Статья "Песочная терапия"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами  возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать,  как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным. Сухой и легкий или тяжелый и влажный он с легкостью способен принять любую форму. В тоже время  он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья "Песочная терапияЦ54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №114 Невского района Санкт-Петербурга

учитель-логопед Колодина Наталья Юрьевна

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и таинственный материал. И дети, и взрослые могут часами  возиться в песке, строить песчаные замки или же просто наблюдать,  как он пересыпается с ладони на ладонь. Песок может быть таким разным. Сухой и легкий или тяжелый и влажный он с легкостью способен принять любую форму. В тоже время  он такой непостоянный, фигурки из него способны рассыпаться в один миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие такой простор для творчества и фантазии, как оказалось можно успешно использовать в терапевтических целях.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.

Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок?

Маленький ребенок, зачастую, словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая собственный мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное, ребенок приобретает собственный  бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, «ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо! (даже если глубинный смысл проигранного на песке ребенком  и не осознается)».

 Можно предположить, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.

Наблюдения психологов показывают также, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками – это может стать поводом для размышления о собственной системе воспитания ребенка, обращения за помощью к специалистам.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта».

В- третьих,  в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание), а так же речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, чтобы справиться с этой проблемой, необходима помощь специалистов. Кроме нарушения звукопроизношения ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, алалией, дизартрией, заиканием и т.д.

 Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.

Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с их внутренними трудностями.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование словеснологического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.

Все это требует более тщательного подбора методов логопедической и психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. В системе традиционных и нетрадиционных методов коррекции все больше места занимают специальные техники, одна из которых пескотерапия (sand-play).

Многие специалисты видят в отдельных песчинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение жизни во вселенной. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, специалисты парапсихологи утверждают, что песок поглощает «негативную» психическую энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Глубокое изучение литературы по проблеме песочной игротерапии позволило специалистам нашего дошкольного учреждения широко использовать песочницу на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста. Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала строим сказочные города, придумываем, что произойдет с жителями во время стихийного бедствия. Такие занятия проводятся с целью диагностики и психопрофилактики. Здесь можно определить лидера, конфликтного ребенка, выявить скрытые таланты.

Затем, на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: "горячее — холодное", "сухое — мокрое", "твердое — мягкое", "гладкое — острое". Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко в "Практикуме по креативной терапии":

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • "пройтись" ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
  • создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
  • "пройтись" по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы.
  • Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек"), Предварительно ребенку завязывают глаза.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, возбужденные дети успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, можно научить детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самопознания), учится понимать себя и других.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха:

  • выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
  • выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова. Если дети все выполняют правильно, они получают ключ в страну принцессы "Эс" или "Ша" и т.д. и поселяют фигурки в этой стране, а сами становятся ее почетными гостями. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач:

  • закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
  • развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.

Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

При изучении темы "Ударение" обучающийся произносит написанное на песке слово, интонационно выделяет ударный звук. Держа в руке фигурку "Феи Ударения" и "Волшебную палочку", он дотрагивается до буквы палочкой и оставляет над ней след ударения.

Тема "Деление слов на слоги" осваивается с помощью игры "Построй ступеньки". На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя — двухсложные; с тремя окнами — трехсложные.

Для развития навыка дифференциации звуков можно использовать игру "Кто быстрее?" Песочница разбивается на два поля (можно поставить забор или сетку). Участники команды берут флажки, на которых написаны слова с пропущенными буквами, и получают задание вписать их (пропущены дифференцируемые буквы). Потом они ставят флажок на свое поле. Побеждает команда, выставившая больше флажков и правильно определившая пропущенные буквы.

Нравится детям игра "Мой город". Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Так же, в своей работе мы используем дидактические игры и упражнения: «Маленькие волшебники – мы создаем мир», «Победитель злости», «Песочный детский сад» и мн. др. Эти упражнения имеют огромное значение для развития и расширения представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека; стабилизируют эмоциональное состояние; учат детей самостоятельно действовать, достигать цели; развивать через экспериментальную деятельность мыслительную активность, сообразительность, умение сравнивать, выдвигать гипотезы и делать выводы.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  • С помощью песочной игротерапии удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
  •  Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка;
  • Оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;
  • Песочная игротерапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
  • Песочная игротерапия совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме;
  •  Достижение оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы семьи, без тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями.
  • Но самое важное — ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому  взрослые могут  использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои  знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Литература

Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Спб., 2004.

Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2007.

Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии. – Спб., 2001.

Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"

Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...