Проект "Сад радости"
проект
Создание целостного здоровьесберегающего пространства для обеспечения психофизического здоровья всех участников образовательного процесса «педагог-дети-родители, старшее поколение (бабушки/дедушки)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_sad_radosti.docx | 52.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое акционерное общество
«Российские железные дороги»
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 233 ОАО «РЖД»
Образовательный проект
«Сад радости»
2019
ПЛАН
ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Паспорт Проекта
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлен Проект
Закладывать основы здорового образа жизни наиболее оптимально в дошкольном возрасте. К началу школьной жизни у детей обычно уже сформирован определенный навык поведения, причем не всегда положительный. Поэтому основная задача дошкольного воспитания состоит в сохранении и укреплении здоровья детей, создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, вырабатываются гигиенические навыки самообслуживания, приобретаются представления, ценности, привычки здорового образа жизни. Здоровье выступает как единственная общечеловеческая и индивидуальная ценность, поскольку все остальные общечеловеческие ценности являются, в сущности, лишь средствами обеспечения здоровья личности. Поэтому основным из компонентов качества образования является качество здоровья.
Анализ состояния здоровья детей и семей воспитанников показывает:
- объективное ухудшение здоровья детей за последние 10 лет. В настоящее время в детском саду у детей преобладает 2 группа здоровья (88% детей);
- ценности здорового образа жизни в семьях воспитанников не являются значимыми;
- недостаточное использование современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и распространение данного направления в работе с родителями;
- недостаточное эмоциональное благополучие в связи с ограничением социальных контактов, проблемы с физическим здоровьем испытывают люди старшего поколения.
Выявленные проблемы определили необходимость создания Проекта по углублённой работе по сохранению и укреплению психофизического здоровья всех участников образовательного «педагог-дети-родители (старшее поколение)».
Проект учитывает требования ФГОС дошкольного образования. Он создан на основе современных эффективных педагогических подходах, технологий развивающего образования, исследовательской, проектной деятельности, технологии коллективных творческих дел, здоровьесберегающих технологий.
Новизна проекта заключается в изучении возможностей оздоровления детей дошкольного возраста и родителей на основе использования инновационных форм работы ДОУ. Одним из путей решения которой является комплексный подход к оздоровлению всех участников образовательного процесса «педагог-дети-родители, старшее поколение (бабушки/дедушки)» через использование здоровьесберегающих технологий.
Принципы реализации проекта:
- Комплексность
- решение оздоровительных задач одновременно для детей, родителей, старшего поколения;
- тесное взаимодействие в ходе реализации проекта всех его участников;
- при реализации проекта использование комплексной методики руководства деятельностью, методики коллективных творческих дел и других комплексных методик;
- Доступность
• учет возрастных особенностей детей
• адаптированность материала к возрасту;
- Систематичность и последовательность
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• частое повторение усвоенных правил и норм;
- Дифференциация
• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком с учётом особенностей его ситуации развития;
- Динамичность
• интеграция образовательных областей.
Целевая аудитория проекта:
Воспитанники старшей группы, родители воспитанников (законные представители детей), старшее поколение (бабушки/дедушки), педагоги (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, хореограф), старшая медицинская сестра.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Информационно-подготовительный (август 2019г.)
Цель: Разработка проекта на основе изучения возможностей и потребностей родителей по вопросам психофизического развития детей. Методическая подготовка к реализации проекта.
Проводимая работа:
1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей, исследование состояния их здоровья.
Критерии оценки состояния здоровья детей:
- уровень заболеваемости по показателям динамического здоровья, среднему показателю здоровья, показателю эффективности оздоровления часто болеющих детей, частоты респираторных заболеваний;
- уровень развития детей; показатель их работоспособности на занятиях, оптимизация самостоятельной двигательной активности детей;
- диагностика физической подготовленности дошкольников;
2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
- анкетирование родителей, в том числе в изучении желаний детей, родителей к занятиям по видам спорта.
3.Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
4. Информирование родителей о необходимости проекта и его реализации.
Ожидаемый результат: Воспитатель теоретически подготовлен к реализации проекта (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа «Паутинка проекта»).
2 этап – реализация проекта (2019 г. – 2020 г.)
Цель: Организация единой здоровьесберегающей среды, введение интегративных форм совместной здоровьесберегающей деятельности в воспитательно-образовательный процесс, реализация современных форм работы с детьми, родителями (людьми старшего поколения), направленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Проводимая работа:
- внедрение современных форм и методов оздоровления, психофизического развития детей;
- внедрение интерактивных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников и родителей в здоровом образе жизни.
