования;
- упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- формировать умения обобщать, классифицировать;
- Развивающие:
- развивать диалогическую связную речь, образное представление;
- расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
- развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
3. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов, проведение дидактических игр «Веселый паровозик» и «Буквы заблудились», просмотр мультипликационных фильмов, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, наблюдение в природе, выполнение физкультурных разминок.
Словарная работа: фантазия,повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.
Методические приемы:
- словесные (беседы по сюжетным картинкам, чтение художественных произведений, словесныеигры «Дополни предложение» «Сравни и назови»);
- наглядные (демонстрация сюжетных картинок, рисунков, просмотр мультфильмов по изучаемой тематике);
- практические (игры в сочетании с вопросами, объяснениями, пояснениями).
Материалы и оборудование:«Волшебная коробочка» с заданиями, мелодии «волшебной музыки», магнитная доска с картинками, письмо, набор для аппликации.
Ход занятия:
Воспитатель- Дети, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга
Дети: - Здравствуйте.
- Небо, небо голубое,
- Солнце, солнце золотое.
(идём по кругу, держась за руки)
- Дай нам, солнышко, ответ,
(руки вверх)
- «Ты нас любишь или нет?»
(руки к себе)
- Дарит солнце света луч,
- Освещает всё вокруг!
(машем поднятыми вверх руками)
- Мы берём в ладошки свет,
(ладони складываем лодочкой)
- Улыбаемся в ответ!
(улыбаемся друг другу)
Воспитатель: - Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Согласны? Тогда в путь. В путешествие мы отправимся с помощью фантазии.
- А что такое фантазия?
Дети: - Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.
Воспитатель: - Правильно. Поэтому я вам предлагаю закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
- Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на ветке дерева прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.
Дети: - Конечно, прочитаем.
Воспитатель зачитывает письмо:
«Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злые волшебники заколдовали наших жителей, и теперь они не знают, что такое радость и смех. Под деревом лежит «волшебная коробочка», в котором находятся задания. Выполнив эти задания, вы поможете жителям нашей страны.»
Воспитатель: - Дети, поможем расколдовать наших друзей?
Дети: - Да, обязательно.
Воспитатель: - Тогда давайте приступим к выполнению заданий.
Воспитатель: - Дети, но прежде чем мы приступим к нашим испытаниям, давайте проведем артикуляционную гимнастику. Чтобы давать верные и правильные ответы, нам необходима красивая и четкая речь.
Артикуляционная гимнастика:
«Окно», «Чистим зубы», «Дудочка», «Качели», «Лошадка».
1-е задание
«Назови ласково»
Воспитатель называет слово, а ребенок называет его ласково.
( Обезьяна, бегемот, луч, кошка, кабан, вилка, стул, барсук, бык, жук, солнце, ветер.)
2-е задание
«Назови одним словом»
- Кепка, шапка, фуражка, берет, косынка.
- кровать, стол, диван, табурет, шкаф.
- помидор, лук, перец, огурец, свекла, морковь.
- Марс, Плутон, Сатурн, Земля, Венера.
- 2, 4, 7,1,9,6.
- герань, фикус, роза, ландыш, подснежник, тюльпан.
3-е задание
« Что лишнее?»
- самолет, корабль, стол, машина.
- заяц, волк, комар, медведь.
- ожерелье, кузнечик, бусы, браслет, серьги.
- апельсин, банан, белка, груша.
4-е задание
«Наоборот»
Воспитатель называет слова, а дети подбирают антонимы этих слов.
- Говорить, высокий, открыть, грустный, громко, легко, сильный, чистый, тепло, маленький.
5-е задание.
«Назови признаки»
- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки (какой?, какая?, какое?) предметов:
- Матрешка из дерева…
-Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-мальчик с широкими плечами-…
-Дом из кирпича…
-Блюдце из фарфора…
6-е задание
«Веселые загадки»
В чаще голову задрав.
Воет с голоду ... жираф. (Волк)
Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый ... волк. (Медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая ... лисица. (Белка)
В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей. (Лягушонок)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)
Воспитатель: - Молодцы, дети. Вы отлично справились с заданиями и расколдовали жителей сказочной страны. И теперь нам тоже нужно зарядиться положительной энергией. Поэтому я предлагаю вам провести вместе физкультминутку. Согласны?
