Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка читать".
консультация
Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка читать".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как научить ребенка читать».
ВВЕДЕНИЕ.
«Милее книги друга в мире нет»- узбекский поэт и мыслитель
Алишер Навои.
И с этим нельзя не согласиться. К сожалению, в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер. Книга всегда была «учителем» жизни. Нам нужно самим любить книгу, читать и уметь «заразить» этой любовью и детей. А научить детей читать – значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом, привить любовь к чтению. Следовательно, овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы. Открывая ребенку книгу — Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать, как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Консультация для родителей
«Как научить ребенка читать».
Родителям вполне под силу научить читать ребенка, если они будут делать это правильно. Главное – делать это, играя.
Если вы решили заняться обучением ребенка чтению, то делать это надо в игровой форме. Продолжительность обучения с детьми 4 лет не должна превышать 10 минут; если вы видите, что ребенку трудно высидеть 10 минут, сократите время. В этом возрасте необязательно заниматься каждый день, тем не менее старайтесь не делать большие перерывы (больше 3 дней).
С детьми 5-6 лет занимайтесь 15 минут. При первых же признаках усталости, рассеянности, потери интереса к игре с буквами, прекратите обучение. Старайтесь чаще поощрять малыша, пусть он будет радостным, от этого во многом зависит его интерес к знаниям и учебе в дальнейшем. Обучающий взрослый должен быть снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребёнку знания, но интереса к учению не привьют.
Старайтесь разнообразить игры, используйте в качестве еще одного обучаемого любимую игрушку вашего ребенка, которую можно активно вовлекать в игру. Устраивайте соревнования – кто быстрее прочитает тот или иной слог, Вы, Ваш ребенок или игрушка (конечно, при этом Вам нужно поддаваться, а за куклу говорить другим голосом.) Придумайте поощрения. Возможны и другие не менее эффективные педагогические приемы. Все зависит от Вашей фантазии!
Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.
С чего начать?
Если вы хотите научить своего ребёнка читать до его поступления в школу, начинать подготовку к этому нужно в возрасте 4 - 4,5 лет.
Прежде всего, нужно научить малыша выделять из звучащего слова гласные звуки, устанавливать место этих звуков (начало, середина, конец слова), соотносить их с буквами. Не спешите быстро пройти этот этап, добивайтесь чёткого выполнения заданий. Недостаточное внимание к позициям гласных в слове может привести впоследствии к таким нарушениям чтения и письма, как пропуски и замены букв.
Максимальная продолжительность занятий для 5-летних детей составляет 20 минут, для 6-летних - полчаса. Но это не относится к начальному этапу обучения! Делайте перерывы каждые 5-10 минут.
На начальном этапе следует изучать с ребёнком по одной букве в день или посвящать её изучению 2-3 дня. Следует часто, но ненавязчиво - в форме игры - повторять с ребёнком изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке, например: « Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука Б и т.п.»
Обучающий взрослый должен быть снисходительным, щедрым на похвалу и ласку. Занятия по принуждению, может быть, и дадут ребёнку знания, но интереса к учению не привьют.
Самые распространенные ошибки, допускаемые
взрослыми при обучении детей чтению.
1. В основе обучения чтению - не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например, М, следует научить его слышать звук (М) в слогах, словах.
Поиграйте в игру "Слушай внимательно»: предложите ребёнку хлопнуть в ладоши, услышав звук (М) - п, м, т, к, а, ам, ат, ак, та, ка, ма, мак, мама, папа, там, так, Тома, Катя и т.д.
Предложите отгадать, на какой звук начинаются слова: мама, мостик, мука, мышка, мох. На какой звук заканчиваются слова: дом, сом, ком, паром.
2. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО - т.е. так, как звучит ЗВУК. Возьмём, к примеру, звук (М). Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Не ME! Говоря ЭМ, мы произносим два звука - (Э) и (М). Данное обстоятельство только запутывает детей.
3. И ещё, уважаемый взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать.
4. Ещё одна грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть, ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! - и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.
Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: ММММА.
(Одновременно ребёнок переводит указку с буквы на букву.) Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!
Чтобы ребенку легче запоминать буквы
1. Взрослый пишет "трудную" букву большого размера (5-6 см), ребёнок раскрашивает. Под буквой взрослый или ребёнок рисует предметы, в названии которых первая буква для него трудная.
2. Лепка ребёнком буквы из пластилина.
3. Вырезание ребёнком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
4. "Написание" широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если пользоваться данным приёмом постоянно, то в случае возникновения затруднений взрослому достаточно будет "написать" букву в воздухе - и ребёнок мгновенно вспомнит её.
