«Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания».
статья

Бадертдинова Динара Дамировна

«Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_-_mini-muzey.docx460.74 КБ

Предварительный просмотр:

«Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания».

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

 Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Оптимальным решением построения целостного пространства выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение к культурно-историческому наследию является средством формирования у детей патриотических чувств и развитие нравственности.

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. ФГОС ДО [1] направлен на решение следующих задач:

- обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала разработка авторской региональной программы «Люби и знай, свой родной край!» [2].

Главная цель программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края посредством формирования навыков поисковой работы.

Задачи программы:

- приобщать воспитанников к духовно-нравственным традициям своего народа;

- способствовать общему развитию воспитанника на основе любви и интереса к культуре, языку своего народа;

- помогать воспитанникам в освоении социальных навыков и норм поведения.

Программа приобщает воспитанников к родным истокам через музейную деятельность – «Мини-музеи в ДОУ».

Создание мини-музеев [3] - это отдельный проект детей, родителей и воспитателей одной группы. Главная задача — выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями), определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей.

 Невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому они и имеют приставку «мини». В обычном музее ребёнок только созерцатель, а в мини-музее он – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители и родственники.

  В процессе создания мини-музеев в группах особое внимание уделялось созданию условий для самостоятельной деятельности дошкольников. Поскольку ведущей деятельностью для ребенка является игра, в каждом мини-музее был устроен уголок для самостоятельной деятельности, где воспитанники играют в различные игры. Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Наши мини-музеи – не традиционны: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены веревочкой, здесь не только можно, но и нужно все трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.

Экспонатами мини-музеев являются объекты живой и неживой природы. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов  выступают творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.  

Важное место в работе мини-музея отводится обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам и мероприятиям, организации выставок.  Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старшей дошкольной группы. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Интерьер мини-музея постоянен, обновляются лишь экспонаты, которые красочны и всегда вызывают живой интерес у детей.

Тематика мини-музеев разнообразна и ориентирована на детей разного возраста:

- "Мой город";

- "Народное творчество";

- "Домашние животные";

- «Народные куклы»;

- «Музыкальные инструменты".

C:\Users\Чулпан\Desktop\музей\DSC09339.JPGC:\Users\Админ\Desktop\Фото\мини -Музеи\DSC06035.JPG

Разнообразные экспонаты мини-музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок; разработанные схемы (памятки) описания музейных экспонатов помогают последовательно передавать внешние свойства и качества предметов.

Методические формы работы с детьми в музее достаточно разнообразны:

• обзорные и тематические экскурсии;

• познавательные занятия-экскурсии, занятия с элементами игры;

• тематические викторины;

• исследовательская деятельность;

• продуктивная деятельность;

• самостоятельная деятельность детей.

В ходе работы по организации работы мини-музея воспитанники приобрели следующие качества:

- личностные: самоопределение, опыт коллективной работы, осознание своей значимости, самообразование, умение оценивать свои поступки, познавательный интерес к миру, коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, умение работать с информацией, развитие элементов логического мышления.

- предметные: систему элементарных научных знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника по конкретной теме, у них формировались первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения, представления о значении того или иного объекта в нашей жизни.

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, развлечениях, рисуя свои рисунки, рассматривая экспозиции, воспитанники усвоили опыт социальных взаимоотношений, научились считаться с интересами и мнением других людей, приобрели умение выражать личное отношение к событиям и фактам, научились эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развили речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующие мини-музеи ДОУ продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

              Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.

Список литературы.

1. Авторская программа «Люби и знай, свой родной край!».

2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. «Мини-музей в детском саду» - М.: Линка-Пресс, 2008г.

3. ФГОС ДО, Приказ Миобрнауки России № 1155 от 17.10.2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитаниядошкольников...

" Мини-музеи в МДОУ как средство патриотического воспитания"

" Мини-музеи в МДОУ как средство патриотического воспитания"...

Презентация "Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей"

Презентация  в помощь воспитателю при создании Мини-музея в ДОУ...

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников

Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уде...

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания .Музей -это особое ,специальное организованное пространство ДОУ способствующее расширению кругозора...

Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...