Мастер - класс "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"
методическая разработка

Тохман Дарья Владимировна

Мастер - класс "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»

Автор составитель: Тохман Д.В.

воспитатель первой категории

Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии творческих способностей дошкольников через игру-импровизацию.

3. Познакомить с методами и приемами проведения театрализованного представления.

Планируемый результат: Мотивация присутствующих на работу по развитию творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности. Создание творческой атмосферы для участников мастер-класса.

Образовательный продукт: Театральная мини-постановка сказки «По щучьему веленью».

Структура мастер - класса

1. Актуализация. Постановка проблемы. Средства, методы и приемы.

2. Тренинг. Игры на развитие дикции, обогащение эмоциональной сферы, владение жестами.

3. Практикум. Театральная мини-постановка сказки «По щучьему веленью».

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

Уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по театральной педагогике и пополнить вашу методическую копилку методами и приемами проведения театрализованной деятельности, а так же играми и упражнениями, которые направлены у детей на развитие мастерства и сценического умения.

Предлагаю вашему вниманию цель, задачи, планируемый результат, образовательный продукт и структуру мастер- класса.

Существует множество форм обучения и воспитания как процесса всестороннего развития детей но,по моему мнению театральная деятельность стоит в этом ряду на первом месте. Этот вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению трех основных целей:

развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

созданию атмосферы творчества;

личностно-социальному развитию детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или мероприятии.

Выбор именно такого направления в моей работе обусловлен рядом причин.

Во-первых - специфика работы воспитателя и инструктора по физической культуре предусматривает проведение различных праздников и развлечений, в ходе которых дети должны выполнять различные роли, передавать характерные особенности того или иного персонажа.

Во- вторых - привычку к выразительной публичной речи, эмоциональной передаче какого либо образа, можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед большой аудиторией.

Проанализировав состояние творческих умений своих воспитанников, я сформулировала проблему – развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности, это и стало основной целью моей работы.

Отсюда определились задачи моей работы:

1. Развитие выразительной речи у детей.

2. Развитие их эмоциональной сферы.

3. Развитие навыков эмпатии (язык жестов и двигательных умений)

Самое важное, на мой взгляд, в работе по развитию творческих способностей это сформировать у ребёнка представление о том, чтобы стать артистом, нужно много уметь, а именно чётко говорить, правильно дышать, красиво двигаться, уметь правильно подобрать костюм. Для формирования этих качеств существует много игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, чёткой дикции и разнообразной интонации, эмоции и двигательных способностей, которые я и использовала в своей работе.

Например, для развития выразительности речи детей каждый день провожу артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность.

Часто использую фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом.

Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма использовала игровые упражнения В. В. Емельяновой.

Для развития памяти, воображения, фантазирования использовала этюды М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов.

Для развития сценической речи при работе над постановками использовала речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.

Для развития навыков эмпатии эффективными оказались игры - двигательные импровизации в парах. Они построены на невербальном взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях, тактильных ощущениях, принимаемых позах. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого.

Также эффективны игры на музыкальных инструментах, они развивают способности у детей эмоционально-ритмической подстройки друг к другу.

2. А чтобы Вам, Уважаемые коллеги, было более понятно проведем тренинг.

Предлагаю упражнение на развитие дикции. Повторяйте за мной все вместе четко, дружно и громко. Приготовились! Начали!

Упражнения на развитие дикции с подключением ритмизированных движений.

Ну-ка повторяйте: да-да-да

И не отставайте: да-да-да

Надо обязательно делать все внимательно,

повторять старательно: да-да-да

Ну-ка повторяйте: ла-ла-ла.

И не отставайте: ла-ла-ла.

Надо обязательно делать все внимательно,

повторять старательно: ла-ла-ла

Ну-ка повторяйте: ба-ба-ба.

И не отставайте: ба-ба-ба.

Надо обязательно делать все внимательно,

повторять старательно: ба-ба-ба.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Вы все были молодцы.

Для проведения следующей игры, Уважаемые коллеги, я прошу выйти несколько желающих.

1.Игра «Театральная разминка»

Цель: научить распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику и жесты.

Раз, два, три, четыре, пять —

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная».

Бывает, без сомнения,

разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

(грусть, радость, спокойствие, удивление, страх, восторг, ужас.)

Спасибо! Уважаемые коллеги! Ваши эмоции меня потрясли.

Для проведения следующей игры, Уважаемые коллеги, я прошу выйти следующих желающих.

Сейчас мы с вами будем развивать быстроту реакции, координацию движений и умение владеть жестами. Я буду задавать вопросы, а вы быстро будите отвечать на них: Вот так! Сопровождая ответ жестами. Делаем все четко и быстро.

2.Игра «КАК ЖИВЕШЬ?»

Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Ход игры.

ПедагогДети:

Как живешь? - Вот так! (с настроением показать большой палец).

Как плывёшь? - Вот так! (любым стилем).

Как бежишь? - Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть ногами).

Вдаль глядишь? - Вот так! (Руки «козырьком» или «биноклем» к глазам.)

Ждёшь обед? - Вот так! (Поза ожидания, подпереть щеку рукой.)

Машешь вслед? - Вот так! (Жест понятен.)

Утром спишь? - Вот так! (Ручки под щечку.)

А шалишь? - Вот так! (Надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками.)

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами.

А сейчас я приглашаю вас на наше театральное мини- представление по мотивам сказки «По щучьему веленью».

3. Театральная мини-постановка сказки «По щучьему веленью».

Тихо, тихо, открывайте глазки, начинаем сказку мы для вас:

Про Царя и Щуку, Машу и Емелю сами вы увидите сейчас.

Мы старались, сказку вспоминали, а потом учили мы стихи.

Песни подбирали, и костюмы шили и сюда нарядные пришли.

4. Рефлексия

Таким образом, Уважаемые коллеги, я надеюсь, что мой мастер – класс помог вам прочувствовать, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными, художественно-изобразительными, непосредственными, наконец, здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

А нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. И у себя в саду вы непременно займетесь развитием творческих способностей средствами театрализованной деятельности.

На этом мой мастер – класс закончен. Еще раз всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»Цель: Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятел...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года -2018" - "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года -2018": "Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности"...

«Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности»

laquo;Театр – это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир».(С. И.  Мерзлякова – автор программы «Волшебный мир театра»)...

Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности» ( с презентацией)

Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности» ( с презентацией)...

Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности» ( с презентацией)

Мастер-класс «Развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности» ( с презентацией)...