Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми среднего дошкольного возраста
материал (средняя группа)

Александрова Светлана Викторовна

Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми среднего дошкольного возраста.

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, при наблюдении на прогулке, при обсуждении сказок и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Успех овладения речевой деятельностью в детском саду зависит от педагогических условий.

Для речевого развития дошкольников важным условием являются:

- создание предметно-развивающей речевой среды (различные дидактическими материалами, наглядность по различным лексическим темам, различные пособия и игровые материалы)

- речевая мотивация ребенка. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. (Иллюстрации, показ мультфильмов, словесные рассказы, игры, практические упражнения, моделирование, наблюдение, поисковые игры «Как помочь герою», например).

- научно-методическое обеспечение педагогов и родителей (стенды, папки-передвижки в доступных для родителей местах.)

-  инновационные методы обучения в развитии речи дошкольников. (Одной из таких инноваций может быть применение элементов ТРИЗ-технологий (ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, в идею которой входит творческое решение проблемы)

- создание материально-технической базы. (Для полноценного речевого развития в группе должны быть различные методические пособия, большой запас наглядного материала, современное техническое оснащение (магнитофон с необходимыми дисками, проектор), а также материал, развивающий мелкую моторику.

Все эти условия мы совместили и объединили в центр развития речи в группе, поскольку это важный фактор познавательно - речевого развития детей. Наличие речевого центра позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук. Мы считаем, что речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка. Картотека по развитию связной речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей: игры на развитие словаря, игры по формированию грамматического строя речи, игры на речевые процессы, и т д. Данная картотека помогает нам вести планомерную работу с детьми по развитию речи. Была продуманна сетка совместной деятельности воспитателя и ребенка по речевому развитию в течении дня.

Дни недели.

I половина дня

Прогулка

Перед обедом

Вечер

Понедельник

Беседа о

проведеных выходных

Координация речи с

движением

Пальчиковая игра

Подвижная игра

Вторник

Рассматривание  картин

Хороводные  игры

Развивающая игра

(внимание,

память)

Сюжетно ролевая игра

Среда

Дидактические игры (общение)

Подвижные игры

Игра

драматизация (театр пальчиковых настольных

игр)

Нестандартные техники рисования

Четверг

Настольные игры (разрезные

карточки)

Игра -

эксперимент

Дидактическая игра (звуковая

культура речи)

Лото

Пятница

Дидактические игры (воображение)

Хороводные игры (речь с движением)

Словесная игра

Строительн-конструктивная  игра.

Речь – является одной из важнейших познавательных процессов человека. Именно поэтому создание речевого центра позволило нам активизировать познавательные процессы у детей, вызвать интерес к исследовательской деятельности, проведению опытов. Дети самостоятельно в течение дня подходят к речевому центру: делают гимнастику для язычка, выполняют игровые упражнения на развитие воздушной струи, с интересом обводят трафареты, штрихуют, раскрашивают картинки, играют в игры со шнуровкой, липучками, мозаиками, пазлами, домино, речевым лото, называют картинки в звуковых альбомах.

Создание речевого центра позволило нам не только вызвать у детей желание играть в речевые игры со взрослыми, но и развивать познавательные способности. Все это позволило нам добиться положительной динамики как в речевой так и познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...

Консультация для педагогов ДОУ «Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 158»города Магнитогорска УтверждаюЗаведующийМДОУ «Ц.р.р. – д/с № 158»...

Педагогические условия организации театрализованной деятельности детей среднего дошкольного возраста

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - но...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА /консультация для воспитателей/

Деятельностный подход к развитию речи ребенка - залог успешной реализации одной из областей ФГОС....

Из опыта работы. Тема: "Психолого - педагогические условия организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

            Вопросы организации исследовательской деятельности детей являются в настоящее время очень важными и значимыми. Современному обществу нужны люди, облада...

Педагогические условия организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в детском саду

Для детей младшего дошкольного возраста игровая деятельность обеспечивает зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов и функций и личности в целом....