Итоговое занятие по развитию речи с детьми старшей группы на тему: «Занимательное путешествие для маленьких знатоков в страну Красивой Речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Васина Наталья Анатольевна

Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, закрепить навыки правильного звукопроизношения.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Совершенствовать навыки коммуникативного общения,  словоизменения и словообразования;
  • упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;
  • формировать умения обобщать, классифицировать;
  1. Развивающие:
  • развивать диалогическую связную речь, образное представление;
  • расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
  • развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

     3. Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;

 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 

Предварительная работа: чтение стихов и рассказов, проведение дидактических игр «Веселый паровозик» и «Буквы заблудились», просмотр мультипликационных фильмов, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, наблюдение в природе, выполнение физкультурных разминок.

 

Словарная работа: фантазия,повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.

 

Методические приемы:

- словесные (беседы по сюжетным картинкам, чтение художественных произведений, словесныеигры «Дополни предложение» «Сравни и назови»);

- наглядные (демонстрация сюжетных картинок, рисунков, просмотр мультфильмов по изучаемой тематике);

- практические (игры в сочетании с вопросами, объяснениями, пояснениями).

 

Материалы и оборудование:«Волшебная коробочка» с заданиями, мелодии «волшебной музыки», магнитная доска с картинками, письмо, набор для аппликации.

Ход занятия:

 

Воспитатель- Дети, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга

 

Дети: - Здравствуйте.

 

- Небо, небо голубое,

- Солнце, солнце золотое.

(идём по кругу, держась за руки)

- Дай нам, солнышко, ответ,

 (руки вверх)
- «Ты нас любишь или нет?»

 (руки к себе)

- Дарит солнце света луч,

- Освещает всё вокруг!

  (машем поднятыми вверх руками)

- Мы берём в ладошки свет,

 (ладони складываем лодочкой)

- Улыбаемся в ответ!

 (улыбаемся друг другу)

 

Воспитатель: - Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Согласны? Тогда в путь. В путешествие мы отправимся  с помощью фантазии.

- А что такое фантазия?

Дети: - Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.

Воспитатель: - Правильно. Поэтому я вам предлагаю закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

- Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на ветке дерева прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.

Дети: - Конечно, прочитаем.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злые волшебники заколдовали наших жителей, и теперь они не знают, что такое радость и смех. Под деревом лежит «волшебная коробочка», в котором находятся задания. Выполнив эти задания, вы поможете жителям нашей страны.»

Воспитатель: - Дети, поможем расколдовать наших друзей?

Дети: - Да, обязательно.

Воспитатель: - Тогда давайте приступим к выполнению заданий.

Воспитатель: - Дети, но прежде чем мы приступим к нашим испытаниям, давайте проведем артикуляционную гимнастику. Чтобы давать верные и правильные ответы, нам необходима красивая и четкая речь.

Артикуляционная гимнастика:

«Окно», «Чистим зубы», «Дудочка», «Качели», «Лошадка».

1-е задание

«Назови ласково»

Воспитатель называет слово, а ребенок называет его ласково.

( Обезьяна, бегемот, луч, кошка, кабан, вилка, стул, барсук, бык, жук, солнце, ветер.)

2-е задание

«Назови одним словом»

- Кепка, шапка, фуражка, берет, косынка.

- кровать, стол, диван, табурет, шкаф.

- помидор, лук, перец, огурец, свекла, морковь.

- Марс, Плутон, Сатурн, Земля, Венера.

- 2, 4, 7,1,9,6.

- герань, фикус, роза, ландыш, подснежник, тюльпан.

3-е задание

« Что лишнее?»

- самолет, корабль, стол, машина.

- заяц, волк, комар, медведь.

- ожерелье, кузнечик, бусы, браслет, серьги.

- апельсин, банан, белка, груша.

4-е задание

«Наоборот»

Воспитатель называет слова, а дети подбирают антонимы этих слов.

- Говорить, высокий, открыть, грустный, громко, легко, сильный, чистый, тепло, маленький.

5-е задание.

«Назови признаки»

- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки (какой?, какая?, какое?) предметов:

- Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-мальчик с широкими плечами-…

-Дом из кирпича…

-Блюдце из фарфора…

6-е задание

«Веселые загадки»

В чаще голову задрав.

Воет с голоду ... жираф. (Волк)

 

 Кто в малине знает толк,

Косолапый бурый ... волк. (Медведь)

 

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

 

 

 Кто любит по ветвям носиться? 