- обогащение РППС группы – пополнение «Центра здоровья» нестандартным оборудованием для двигательной активности детей в режиме дня;
- организация работы спортивного клуба «Спортивные внуки» и т.д.
Ожидаемые результаты: Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности дошкольников. Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей, снижение заболеваемости. Пополнение здоровьесберегающей среды группы и группового участка. Родители активные участники образовательного процесса по организации здоровьесберегающей среды.
3 этап - заключительный, оценочный (май 2020 года.)
Цель: Оценка эффективности реализации проекта.
Проводимая работа:
Мониторинг (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
- исследование состояния здоровья детей, в сравнении с предыдущим годом;
- мониторинг физической подготовленности дошкольников за 2 года;
- мониторинг валеологических знаний и умений детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты: Определение результативности проекта, достоинств, недостатков в работе. Определение новых перспектив в работе.
4 этап – презентационный
Цель: Общественная оценка проекта.
Проводимая работа:
- мультимедийная презентация инновационного опыта работы и лепбука «Здоровый образ жизни» педагогическому сообществу на «Педагогической площадки ДОУ»;
- проведение спортивного праздника «Папа, мама и я – спортивная семья», викторины по ЗОЖ, с детьми и родителями.
Ожидаемые результаты: Закрепление положительной мотивации участников проекта на здоровый образ жизни. Распространение инновационного опыта.
Паутинка проекта «Сад радости»
Познавательно-исследовательская деятельность: 1. Реализация краткосрочных проектов: - Неделя доброты (эмоциональное состояние человека). (январь) - ОБЖ. «Детская безопасность» (февраль) -«Я - человек. Сохрани свое здоровье» (апрель) 2. ООД по ОБЖ: Раздел «Здоровье ребенка» -«Изучаем свой организм» -«Врачи - наши помощники» -«О роли лекарств и витаминов» Раздел «Эмоциональное благополучие» -«Ребята давайте жить дружно» -«Я не трус, но я боюсь» -«Хорошее настроение» Раздел «Ребенок и природа» -«Сигналы опасности природы» -«Когда съедобное ядовитое» Раздел «Ребенок на улицах города» -«Город и улицы» -«Дорожные знаки». Ответственный: воспитатель | Коммуникативная деятельность: 1.Беседы: -«Если хочешь быть здоров закаляйся», -«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» -«Спорт, спорт, спорт» 2. Решение проблемных ситуаций: -«Что делать, если ты заболел?» - «Что будет если питаться только сладостями?» - «У тебя заболела голова. Ты знаешь, где дома находится аптечка. Какими будут твои действия? Почему?» и др. Ответственный: воспитатель | Игровая деятельность: 1.Сюжетно-ролевые игры: -«Аптека» -«Поликлиника» (знакомство с узкими специалистами) и др. 2. Дидактические игры: - «Где живет витаминка»; - «Азбука здоровья»; - «Часы здоровья»; - «Полезная и вредная еда»; - «Пищевое лото» и др. 3. Настольно-печатные игры: Игры бродилки - «Путешествие к здоровью»; - «Страна здоровья» - «Здоровей-ка» Развивающие игры-лото - «Будь активным и здоровым» (знакомимся с органами чувств); - «Как расти здоровым» (бережем здоровье с детства); - «Валеология или здоровый малыш» (гигиена и хорошее здоровье) и др. Ответственный: воспитатель |
Двигательная деятельность: Закаливающие процедуры: - ежедневные прогулки согласно режиму; - обширное умывание (лицо, шея, руки до локтя). Гимнастика (ежедневно): - утренняя; - пальчиковая; - дыхательная; Физминутки и динамические паузы Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования. Разнообразная двигательная деятельность в «Центре здоровья». Спортивные досуги и развлечения: - Спартакиада «Быстрее, выше, сильнее» - Спортивный флэшмоб ко Дню здоровья. Ответственный: воспитатель+инструктор по физической культуре | Итог проекта:
| Продуктивная деятельность: -Рисование «Мы со спортом крепко дружим», «Вредные микробы» (нетрадиционная техника рисования); «Где прячется здоровье?», «Овощи и фрукты – полезные продукты». - Лепка «Мы любим спорт»; «Лыжники» - Аппликация «Дерево полезных продуктов» - Конструирование «Дворец спорта», «Ледовая арена». - Создание коллажа «Вредная и полезная еда» - Изготовление альбома «Виды спорта» - Фотовыставка «Спорт в моей семье» Ответственный: воспитатель+педагог доп.образования по ИЗО |
