Сценарий родительского собрания "Сенсорное развитие детей раннего возраста".
методическая разработка

Краткая аннотация: в данном сценарии родительского собрания раскрыты особенности организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Сценарий содержит методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания по теме «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий родительского собрания.30.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей № 2 "Калинка"

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Родительское собрание

Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей

раннего возраста»

Воспитатели:

Кондратьева Ирина Владимировна

Широкина Мария Олеговна

Новочебоксарск, 2022

Сценарий родительского собрания

«Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Краткая аннотация: в данном сценарии родительского собрания раскрыты особенности организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Сценарий содержит методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания по теме «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

Цель: формирование представлений родителей о развитии сенсорных способностей детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Создать психологический настрой, способствующий сплочению коллектива родителей.
  2. Расширить знания родителей о сенсорном воспитании детей раннего возраста и о его значимости.
  3. Показать родителям на практике игры для развития сенсорных способностей детей.

Форма проведения: информационно-игровая.

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: родители, воспитатели.

Подготовка:

  • изучение литературы по теме родительского собрания;
  • проведение анкетирования родителей (приложение 1);
  • изготовление пригласительных на родительское собрание;
  • подбор музыкального сопровождения;
  • организация пространства для проведения игр;
  • составление конспекта, нахождение всего необходимого оборудования для проведения игр.

План мероприятия:

  1. Вступительная речь воспитателей.
  2. Беседа с родителями на тему «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».
  3. Динамическая пауза.
  4. Игровые задания с родителями.
  5. Подведение итогов.
  6. Рефлексия «Дерево пожеланий».

Ход собрания

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. По результатам анкетирования наше собрание посвящено сенсорному развитию ребенка раннего возраста.

«Ребенку исполнилось 2 года. Это важный рубеж в его жизни. Именно в этот период закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. И чтобы это формирование было полноценным, необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых» (Л. Венгер).

Неслучайно мы начали собрание с этих слов, так как речь сегодня пойдет о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

А знаете ли Вы, что такое сенсорное развитие? 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов (величина, цвет, форма, запах, вкус) и различных явлениях окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

В раннем возрасте малыш приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств, развитие которых идет очень интенсивно в период от 0 до 3 лет. Необходимо предоставить ребенку как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его осматриванию, выслушиванию, опробованию.

Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Взрослому под силу помочь малышу увидеть красоту и многообразие окружающего мира, а также воспринимать сенсорные впечатления более осознанно – запоминать, дифференцировать, называть, использовать знания о свойствах предметов и явлений в различных ситуациях.

Задача взрослого – расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно различными способами. Один из них – это игра – ведущий вид деятельности маленького человека, главный источник его развития. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто с ним поиграть. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но ее цель – познание мира, остается неизменной.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с десятимесячного возраста.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Пальчиковые игры - упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости; массаж «активных точек» на пальцах и ладонях.

Эти игры можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны, эмоциональны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), которые также развивают силу руки и пальцев, обеспечивают смену тонуса мускулатуры рук.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

В раннем и младшем дошкольном возрасте важно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Дорогие родители, мы вас просим выйти и встать в круг (динамическая пауза с родителями) и вспомнить, как наши детки танцуют дома или какие они делают танцевальные упражнения:

  • выходят в круг и «ковырялочку» выполняют те родители, которые любят поспать;
  • выходят в круг и хлопают в ладошки те родители, которые любят сладкое;
  • выходят в круг и делают «пружинку» те родители, которые любят делать заготовки на зиму;
  • выходят в круг и танцуют те родители, которые любят активный отдых;
  • выходят в круг и жмут друг-другу те родители, которые любят своих детей.

Молодцы, замечательно у нас получилось! Мы с вами одна команда и наша цель едина – воспитать здоровых и счастливых детей.

А сейчас мы хотим поделиться своим опытом работы и поиграть с вами в сенсорные дидактические игры, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома.

Игра «Волшебный мешочек». Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «мешочке», и после того, как вы вытащите предмет, описать его. Эта игра формирует у наших детей восприятие предмета и связную речь.

Игра с прищепками «Дополни картину». Перед вами шаблоны картинок, с помощью прищепок необходимо закончить рисунок: к солнышку прикрепить лучики, к тучке – капельки дождя, к рыбке – хвостик и плавники, к ёжику – иголки, к цветам –

лепестки.

Дети – это наше будущее, и каким оно будет, зависит от нас. Развивайте своих малышей сейчас, дальше будет легче. Уважаемые родители, мы очень благодарны вам, что смогли прийти, надеемся на дальнейшее сотрудничество. Нам, педагогам детского сада, хочется узнать: что было значимым для каждого из вас, нашли ли ответы на свои вопросы, какие выводы сделали, а также – пожелания на будущее. Ваши отзывы и пожелания мы просим повесить на нашем «Дереве пожеланий».

Приложение 1

Анкета для родителей

Уважаемые родители! К родительскому собранию по теме ««Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста» просим вас заполнить предлагаемую анкету.

 1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие ребенка?

да

нет

не знаю

2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития ребенка в раннем возрасте:

          считаю нужным

          не считаю нужным

          затрудняюсь ответить

3. Созданы ли в группе условия для развития сенсорного восприятия ребенка?

да

нет

не знаю

4. Имеется ли в  группе информация для родителей о сенсорном развитии:

информация отсутствует

я не обращаю внимания на информацию

информация интересная, но не имеет практической значимости для меня

наглядная информация интересна и полезна для меня

5. Как вы оцениваете уровень развития сенсорного восприятия у вашего ребенка?

высокий

средний

низкий

6. Есть ли у вас дома дидактические игры по сенсорному воспитанию:

да

нет

не знаю

7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Список использованной литературы

  1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М. : Просвещение, 1998. – 143 с.
  2. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : Пособие для воспитателя дет. сада / Э. Г. Пилюгина – М. : Просвещение, 1983. – 100 с.
  3. Смирнова Е. О. Познавательное развитие детей : методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, С. Ю. Мещерякова, Т. В. Ермолова. – М. : ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 96 с.
  4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е. А. Янушко. – М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. – 351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Игрушки для развития детей раннего возраста»

Издавна для развития маленьких детей использовали игрушки. «Игрушки – не балушки» - так говорит народная мудрость   о значении игрушек в жизни детей.  В результате многочисленных психол...

Родительское собрание в первой группе раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Родительское собрание в первой  группе раннего возраста  «Сенсорное развитие детей раннего возраста»...

Родительское собрание «Развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»

Доклад на тему  «Развитие детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора»...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Родительское собрание "Адаптация детей раннего возраста в группе раннего возраста"

Родительское собрание "Адаптация детей раннего возраста в группе раннего возраста"...