Дети: - Согласны.
Физкультминутка:
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде –
«раз».
А над нами весело шелестит
листва.
Опускаем руки мы по команде –
«два».
Легкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Воспитатель: - Дети, чтобы мы и жители страны Красивой речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам выполнить аппликацию «Солнышко». Давайте пройдем за столы и приступим к работе.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:
Солнышко, солнышко, Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко,Быстро сжимают и разжимают кулаки.
Разбросай колечки.
Мы колечки соберем,Выполняют хватательные движения щепотью.
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляемКруговыми движениями трут ладонь о ладонь.
И назад тебе вернем.Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.
Практическая работа.
Детям предлагается на листе цветного картона, оформленного в виде солнца, наклеить разноцветные лучи под мелодию «волшебной музыки».
Воспитатель: - Дети, какие красивые солнышки у вас получились. Молодцы. А теперь нам пора возвращаться. Возьмемся дружно за руки, закроем глаза и вновь представим, как мы летим на воздушном шаре над полями и лесами сквозь облака. Вот мы и прибыли в свою группу и наше путешествие закончилось.
Итог:
- Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
- Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
- Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение городского округа Саранск
«Центр развития ребенка – детский сад № 46»
Итоговое занятие по развитию речи
с детьми старшей группы № 10
на тему:
«Занимательное путешествие для маленьких знатоков в страну Красивой Речи»
Подготовила:воспитатель
Васина Н.А.
Саранск, 2024 г.
Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, закрепить навыки правильного звукопроизношения.
Задачи:
- Обучающие:
- Совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения и словообразования;
- упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- формировать умения обобщать, классифицировать;
- Развивающие:
- развивать диалогическую связную речь, образное представление;
- расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
- развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.
3. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение стихов и рассказов, проведение дидактических игр «Веселый паровозик» и «Буквы заблудились», просмотр мультипликационных фильмов, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, наблюдение в природе, выполнение физкультурных разминок.
Словарная работа: фантазия,повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.
Методические приемы:
- словесные (беседы по сюжетным картинкам, чтение художественных произведений, словесныеигры «Дополни предложение» «Сравни и назови»);
- наглядные (демонстрация сюжетных картинок, рисунков, просмотр мультфильмов по изучаемой тематике);
- практические (игры в сочетании с вопросами, объяснениями, пояснениями).
Материалы и оборудование:«Волшебная коробочка» с заданиями, мелодии «волшебной музыки», магнитная доска с картинками, письмо, набор для аппликации.
Ход занятия:
Воспитатель- Дети, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга
Дети: - Здравствуйте.
- Небо, небо голубое,
- Солнце, солнце золотое.
(идём по кругу, держась за руки)
- Дай нам, солнышко, ответ,
(руки вверх)
- «Ты нас любишь или нет?»
(руки к себе)
- Дарит солнце света луч,
- Освещает всё вокруг!
(машем поднятыми вверх руками)
- Мы берём в ладошки свет,
(ладони складываем лодочкой)
- Улыбаемся в ответ!
(улыбаемся друг другу)
Воспитатель: - Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Согласны? Тогда в путь. В путешествие мы отправимся с помощью фантазии.
- А что такое фантазия?
Дети: - Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.
Воспитатель: - Правильно. Поэтому я вам предлагаю закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
- Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на ветке дерева прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.
Дети: - Конечно, прочитаем.
Воспитатель зачитывает письмо:
«Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злые волшебники заколдовали наших жителей, и теперь они не знают, что такое радость и смех. Под деревом лежит «волшебная коробочка», в котором находятся задания. Выполнив эти задания, вы поможете жителям нашей страны.»
Воспитатель: - Дети, поможем расколдовать наших друзей?
Дети: - Да, обязательно.
Воспитатель: - Тогда давайте приступим к выполнению заданий.
Воспитатель: - Дети, но прежде чем мы приступим к нашим испытаниям, давайте проведем артикуляционную гимнастику. Чтобы давать верные и правильные ответы, нам необходима красивая и четкая речь.