Работа педагога-психолога с детьми: Недели и дни психологии: - Неделя «Лучики добра»; - Тематический день «Давай с тобой подружимся!» Цель: формирование межличностных отношений между детьми как одной из основ эмоционального благополучия дошкольников. - Тематическое погружение «Цвет дня» Цель: формировать общее настроение взрослых и детей, сломать устойчивые стереотипы отношений между детьми и взрослыми, способствовать активной социализации детей и положительному эмоциональному настрою. - Психогимнастика: «Слушай хлопки», «Вот так позы!», «Художник», «Тень» и др.; - Минуты релаксации; - Этюды на расслабление мышц: «Штанга», «Винт», «Качели», «Конкурс лентяев»; Ответственный: педагог-психолог+воспитатель | Работа с семьей Заочные консультации: - «Формирование эмоциональной сферы дошкольника с помощью сказкотерапии» (сентябрь); - «Целительные звуки музыки» (октябрь); - «Чтоб расти и развиваться, надо правильно питаться» (ноябрь); - «Правильная осанка – залог здоровья всего организма» (декабрь); - «Движение – это жизнь. Влияние танца на физическое и психологическое развитие организма» (январь); - «Правильное речевое дыхание – залог успешного речевого развития» (февраль); - «Роль родителей в развитии у ребенка социальной компетентности» (март); - «Арт-терапия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников» (апрель); - «Зачем ребенку спорт?» (май) Групповое родительское собрание «Здоровый ребенок – здоровое будущее» (январь) Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья». Работа спортивного клуба «Спортивные внуки Ответственный: воспитатель | Восприятие художественной литературы: - Э.Мошковская «Нос, умойся», - Ю.Тувим «Овощи», - Л. Даскалова «Про мыло», - В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», - К.Чуковский «Айболит», - И. Турчин «Человек заболел», - Г.Остер «Как лечить удава». Ответственный: воспитатель Музыкальная деятельность: Слушание музыкальных произведений: Эмоции радости: 1. В. Шаинский «Улыбка» 2. В. Шаинский «Чунга-Чанга» 3. В. Шаинский «Вместе весело шагать» Эмоции печали: 1. Д. Шостакович «Ноктюрн» 2. М. Мусоргский «Тюильский сад» 3. П. Чайковский «Болезнь куклы» Эмоции страха: 1. М. Мусоргский «Баба Яга» 2. П. Чайковский «Баба Яга» Эмоции гнева: С. Прокофьев «Петя и волк» (дедушка) Разные эмоции: А. Глазунов «Времена года» Ответственный: воспитатель+муз. рук. |
Литература:
1. Копытова О.А. Организация взаимодействия специалистов ДОУ в работе по сохранению и укреплению здоровья детей. //Дошкольная педагогика с. 4 №4 (99) /апрель/ 2014.
2.Демидова В.Е., Сундукова А.Х. Здоровый педагог – здоровый ребенок. Учимся правильно дышать. Практическое руководство. (Серия «Современный педагог и семья»). – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 96с.
3. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80с.
4. Хорошева Т. А. Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования // Молодой ученый. — 2017. — №13. — с. 619-622.
5. Распоряжение Правительства РФ №164-р от 5.02.2016г. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025.
https://www.facebook.com/detsad233/
https://vk.com/public201562337
https://my.mail.ru/community/dou/video/_groupvideo/8.html
https://ok.ru/video/2163626742074
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Мониторинг сформированности навыков здорового образа жизни дошкольников
к проекту «Сад радости»
Педагогическая оценка
• Оценка уровня двигательной активности
• Оценка становления ценностей здорового образа жизни (основы безопасности жизнедеятельности дошкольников, валеологические знания, оспитание культурно-гигиенических навыков)
Целевые ориентиры
1. Двигательная активность (ДА)
Оценка уровня двигательной активности (ДА) проводится посредствам наблюдения в течение дня.
Дети с избыточной ДА находят возможность двигаться в любых условиях. Движения их быстры, резки, обычно бесцельны. Из-за высокой интенсивности они как бы ни успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями (Изб. ДА)
Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, быстрая утомляемость. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игр с движениями (МП).