Конечно, рыжая ... лисица. (Белка)

 

В теплой лужице своей

Громко квакал ... Бармалей. (Лягушонок)

 

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

 

Воспитатель: - Молодцы, дети. Вы отлично справились с заданиями и расколдовали жителей сказочной страны. И теперь нам тоже нужно зарядиться положительной энергией. Поэтому я предлагаю вам провести вместе физкультминутку. Согласны?

 

Дети: - Согласны.

 

Физкультминутка:

 

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде –

«раз».

А над нами весело шелестит

листва.

Опускаем руки мы по команде –

«два».

Легкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

 

Воспитатель: - Дети, чтобы мы и жители страны Красивой речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам выполнить аппликацию «Солнышко». Давайте пройдем за столы и приступим к работе.

 

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:

 

Солнышко, солнышко,   Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,Быстро сжимают и разжимают кулаки.

Разбросай колечки.

Мы колечки соберем,Выполняют хватательные движения щепотью.

Золоченые возьмем.

Покатаем, поваляемКруговыми движениями трут ладонь о ладонь.

И назад тебе вернем.Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.

Практическая работа.

Детям предлагается на листе цветного картона, оформленного в виде солнца, наклеить разноцветные лучи под мелодию «волшебной музыки».

Воспитатель: - Дети, какие красивые солнышки у вас получились. Молодцы. А теперь нам пора возвращаться. Возьмемся дружно за руки, закроем глаза и вновь представим, как мы летим на воздушном шаре над полями и лесами сквозь облака. Вот мы и прибыли в свою группу и наше путешествие закончилось.

Итог:

- Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?

- Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

 

- Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение городского округа Саранск  

«Центр развития ребенка – детский сад № 46» 

Итоговое занятие по развитию речи

с детьми старшей группы № 10

на тему:

«Занимательное путешествие для маленьких знатоков в страну Красивой Речи»

Подготовила:воспитатель

                                                                                                                Васина Н.А.

Саранск, 2024 г.

Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, закрепить навыки правильного звукопроизношения.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Совершенствовать навыки коммуникативного общения,  словоизменения и словообразования;
  • упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;
  • формировать умения обобщать, классифицировать;
  1. Развивающие:
  • развивать диалогическую связную речь, образное представление;
  • расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх;
  • развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

     3. Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: чтение стихов и рассказов, проведение дидактических игр «Веселый паровозик» и «Буквы заблудились», просмотр мультипликационных фильмов, отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок, наблюдение в природе, выполнение физкультурных разминок.

Словарная работа: фантазия,повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений – солнце: лучистое, горячее, светлое.

Методические приемы:

- словесные (беседы по сюжетным картинкам, чтение художественных произведений, словесныеигры «Дополни предложение» «Сравни и назови»);

- наглядные (демонстрация сюжетных картинок, рисунков, просмотр мультфильмов по изучаемой тематике);

- практические (игры в сочетании с вопросами, объяснениями, пояснениями).

Материалы и оборудование:«Волшебная коробочка» с заданиями, мелодии «волшебной музыки», магнитная доска с картинками, письмо, набор для аппликации.

Ход занятия:

Воспитатель- Дети, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга

Дети: - Здравствуйте.

- Небо, небо голубое,

- Солнце, солнце золотое.

(идём по кругу, держась за руки)

- Дай нам, солнышко, ответ,

 (руки вверх)
- «Ты нас любишь или нет?»

 (руки к себе)

- Дарит солнце света луч,

- Освещает всё вокруг!

  (машем поднятыми вверх руками)

- Мы берём в ладошки свет,

 (ладони складываем лодочкой)

- Улыбаемся в ответ!

 (улыбаемся друг другу)

Воспитатель: - Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Согласны? Тогда в путь. В путешествие мы отправимся  с помощью фантазии.

- А что такое фантазия?

Дети: - Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.

Воспитатель: - Правильно. Поэтому я вам предлагаю закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

- Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на ветке дерева прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.

Дети: - Конечно, прочитаем.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злые волшебники заколдовали наших жителей, и теперь они не знают, что такое радость и смех. Под деревом лежит «волшебная коробочка», в котором находятся задания. Выполнив эти задания, вы поможете жителям нашей страны.»

Воспитатель: - Дети, поможем расколдовать наших друзей?

Дети: - Да, обязательно.

Воспитатель: - Тогда давайте приступим к выполнению заданий.

Воспитатель: - Дети, но прежде чем мы приступим к нашим испытаниям, давайте проведем артикуляционную гимнастику. Чтобы давать верные и правильные ответы, нам необходима красивая и четкая речь.

Артикуляционная гимнастика:

«Окно», «Чистим зубы», «Дудочка», «Качели», «Лошадка».