5. Сравнение буквы и её элементов со знакомыми предметами, другими буквами - на что похожа буква?
6. Обводка ребёнком букв, написанных взрослым.
7. Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.
8. Заучивание стихов, посвященных образам букв.
9. Нахождение трудной буквы на вывесках, названиях улиц.
10. Нахождение "правильных" и "неправильных" букв, букв, спрятанных на картинках.
Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
1. Выясните, различает ли ваш ребёнок понятия "слева" и "справа". Ребёнок должен уметь правильно выполнять задания: покажи своё правое ухо, левую ногу и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева.
2. Умеет ли ваш ребёнок складывать картинки из шести кубиков? Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры с различными "конструкторами" и "строителями".
Вот самые простые игры со звуками
- Игра «Назови первый звук в слове» или «Придумай слово» Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-арбуз?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «Есть ли звук, а в словах: «аист», «жук», «лук»? В каких словах есть звук «а»? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.
- Игра «Цепочка слов». Вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант. Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, «мяч» – «чемодан»-«нос»- «санки» - «игла» и т.д.
- Игра «Лото». Желательно, чтобы в игре принимали несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий спрашивает: «У кого есть слово, начинающиеся на звук п?» Руку поднимает те, у кого есть на карточках изображения предметов, названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображение. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.
- Игра со Звукоедиком!
Познакомьте ребёнка с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш)каф, (с)тул, и т.д. В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)», «тарелк(а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.
Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. В этом вам поможет следующая игра
Игра «Дом звуков».
Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к», - и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от».
Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.
Все эти игры настольные. Если ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно…
- Игра «Эстафета звуков».
Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы) на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по-своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?»
Одновременно со звуками знакомьте детей с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который она эта буква обозначает. И знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если выбудете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.
Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом со звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинках слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить не невидимые звуки, а буквы разрезной азбуки или кубики с изображением букв.
Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным. Здесь может помочь
- Игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протяните полоску с гласными. Помогайте читать слоги: ла, лу, ло, л ы. Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составьте предложение с данным словом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Не стоит заставлять малыша читать, чтобы не заложить у него негативное отношение к книгам. Желательно его заинтересовать, раскладывая по дому различные яркие книги, читая ребенку интересные истории. Все малыши стремятся походить на своих родителей во всем, им будет интересно, как читает его мама; изучайте слоги и слова, а не буквы. Любовь к чтению и книгам начинается с родителей, поэтому они должны показывать личный пример. Читайте с детьми с первого года жизни. Не стоит изобретать волшебные способы обучения чтению, торопить события, всему свое время, если ребенок пока не готов к обучению, лучше повременить с этим. Нужно помнить, что обучение чтению является длительным по времени процессом, когда у ребенка формируется личный темп освоения науки чтения. Здесь главное, что нужно, — это запастись терпением и пониманием того, что ваш ребенок – индивидуальность, которую нельзя ни с кем сравнивать. Научить ребенка читать- это реально, тут все зависит от желания родителей и педагогов, и готовности малыша к обучению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Гурович Л.М; Береговая Л.Б; Логинова В.И.; Ребенок и книга - М.; «Просвещение» 1992.
2. Миронова Н.П; Как научить ребенка любить литературу? – Дошкольное воспитание, № 5, 2005.
3.Организация образовательной работы ДОУ по приобщению детей художественной литературе, воспитанию в дошкольнике грамотного читателя http://festival. lseptember. ry
4.Савельева Ю.А. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы. Дошкольное воспитание № 7, 2015 г.
5.Смирнова О.Д; «Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность» МОИПКРОиК. Кафедра дошкольного образования, Мурманск, 2007 г.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования -М.: Центр педагогического образования, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: " Как научить ребенка читать"
Консультация для родителей на тему: " Как научить ребенка читать"...
Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка читать"
Как научить ребенка читать до школы...
Консультация для родителей на тему: «Как научить ребенка читать»
Консультация для родителейна тему:«Как научить ребенка читать»...
Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка читать"
Научить дошкольника читать, не отбив при этом интереса к книгам, реально. Лайфхакер отобрал лучшие способы для ответственных родителей....
Консультация для родителей на тему "Как научить ребенка правильному поведению ребенка при пожаре"
Познакомить родителей с тем, какими знаниями должен обладать ребенок на случай пожара....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КОГДА И КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ"
об особенностях подготовки к обучению грамоте у детей с нарушением зрения...
Консультация для родителей на тему: "Как научить ребенка слушать и слышать ребенка".
Позновательная и очень интересная тема для родителей...