Оптимально подвижные дети отличаются ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. При хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно хорошо развиты, уверенные, целенаправленные, чёткие. Двигательная активность этих детей не требует специального руководства взрослых, т. к. в ней явно просматривается саморегуляция (ОП).
2. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
- Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников
Старшая группа | Подготовительная группа | |
Критерии | ||
а. Знание о безопасной деятельности в природе | Ребенок имеет представления о правилах поведения во время различных природных явлений в лесу, на водоеме, при встрече с животными и насекомыми; умеет классифицировать растения, грибы, ягоды на съедобные и ядовитые. | Ребенок имеет представления о правилах поведения на воде, в летние жаркие дни, во время грозы, метели, при встрече с животными и насекомыми; различает и называет съедобные и ядовитые грибы, ягоды и растения. |
б. Знание правил безопасного поведения | Ребенок знает назначение дорожных знаков, умеет ориентироваться в дорожных знаках. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. | Ребенок знает назначение дорожных знаков, умеет ориентироваться в дорожных знаках. Способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения. |
в. Умение принимать решение | Ребенок выбирает правильное решение.
| Ребенок осознанно может предвидеть опасные события, умеет по возможности избегать их, а при необходимости действовать |
г. Коммуникатив-ность | Ребенок умеет выбрать правильную линию поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм
| У ребенка присутствует саморегуляция поведения, отстаивание усвоенных норм и правил взаимодействия с взрослыми, помощь взрослым. Развиты коммуникативные способности. |
2.2. Валеологические знания
Старшая группа | Подготовительная группа | |
Критерии | ||
а. Знание частей тела | Ребенок имеет представления об особенностях организма, назначение отдельных органов (глаз, ухо, нос и т.д.), условиях их нормального функционирования, о состоянии своего организма и здоровья, о потребностях человека (свет, тепло, пища, жилище). | Ребенок имеет углубленное представление о детском организме, уходе за ним |
б. Знания об эмоциях | Ребенок понимает эмоциональное состояние окружающих его людей по мимике, жестам, интонации голоса. Может успокаивать расстроившегося человека. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей. | Ребенок понимает разные эмоциональные и физические состояния людей по мимике, жестам, интонации голоса (радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение, любовь, одобрение). |
в. | Осознанное выполнение режимных моментов |
2.3. Культурно-гигиенические навыки
Старшая группа
| Подготовительная группа | |
Критерии | ||
Самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество. Повседневно употребляет в речи вежливые слова. | Соблюдает правила личной гигиены Может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Повседневно употребляет в речи вежливые слова. |
№ п/ п | Ф .И. ребёнка | Период | Сформированность навыков здорового образа жизни дошкольников | Ср.бал | уровень | ||||||||
1. ДА | 2. Становление ценностей здорового образа жизни | ||||||||||||
Основы безопасности жизнедеятельности | Валеологические знания | Культурно -гигиенические навыки | |||||||||||
а | б | в | г | а. | б. | в. | |||||||
1 | н.г. | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
2 | н.г. | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
3 | н.г. | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
4 | н.г. | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
5 | н.г. | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
6 | н.г. | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
7 | н.г. | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
8 | н.г | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
9 | н.г | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
10 | н.г | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
11 | н.г | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
12 | н.г | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
13 | н.г | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
14 | н.г | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
15 | н.г | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
16 | н.г | ||||||||||||
к.г. | |||||||||||||
17 | н.г | ||||||||||||
к.г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Пиктограммы "Веселье", "Грусть", "Подари цвет радости", "Весёлые клоуны".
Пиктограммы: "Веселье", "Грусть", "Подари цвет радости", " Весёлые клоуны".Чему дети научатся:Устонавливать связь между эмоциями и цветом.Видеть связь между своим хорошим настроением и нас...
Тема: «Радость».
Конспект занятий. Тема: «Радость». Цели: -первичное знакомство с чувством радости; -развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; -развитие способности понимать эмоциональное с...
Конспект занятия по теме "Радость и злость"
Игра-путешествие в замок зого волшебника Грустиплача с целью помочь Смешарику вернуть смех. Знакомство с эмоциями. Осмысление своего эмоционального состояния....
Реализация ФГТ. Конспект занятия "Радость и грусть"
Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой ...
С радостью в "Радость"
Статья посвящена 15-ти летнему юбилею школы раннего развития детей "Радость" МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г.Петропавловска-Камчатского....
Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений
В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку ...
Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме".
Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме"....