День снятия блокады Ленинграда
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Снятие блокады Ленинграда | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: «День снятия блокады Ленинграда».
Цели и задачи:
обогатить знания детей о героическом прошлом города Ленинграда - блокаде;
- формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца;
- воспитывать любовь к городу - герою;
- развивать устную речь;
- закреплять навыки рисования, создавать постройки из строителя.
Предварительная работа: - чтение художественных произведений по теме;
- прослушивание песен и музыки военных лет;
- чтение и разучивание стихов о блокадном городе;
- просмотр мультипликационных фильмов по теме, соответствующих возрасту;
- рассматривание картин о войне;
- создание альбома о блокаде совместно родители- дети.
Ход занятия:
- Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда. Это очень памятная дата для нашей страны.
-А кто мне скажет, как назывался город во время войны?
-Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
Послушайте,сколько имён было у города? Петербург – один, Петроград – два, Ленинград – три, Санкт – Петербург - четыре. А как называется город в настоящее время?
-Много испытаний было у прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.
- Ребята, давайте посмотрим как выглядит город на карте.
(границы города, улицы, дома) - А давайте построим наш город?
(на столе, дети из конструктора строят город)
- Какой замечательный получился город. До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война, и очень скоро враги оказались рядом с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
- Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (звучит песня «Вставай страна огромная…») В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу.
- Вот и тогда все встали на защиту города. В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…
Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900…это почти 2,5года. Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.
Кусочек хлеба был так мал, что вес его даже не ощущался в руке. В городе не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.
Надвигался голод! Люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки.
- Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Больше месяца прожили ленинградцы на таком пайке.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
Жители истощённые голодом, обессиленные, жили в холодных квартирах с выбитыми стёклами, а зимой был – 41 градус, за водой, ходили к реке Неве.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов фашисты направили на город Ленинград, чтобы стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город.
- Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома
(звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца,
Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
- Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
Не жалея себя шофёры с обмороженными руками, которые от холода не двигались, обливали их бензином, поджигали для того, чтоб их отогреть, ремонтировали машины и везли хлеб в город умирающим от холода и голода жителям Ленинграда.
- Ленинград был отрезан от большой земли. В городе оставались
в основном женщины, старики и дети. Все кто мог держать оружие ушли на фронт. На заводах работали даже дети- школьники.
В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии, проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять, что город живет.
Какое – то время ещё работали школы. Сидели в пальто и шапках в не топленом классе, голодные. Электричества уже не было, в квартирах горели коптилки – баночки с горючей жидкостью, в которые вставляли маленький фитилёк.
Физ.минутка: «Перейди на другой берег» ( дети делятся на 2 команды «шофёры» и «раненые», строятся друг напротив друга, на расстоянии. Между ними лежат «льдинки», одна команда прыгает с льдинки на льдинку, переправляясь на др.берег , берёт одного «раненого» и бегом возвращаются обратно. Затем ребята меняются ролями.
12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление. Через 6 дней ожесточённых боёв кольцо блокады было прорвано.
Ленинградцы не сдались, они выстояли. А наши солдаты делали всё возможное, чтобы освободить город. И, наконец, наступил день великого ликования – 27 января 1944г. Радио объявило: «Город Ленинград освобождён от вражеской блокады!
Город на Неве остался непокоренным, но Победа нам далась дорогой ценой. Вряд ли найдется в городе семья, у которой блокада не унесла жизнь родных, близких, любимых. Они отстояли свободу родного города и победили.
Отшумели тяжёлые бои, многие здания были разрушены. Город стал залечивать раны, отстраивать и восстанавливать всё то, что разбомбил враг.
Давайте вспомним о тех, кто погиб в эти страшные блокадные дни и почтим их светлую память минутой молчания.
Метроном.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Подвиг, совершённый в годы блокады, навсегда останется в памяти народа. Память о погибших, в названиях улиц и площадей города, в величественных монументах и мемориальных комплексах. 29 октября 1966 года на месте, где было прорвано кольцо блокады, установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо».Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни. У подножия кольца выбиты строки Бронислава Кежуна:
Потомок, знай: в суровые года,
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда.
В честь обороны города создан Зелёный пояс Славы. Один из памятников Зелёного пояса Славы – «Цветок жизни». Он посвящён детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми.
За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой!
.
Через год, 27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом; прозвучал над Невой торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий.
- Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
Священное место, для каждого Ленинграда – Пискарёвское мемориальное кладбище.
На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Здесь нет ничего праздничного, но здесь очень торжественно и тихо. Ведь здесь похоронены ленинградцы, о подвиге которых мы будем помнить всегда.
На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
6. Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
- Ребята, мы с вами сегодня сделаем открытку- аппликацию «Цветок Жизни».
Всё, что вам нужно лежит у вас на столах. Садитесь на свои места и приступайте к работе.
(дети собирают и наклеивают аппликацию).
В группе проводится выставка открыток.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...
"День снятия блокады Ленинграда"
Занятие по слушанию музыки . "Ленинградская симфония" Д.Шостаковича....
тематическое занятие для старшего возраста. "День снятия блокады Ленинграда."
В занятии предлагается детям информационный, исторический материал; воспоминания о жизни жителей блокадного города....
Конспект интегрированного занятия по теме: "День снятия блокады Ленинграда"
Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия по теме: "День снятия блокады Ленинграда"...
Презентация "День снятия Блокады Ленинграда"
Презентация и текст к мероприятию,посвящённому Дню снятия Блокады Ленинграда....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет. Познавательное развитие. « День снятия блокады Ленинграда»
Сненарий вечера памяти, посвященного Дню полного прорыва блокады Ленинграда....
Зимний город (25 января – День освобождения Воронежа, 27 января - День снятия блокады Ленинграда)
Цель: познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Ленинграда от фашистских захватчиков. Задачи: дать детям представление о мужестве и героизме защитников Ле...