Статья: "Песочная терапия в деятельности воспитателя."
статья (младшая группа)

Бычкова Оксана Александровна

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya_v_deyatelnosti_vospitatelya_statya.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Песочная терапия в деятельности воспитателя.

 

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! 

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели. 

Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает прекрасным средством для "заботы о душе" именно так переводится термин "психотерапия". 

Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки - скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками. 

Какой же принцип положен в создание игры с песком? 

Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или - в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип положен в основу системы работы по пескотерапии. Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность

использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. 

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. 

Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики". 

Психологи и психотерапевты ещё в начале прошлого века предприняли попытки как-то использовать потенциал игр на песке в лечебных целях. Английский детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд в 1929 году начинает работать с песком. Разработанная ею «техника построения мира» приобрела известность. В 1935 году она опубликовала книгу «Игра в детство». Эту работу не мог оставить без внимания К. Г. Юнг.

Он посоветовал своей ученице Доре Кальфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод М. Ловенфельд. Д. Кальфф разработала юнгианский подход к песочной терапии. В 1966 на немецком, а в 1971 году на английском вышла её книга «Песочная терапия».

Песочная терапия была изобретенa  К. Юнгом, он утверждал, чтo  игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. В дальнейшем, развитием песочной терапии, и ее распространением занимались психологи Герберт Уэлс и Дора Калф.

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

·         Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

·         Эпилепсия или шизофрения.

·         Дети с очень высоким уровнем тревожности.

·         Дети с неврозом навязчивых состояний.

·         Аллергия на пыль и мелкие частицы.

·         Легочные заболевания.

·         Кожные заболевания и порезы на руках.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал.

Я знакомлю ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? 

Для педагога действуют три правила.

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины – все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, воситатель как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

 

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

 

Методы и приемы песочной терапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.

2. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).

3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).

4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

5. Функциональная музыка.

6.Сказкотерапия.

 

Формы работы:

1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

 6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».

7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность нам внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода. Рекомендую вам использовать песочную терапию в своей педагогической практике, так как она дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, «о постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в своей реальной жизни.

Используемая литература

1. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. –СПб , 1998. 

2. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002. 

3. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007. 

4.     Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2006.

5.     Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006

6.     Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия .-СПб.: Питер,2001

7. Бережная Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4.

8. Грабенко Т. М., Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.  – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

9. Грабенко Т. М., Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. — СПб.: Речь, 2005. — 340 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

В статье говорится о применении песочной терапиии в работе с детьми дошкольного возраста....

Статья "Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Автор: Кокарева Юлия Александровна,воспитатель ГБОУ школа №655 отделение ДОД Приморского района г. Санкт-Петербург Игры с песком для детей дошкольного возраста – это не просто увлекательный...

Картотека игр и упражнений по теме песочная терапия в деятельности воспитателя

Картотека игр и упражнений по теме песочная терапия в деятельности воспитателя...

Сценарий проведенного мероприятия по теме песочной терапия в деятельности воспитателя

Сценарий проведенного мероприятия по теме песочной терапия в деятельности воспитателя...

Памятка по теме песочная терапия в деятельности воспитателя

Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий  в педагогической песочнице...

статья "Песочная терапия в детском саду"

В первую очередь, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать св...

Статья "Песочная терапия"

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами  возиться в песке, строить песч...