1-е задание

«Назови ласково»

Воспитатель называет слово, а ребенок называет его ласково.

( Обезьяна, бегемот, луч, кошка, кабан, вилка, стул, барсук, бык, жук, солнце, ветер.)

2-е задание

«Назови одним словом»

- Кепка, шапка, фуражка, берет, косынка.

- кровать, стол, диван, табурет, шкаф.

- помидор, лук, перец, огурец, свекла, морковь.

- Марс, Плутон, Сатурн, Земля, Венера.

- 2, 4, 7,1,9,6.

- герань, фикус, роза, ландыш, подснежник, тюльпан.

3-е задание

« Что лишнее?»

- самолет, корабль, стол, машина.

- заяц, волк, комар, медведь.

- ожерелье, кузнечик, бусы, браслет, серьги.

- апельсин, банан, белка, груша.

4-е задание

«Наоборот»

Воспитатель называет слова, а дети подбирают антонимы этих слов.

- Говорить, высокий, открыть, грустный, громко, легко, сильный, чистый, тепло, маленький.

5-е задание.

«Назови признаки»

- В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки (какой?, какая?, какое?) предметов:

- Матрешка из дерева…

-Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-мальчик с широкими плечами-…

-Дом из кирпича…

-Блюдце из фарфора…

6-е задание

«Веселые загадки»

В чаще голову задрав.

Воет с голоду ... жираф. (Волк)

 Кто в малине знает толк,

Косолапый бурый ... волк. (Медведь)

Дочерей и сыновей

Учит хрюкать …муравей. (Свинья)

 Кто любит по ветвям носиться? 

Конечно, рыжая ... лисица. (Белка)

В теплой лужице своей

Громко квакал ... Бармалей. (Лягушонок)

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает … корова. (Обезьяна)

Воспитатель: - Молодцы, дети. Вы отлично справились с заданиями и расколдовали жителей сказочной страны. И теперь нам тоже нужно зарядиться положительной энергией. Поэтому я предлагаю вам провести вместе физкультминутку. Согласны?

Дети: - Согласны.

Физкультминутка:

На зарядку солнышко

Поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде –

«раз».

А над нами весело шелестит

листва.

Опускаем руки мы по команде –

«два».

Легкие шажки – раз, два, три.

Легкие прыжки – раз, два, три.

Вот и вся зарядка – раз, два, три.

Мягкая посадка – раз, два, три.

Воспитатель: - Дети, чтобы мы и жители страны Красивой речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам выполнить аппликацию «Солнышко». Давайте пройдем за столы и приступим к работе.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:

Солнышко, солнышко,   Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.

Погуляй у речки,

Солнышко, солнышко,Быстро сжимают и разжимают кулаки.

Разбросай колечки.

Мы колечки соберем,Выполняют хватательные движения щепотью.

Золоченые возьмем.

Покатаем, поваляемКруговыми движениями трут ладонь о ладонь.

И назад тебе вернем.Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.

Практическая работа.

Детям предлагается на листе цветного картона, оформленного в виде солнца, наклеить разноцветные лучи под мелодию «волшебной музыки».

Воспитатель: - Дети, какие красивые солнышки у вас получились. Молодцы. А теперь нам пора возвращаться. Возьмемся дружно за руки, закроем глаза и вновь представим, как мы летим на воздушном шаре над полями и лесами сквозь облака. Вот мы и прибыли в свою группу и наше путешествие закончилось.

Итог:

- Что вам больше всего понравилось?

- Что было особенно трудно?

- Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?

- Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.

Список использованной литературы:

1.Комлексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.-СПб.: ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-352с.

2.КрупенчукО.И. «Тренируем пальчики – развиваем речь!», СПб, издательство «Литера», 2011.

3.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015-112 с.

4.Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи / авт.-сост. Н. Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 261 с.

5.Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыков пересказа. Конспекты занятий с использованием серии «Книжки на вырост». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

6.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-128 с.

7.Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5-6 лет) авторы-сост.: О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"

Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"...

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»

План-конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Тема занятия: «Путешествие к зайчику на день рождения»...

Итоговое занятие по математическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну знаний»

Тема  НОД «Путешествие в страну знаний»        Программное содержание1.Закреплять знания в счете от заданного до заданного числа в пределах 5,...

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.Задачи:1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участ...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему «Космическое путешествие»

Целями занятия являются: развитие связной речи,  лексико-грамматического строя речи....

НЕТРАДИЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ОНР Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цель: Развитие интонационной выразительности речи.Коррекционно-образовательные задачи: учить использовать эмоциональную лексику в словосочетаниях и предложениях; развитие самостоятельных свя...