Артикуляционная гимнастика:
«Окно», «Чистим зубы», «Дудочка», «Качели», «Лошадка».
1-е задание
«Назови ласково»
Воспитатель называет слово, а ребенок называет его ласково.
( Обезьяна, бегемот, луч, кошка, кабан, вилка, стул, барсук, бык, жук, солнце, ветер.)
2-е задание
«Назови одним словом»
- Кепка, шапка, фуражка, берет, косынка.
- кровать, стол, диван, табурет, шкаф.
- помидор, лук, перец, огурец, свекла, морковь.
- Марс, Плутон, Сатурн, Земля, Венера.
- 2, 4, 7,1,9,6.
- герань, фикус, роза, ландыш, подснежник, тюльпан.
3-е задание
« Что лишнее?»
- самолет, корабль, стол, машина.
- заяц, волк, комар, медведь.
- ожерелье, кузнечик, бусы, браслет, серьги.
- апельсин, банан, белка, груша.
4-е задание
«Наоборот»
Воспитатель называет слова, а дети подбирают антонимы этих слов.
- Говорить, высокий, открыть, грустный, громко, легко, сильный, чистый, тепло, маленький.
5-е задание.
«Назови признаки»
- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки (какой?, какая?, какое?) предметов:
- Матрешка из дерева…
-Сумка из кожи…
- Если ручка сделана из пластмассы, то…
-мальчик с широкими плечами-…
-Дом из кирпича…
-Блюдце из фарфора…
6-е задание
«Веселые загадки»
В чаще голову задрав.
Воет с голоду ... жираф. (Волк)
Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый ... волк. (Медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая ... лисица. (Белка)
В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей. (Лягушонок)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)
Воспитатель: - Молодцы, дети. Вы отлично справились с заданиями и расколдовали жителей сказочной страны. И теперь нам тоже нужно зарядиться положительной энергией. Поэтому я предлагаю вам провести вместе физкультминутку. Согласны?
Дети: - Согласны.
Физкультминутка:
На зарядку солнышко
Поднимает нас,
Поднимаем руки мы по команде –
«раз».
А над нами весело шелестит
листва.
Опускаем руки мы по команде –
«два».
Легкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка – раз, два, три.
Воспитатель: - Дети, чтобы мы и жители страны Красивой речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам выполнить аппликацию «Солнышко». Давайте пройдем за столы и приступим к работе.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:
Солнышко, солнышко, Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко,Быстро сжимают и разжимают кулаки.
Разбросай колечки.
Мы колечки соберем,Выполняют хватательные движения щепотью.
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляемКруговыми движениями трут ладонь о ладонь.
И назад тебе вернем.Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.
Практическая работа.
Детям предлагается на листе цветного картона, оформленного в виде солнца, наклеить разноцветные лучи под мелодию «волшебной музыки».
Воспитатель: - Дети, какие красивые солнышки у вас получились. Молодцы. А теперь нам пора возвращаться. Возьмемся дружно за руки, закроем глаза и вновь представим, как мы летим на воздушном шаре над полями и лесами сквозь облака. Вот мы и прибыли в свою группу и наше путешествие закончилось.
Итог:
- Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно?
- Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
- Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
Список использованной литературы:
1.Комлексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-352с.
2.КрупенчукО.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь!», СПб, издательство «Литера», 2011.
3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015-112 с.
4.Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи / авт.-сост. Н. Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 261 с.
5.Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. Конспекты занятий с использованием серии «Книжки на вырост». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
6.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-128 с.
7.Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5-6 лет) авторы-сост.: О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...
Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"
Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"...
План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»
План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...
Итоговое занятие по математическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну знаний»
Тема НОД «Путешествие в страну знаний» Программное содержание1.Закреплять знания в счете от заданного до заданного числа в пределах 5,...
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участ...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему «Космическое путешествие»
Целями занятия являются: развитие связной речи, лексико-грамматического строя речи....
НЕТРАДИЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОНР Тема: «Путешествие в страну сказок»
Цель: Развитие интонационной выразительности речи.Коррекционно-образовательные задачи: учить использовать эмоциональную лексику в словосочетаниях и предложениях; развитие самостоятельных свя...